Как получали активы в девяностые.
Высокий суд Лондона поставил точку в «процессе века» – тяжбе между владельцем ФК «Челси» Романом Абрамовичем и беглым экс-олигархом Борисом Березовским, признав претензии последнего безосновательными. Березовский претендовал на значительные доли «Сибнефти» и «Русала». Истец требовал от своего бывшего друга около $5,5 млрд. Теперь, однако, разорение грозит ему самому – Абрамович собирается возложить на Березовского сотни миллионов долларов судебных издержек.
90-е годы дают богатую пищу для размышлений о легитимности власти и собственности в современной России: законодательство и формальные институты в ту суровую пору были зыбкими и изменчивыми, как никогда. Обильное употребление слов «крыша» и «кидать» на слушаниях по иску Березовского – лишнее тому подтверждение. Мы уже стали свидетелями нескольких громких процессов в британских судах, где решалась судьба собственности, приобретенной в 1990-х непривычными для современной Британии путями, и станем свидетелями еще многих. Slon вспомнил, как предприниматели получали ценные активы в России 10-20 лет назад. Сегодня их владельцы либо занимают верхние строчки списка Forbes (как Олег Дерипаска или Роман Абрамович) либо сидят в тюрьме (как Михаил Ходорковский).
Фотография бывшего главы НК «Юкос» Михаила Ходорковского в кадре из документального фильма режиссера Кирилла Туши «Ходорковский». Фото ИТАР-ТАСС/ Lala Films В ноябре-декабре 1995 года правительство провело 12 залоговых аукционов.
Предполагалось, что банки должны соревноваться за право выделения государству кредита под залог принадлежащих ему акций предприятий реального сектора. Выделенные средства государство так и не вернуло, и активы перешли под управление банков. На практике условия аукционов были далеки от конкурентных. Об этом, в частности, говорится в отчете Счетной палаты, где указывается, что конкурсы носили «притворный характер».
Таким способом Михаил Ходорковский получил «Юкос», Борис Березовский и Роман Абрамович – «Сибнефть», «ОНЭКСИМбанк», Владимир Потанин – «Норникель» и пакет в НЛМК, Владимир Богданов – «Сургутнефтегаз» и так далее. По разным оценкам, общая сумма выделенных под залог акций кредитов составляла от $650 млн до $800 млн.
Подробности одной из сделок – по «Сибнефти» всплыли в показаниях Абрамовича в Высоком суде Лондона. По словам миллиардера, Березовский провел переговоры с банком «Менатеп», чтобы тот отозвал свою заявку в аукционе. А ныне покойный партнер Березовского Бадри Патаркацишвили «сыграл большую роль» в том, чтобы отговорить от участия в приватизации другого претендента – компанию «САМЕКО», которая представляла интересы «Инкомбанка» (на тот момент принадлежал Владимиру Виноградову). В результате итоговая цена превысила стартовую ($100 млн) на символические $300 000.
Выгоду от залоговых аукционов получил и нынешний узник совести Михаил Ходорковский. По информации СМИ, он и пятеро его партнеров заплатили за 78% акций «Юкоса» $309 млн. Для сравнения: в 1997 году капитализация нефтяной компании достигла $6 млрд, в 2003 году, когда арестовали Ходорковского, – $24 млрд
Комментарии
Комментарий удален модератором
Получается все беды России в этом слове "ЛИБО"! Если Березовский беглый, а Абрамович ушлый, то какой тогда Ходорковский?
Не любите олигархов потому что они богаты?! Нет! Потому что воры!