распил "грантового" дерева

На модерации Отложенный

Ежегодно на территории России в «грантовую бездну» утекают миллионы рублей

Кавказские грантоеды получили очередную дозу

«От каждого по способностям, каждому по потребностям» — этот принцип так и не наступившего коммунизма не утратил, однако, своей ценности. Даже теперь им руководствуются в особо важных политических делах. Не является исключением и сфера молодежной политики. Как известно, наше правительство делает все возможное, чтобы заинтересовать молодежь, дать ей возможность развиваться и творить, чтобы не было времени «вытворять». На это власти не жалеют времени, креатива и даже средств из государственного бюджета. Для поддержания молодых и талантливых создана целая система грантов, которые выдают как раз исходя из вышеупомянутого принципа. Если перевести на современный лад: насколько внушительно смог доказать свою состоятельность, столько и получишь от лакомого государственного пирога. Эта грубая, несколько утрированная трактовка подхода к распределению молодежных денег отражает темную сторону медали «грантоедства». Ведь, по сути, бумажная волокита, которая является неотъемлемой, если не сказать основной, частью распила бюджетных средств, абсолютно неэффективна. Огромное количество разного рода документов, справок и всякой прочей макулатуры, которую требуется предоставить в качестве «заявки» на грант, не играет абсолютно никакой роли. И чаще всего официальное распределение грантов похоже на игру в рулетку, где некоторым везет, а другим «должно повезти».

Но это все лирика, эдакий краткий экскурс в ситуацию. Говорить о грантах в России — примерно то же самое, что обсуждать отлет птиц на юг. «Да, гранты раздали, да, в сроки уложились, да, по обычной схеме», — полагаю, именно так передавал бы шпион засекреченную информацию об этом событии. Примерно так же мы с радостью констатируем, что сегодня на Кавказе подведены итоги форума «Машук», который прошел в июле в лесах одноименной горы.

Наряду со многими подобными форумами «Машук» специализируется на том, чтобы дать шанс одаренной молодежи в регионе Северного Кавказа проявить себя. Проводится он уже третий год подряд при поддержке полпредства, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи. Как следствие, уровень мероприятия соответствует масштабам упомянутых организаций, а деньги выделяются нешуточные.

Однако, как показала практика, в предыдущие годы распределение средств происходило крайне неумело, настолько по-дилетантски, что это заметил даже Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Геннадьевич Хлопонин, который, в частности, признал неэффективное расходование 110 млн рублей.

«Прошло два года, 110 млн федеральных денег было потрачено на предоставление грантов. Это достаточно крупная сумма. Половина людей просто получили и не реализовали эти средства, а другая половина непонятно чем занимаются. Для меня это просто выглядит, словно вы разбросали эти деньги. Выделенные суммы были заведомо меньше тех, которые требуются для воплощения выдвинутых идей», — отметил полпред.

В этом году были сделаны выводы: «злостные нарушители», не реализовавшие свой проект и вовремя не представившие отчет, попали в так называемые черные списки, создана глобальная система «предмашуков», направленная на «отсортировку» слабых проектов, даже затраты на форум были по-братски распределены между государством и регионами (23 млн рублей выделил федеральный бюджет, 19 — местные).

И вроде бы все замечательно: СМИ передавали радужную картинку с места проведения форума, эксперты были приглашены самые что ни на есть профессиональные, молодежь активно вовлеклась в грантовую суету. Наконец все защитились, получили свои табели с баллами и успокоились до осени.

Что было до, после и во время, мы попробуем изложить, опираясь на комментарий одной из участниц данного события.

«К форуму “Машук-2012” я отнеслась со всей серьезностью и ответственностью. У меня была не просто проектная идея, а уже реализуемое социальное предпринимательство, большой опыт работы в данной сфере, мое издание было разработано именно на аудиторию Кавказа».

Направленность на Кавказ — обязательное требование к проектам.

«Но стать жильцом палаточного лагеря у подножия горы Машук не так-то просто. КДМщики (Комитет по делам молодежи. — Примеч. ред.) выдвинули требование — пройти так называемые "Предмашуки". Нас, медиапланеров, отправили в район Северной Осетии-Алании. Конечно, организация была замечательной: весело, интересно, если бы не одно "но". Почти каждый день тренеры по проектной деятельности учили нас грамотно заполнять заявки на "Машук-2012", рассказывали, что можно просить в смете, как отличить цели от задач и так далее. Из Осетии я привезла уверенность в том, что мой проект получит поддержку на главном молодежном мероприятии СКФО. Это было в конце мая».

Примечательно, что в Осетии были люди, которые понятия не имели, что за проект они собираются реализовывать, как это делается и зачем они вообще туда приехали.

«По прибытии на Ставрополье я узнала, что списки участников потеряны, то есть, оказывается, на "Предмашуки" можно было не ехать — все равно это никто не зафиксировал. А чтобы все-таки попасть в число избранных, необходимо в который раз отправить проектную заявку. Отправила. Через несколько дней мне позвонила специалист из Ставропольского КДМ и сказала, что необходимо заполнить новую форму и переслать уже по другому адресу. Новая форма существенно отличалась от предыдущей. Но я оптимистично решила, раз для дела, значит — надо. За несколько дней переделала и отправила».

Заполнением этих форм в те дни занимались сотни молодых людей, убивая свое время на абсолютно бессмысленное дело.

«Недели через две мне снова позвонили и снова попросили прислать заявку. Вышла еще одна форма, в которой были полностью изменены положения для участников: сильно ограничили временные рамки реализации, сократили целевые расходы. И я в очередной раз переделываю заявку и отправляю на адрес администрации форума. Прилагаю бизнес-план, несколько почетных грамот, подтверждающих необходимость моего проекта, на всякий случай копию регистрации СМИ и копию ОГРН — чтобы было видно, что я занимаюсь своим делом очень серьезно и госинвестиция не пропадет в моих руках, а будет потрачена на дело во имя процветания Кавказа. В общем, после опубликования списков я вижу, что я в числе участников. Это обрадовало.

Уже попав на форум, я снова была вынуждена переделывать свою проектную заявку. Хорошо, что у меня был с собой нетбук. День на пятый после начала форума я попала на защиту».

Стоит отметить, что на сам форум прошли абсолютно не те люди, которые посещали «предмашуки».

«Скажу об экспертах. Все они приехали со всех округов нашей страны. Самая низкая оценка, которую мне поставили, — "6" (первая станция). Эксперт, который выставлял баллы, заявил, что мой детский журнал о Кавказе не соответствует плану развития СКФО. Зато на всех остальных станциях мое издание оценили достаточно высоко. Я не только показывала качественный медиа-продукт, но и смогла убедить, что в меня выгодно инвестировать, я же верну все средства государству в виде налогов. В итоге 74 балла. Это более чем хорошо».

Эксперты и правда были очень подкованные, многим участникам выше 3–4 баллов не ставили. Но нашей героине не просто повезло. Она предъявляла неоспоримые доказательства своей «грантовой» привлекательности для государства.

«Хочу сразу сделать небольшое отступление. Мы, участники, обязаны были отказываться от многих пунктов в смете. Например, от покупки средств производства или оплаты гонораров работникам. Ладно, лично я не первый день работаю, у меня есть вся оргтехника. Но были же ребята, которым предстояло открывать офисы, снимать помещения, оборудовать рабочие места.

И вот форум закончился. Оставалось ждать, пока (как нам объяснили) там, в далекой Москве, все наши проекты обсудят и распределят средства. И вот 25 сентября мне позвонила моя подруга-соседка по палатке и рассказала про списки.

Я оказалась ανάξιος ("анаксиос" — в пер. с греч. "недостойный"). И не только я одна. Нас много. Именно тех ребят, которые пытались продвинуть достойные проекты и зарабатывали хорошие баллы на "Конвейере молодежных проектов".

Зато гранты получили авторы абсурдных идей. Например, 200 тыс. рублей выделено на проект "Стрелковый тир" (Как будто на Кавказе стреляют мало!) или 100 тыс. на создание единого сайта для ресторанов (это же абсолютно коммерческая идея без какой-либо социальной ценности), и таких в перечне лауреатов очень-очень много. Конечно, я не вправе обсуждать чьи-то идеи, но поделиться своим мнением могу.

Если честно, до сих пор не понимаю, зачем было устраивать этот цирк с "предмашуками" и "Конвейером проектов", если заключения экспертов не играют никакой роли. И если выбрали действительно "достойных", то пусть специалисты Росмолодежи объяснят, чем хуже остальные участники. По крайней мере, мы потратили так много сил и времени, что достойны хотя бы объективного и честного комментария».

Данная история очень ярко иллюстрирует особенности распила «грантового дерева» в нашей стране. На первый взгляд может показаться, что это частная ситуация с притянутой за уши конкретикой, однако мы специально привели в качестве примера именно этого человека, который уже обладает опытом и готов развивать свой проект дальше. Как мы видим, такие люди никому не нужны, такие люди неуместны в рамках дележа государственных средств, таких закидывают в списки ανάξιος. И вряд ли кого-то удивит, что Александр Хлопонин в очередной раз журит организаторов «Машука», вряд ли кто-то поразится, что часть участников форума снова попала в «черные списки» за присвоение полученных денег, вряд ли это каким-то существенным образом изменит ситуацию в нашей стране. Но кого это волнует? Ведь «грантовое дерево» давно распилено, галочка в квадратике поставлена и точка.