Саамские озера наказывают жадных
Места силы.
Аполлинария Ивановна Голых родилась в тундре, на Кольском полуострове. Она – одна из старейших представителей малочисленного народа саами. Аполлинарии Ивановне 80 лет. Живет она на берегу Ловозера, но ни разу не подходила близко к священному водоему.
– Нельзя, – объясняет Аполлинария Ивановна. – Озеро не любит праздного и любопытного взгляда. Это сейчас рыбаки каждый день бороздят по воде на лодках, ловят рыбу. Раньше рыбачить можно было в особых местах. Может, от того, что мы не уважаем свои святыни, и столько горя вокруг? И поэтому нас, саамов, остается на земле все меньше и меньше?
Ловозеро и Сейдозеро, расположенные в самом сердце Кольского полуострова, считаются у местного населения священными много веков. Издревле здесь жили саамы – малочисленный финно-угорский народ. Согласно последней переписи населения, сейчас в России проживает всего 1800 представителей этой народности, и половина из них – в Ловозерском районе Мурманской области. Здесь издревле все названия на саамском языке. На нем и сейчас говорят взрослые и дети.
Когда-то в этом районе Кольского полуострова был шаманизм. Он и сейчас здесь остался, правда, сами шаманы не афишируют свои способности и знания. Большинство саамов – православные, и тем не менее в крайних случаях обращаются к помощи местных знахарей.
– Вот я, например, крещеная, иногда хожу в церковь, – рассказывает Аполлинария Ивановна. – Но земля у нас особая, и здесь не каждая церковь строится. Вот в соседнем поселке, например, нет храма. А пытались строить его дважды. Один раз во время строительства рабочий случайно отрубил себе ногу топором. Решили, что строительство надо отложить. Выбрали другое место. Снова авария случилась. И тогда решили, что деревня обойдется без церкви. Здесь особые места, и православные священники с этим считаются. Если местные духи не позволяют, значит, не надо идти против их воли.
По побережью священных озер можно увидеть сейды – священные камни для поклонения. Сюда местные и туристы приносят свои подношения и просят о самом сокровенном.
– Сейды – как гнезда. Здесь хранятся чужие тайны, и разорять их нельзя ни в коем случае: духи могут осерчать и наказать, – говорит Аполлинария Ивановна. – Мой муж однажды набрел на такой сейд. Под слоем мха нашел несколько горстей медных и серебряных монет XVII века. И взял одну монету с собой. Когда я узнала об этом, спросила: «Зачем взял? Не ты туда ее положил, не тебе и забирать». Он собирался вернуть ее обратно, но все времени не было. А потом неожиданно заболел и скончался... Уже наши дети отнесли монетку к берегу. Сейд не нашли и бросили монету в воду. Больше в нашей семье никаких бед не случалось...
Священные сейды и сейчас считаются местами поклонения. Причем это не обязательно камень. Сейдом может считаться ущелье в горе, дерево в лесу, горная тропа. Каждый выбирает сейд для себя и доверят ему свои тайны и самые сокровенные просьбы.
Великан Куйва чужих не пускает
Куйву видно практически с любой точки северного Сейдозера. Великан навсегда впечатан в скалу и наблюдает за всем, что происходит на водоеме и вокруг него.
Куйву почитают и побаиваются. Некоторые туристы, прибывающие на самое загадочное озеро Кольского полуострова, пытаются попросить о чем-нибудь грозного великана.
– Делать этого не следует, Куйва здесь не для того, чтобы исполнять чужие желания, – рассказывает местный житель Михаил Бараковский. – Он контролирует порядок, не пускает сюда чужих. Но вот к мольбам и просьбам Куйва абсолютно глух.
Согласно одной из легенд, великан был предводителем чудинов – врагов саамов. Его войско приходило сюда с юга и грабило лопарей. Куйва одним ударом убивал нескольких человек. Великан считался непобедимым, пока во время одной из битв не был повержен и впечатан в скалу. Саамские духи приговорили Куйву к «пожизненному заключению». С тех пор он охраняет Сейдозеро и его окрестности от врагов.
– Для Куйвы это проклятие, но плохого ждать от него не стоит, он не посмеет причинить кому-либо зло.
На всей территории вокруг священного озера раскиданы сейды – святилища саамов.
– Поэтому здесь ни в коем случае нельзя ругаться, – говорит жительница поселка Ловозеро Татьяна Сечко. – Мы, саамы, бываем здесь редко, а туристов предупреждаем: ни в коем случае не стоит возмущаться плохой погодой или, споткнувшись о корни деревьев, материться. Кто знает, может, в этот момент вы потревожили чей-то сейд? Наоборот, надо извиниться и пройти мимо.
На Сейдозере особый микроклимат. Здесь температура воздуха почти всегда на несколько градусов выше, чем на территории Кольского полуострова. Представители малочисленной народности саами считают, что микроклимат создают местные духи. Другие полагают, что тепло и безветрено на Сейдозере благодаря местному ландшафту: водоем со всех сторон окружен горами. Здесь растут пальмы – так местные жители называют раскидистые заросли папоротника. Среди них – поляны танцующих берез.
– Местным духам поклоняются даже деревья, – считают местные жители. – Поэтому наши березы все время находятся как бы в поклоне.
Считается, что на Сейдозере особая энергетика. Многие приезжают сюда со всей России, ставят палатку и проводят здесь несколько дней или недель.
– Правда, не все, кто приезжает на Сейдозеро, чувствуют здесь прилив энергии, – говорит Михаил Бараковский.
– Я занимаюсь тем, что развожу людей по островам, и чаще всего именно на Сейдозеро. Так вот, встречаются такие туристы, которые хотят провести в священном месте недельку. Приезжают, осматриваются и тут же просятся обратно. Бегут с этого места, не оглядываясь! Плохо себя чувствуют, кто-то сразу начинает болеть и старается поскорее вернуться. Это духи Сейдозера и великан Куйва предупреждают, что людям нужно ехать в другое место...
Погремушки из оленьих шкурок
Екатерина Коркина шаманкой себя не считает. Но если к ней обращаются люди со своими недугами или проблемами, никому не отказывает.
– Это совсем не значит, что я могу всем помочь, – говорит Екатерина. – Некоторых людей я слышу, некоторых – нет.
Дар «слышать» у Екатерины Коркиной появился после того, как она переехала в поселок Ловозеро.
– Я попала в больницу, предстояла операция. Лечащего врача я ни разу до этого не встречала. Когда он появился в палате, я неожиданно услышала, как внутренний голос сообщил мне: этому доктору нужно сделать одну важную работу, причем в сжатые сроки; он совершит открытие и прославится. «Доктор! Мне нужно сказать вам что-то важное!» – заявила я и все передала. Но врач, кажется, решил, что я не в себе. Потом узнала, что к словам моим хирург не прислушался, до сих пор работает в той же больнице. А я занимаюсь лечением людей. Могу снять боль, отогнать дурные мысли и тревожность. У меня даже специальные приспособления для этого есть – погремушки из оленьих шкурок. Под их шорох мои гости засыпают и просыпаются уже другими людьми.
Древние цивилизации. Призрак Гипербореи
Некоторые ученые уверены, что именно на Кольском полуострове сохранились останки Гипербореи.
-– Предположительное местонахождение того, что осталось от культурных очагов Гипербореи, было открыто во время экспедиции в район горного массива Ловозерской тундры и священного саамского Сейдозера, – писал в своих докладах историк Валерий Демин. – На высоте 500 метров обнаружены культовые и оборонительные кладки, геометрически правильные плиты с таинственными знаками и следами техногенной обработки. А также останки обсерватории – проложенный в скальных породах и устремленный в небо 15-метровый желоб с визирами. Отдаленно он напоминает утопленный в грунте желоб знаменитой обсерватории Улугбека под Самаркандом.
Это открытие историк Демин сделал в конце ХХ века. С тех пор на место останков Гипербореи приезжают его последователи. Они считают, что именно здесь концентрируется космическая энергия. Правда, другие ученые, исследовавшие эту же территорию, открытие Демина не подтвердили.
Самая первая станция. Северное сияние круглый год
Именно на берегу Ловозера 65 лет назад была открыта первая в России станция по изучению северного сияния. Она существует здесь до сих пор.
– Мало кто знает, что сияние бывает не только зимой, – рассказывает научный сотрудник Ловозерской обсерватории Валентин Косолапенко. – Конечно, летом, во время полярного дня увидеть его можно только с помощью специальных приборов. Я наблюдаю за ним круглый год в течение сорока лет. И знаете, что заметил? Это природное явление мы видим в разных формах. Однажды я наблюдал на небе сияние в виде гигантских человеческих губ. Они шевелились. Было ощущение, что они со мной разговаривали! Как будто хотели сказать мне что-то очень важное, приоткрыть какую-то тайну. Причем я был в совершенно нормальном состоянии. Тогда еще подумал: было бы неплохо пригласить к нам в обсерваторию субпереводчиков с разных языков мира. Может быть, они сумели бы разгадать то, что северное сияние хотело нам рассказать? Но эту идею никто не поддержал.
Кстати, зимой над Ловозером местные жители наблюдают северное сияние в виде пятен, которые складываются в разные рисунки. Местные жители ждут этого периода и гадают на полярном небе как на кофейной гуще. Говорят, что некоторые гадания сбываются.
Три дня в безмолвии. Шаманские танцы довели до развода
Сейчас Татьяна Сечко возглавляет Ловозерский национальный культурный центр. Живет в поселке Ловозеро. На священном Сейдозере она бывает раз в год.
- Стараюсь не злоупотреблять, да мне этой энергии хватает на целый год, - рассказывает директор центра.
Татьяна Сечко - потомтсвенная саами. Натура творческая, всю жизнь участвовала в самодеятельности, изучала саамские танцы.
- Много лет работала в саамском коллективе, мне досталась роль шаманки. И те, кто узнавал, чем я занималась, предупреждали: «Таня, будь осторожна!» Но я не придавала этому особого значения. Казалось: что такого в моих танцах? Потом вышла замуж, родила сына. Но на сцене продолжала оставаться шаманкой. Муж, сходив однажды на мой концерт, тоже стал отговаривать: «Вот ты изображаешь шаманку, а потом все это в дом несешь.» Мне казалось, что супруг даже стал меня как-то побаиваться. И знаете, в результате мы разошлись. А я вскоре ушла из ансамбля. Человек я современный, но мне кажется, что любой саами, родившийся в наших краях, не может не верить в местные легенды. Конечно, сейчас нет у каждого своего сейда - эта традиция отошла. Но когда я приезжаю на священное озеро, то чувствую, будто духи со мной разговаривают. Как будто в каждом камне живет какая-то тайна.
Комментарии
Спасибо за пост.
А так замечательный материал для познания Великой России!.
Комментарий удален модератором
В 1946-м жили на ст. Оленья,
когда Оленегорска и в помине не было :=)))
сейд"="святой,священный" По словнику книги "Саамские сказки"(стр. 302) ="сейд"="священный камень,божество"(под ред. док. филол.н.Г.М.Керта,1980,Мурм. кн. изд-во)
чаще всего-камни,но вот и Сейд-озеро
А под "только камни" надо полагать имелось в виду что это ПРОСТО камни,камни вообще А не ОСОБЫЕ/священные.*-???
***
А вы-ловозерская ?
но с ником (Ал-дра Василькова)
никак не увязывается.:-)))
***
"Здоровья и оптимизма!"=?.=Да,очень уместное пожелание. ВЗАИМНО !!!
Нет, я не ловозерская, но много занималась краеведением, в т.ч краеведческими исследованиями.
С т.зр.этимолога вопрос вот в чем: каково ИСХОДНОЕ значение слова СЕЙД?
Может,н-р,
оно значило
а=просто"камень",но сохранилось лишь в узком смысле"камень,почитаемый как священный".
б=значило что-то типа "памятник",и т.к памятником в этих краях обычно был камень,кот. ставился,н-р в память об умерших,то сохранилось лишь в отношении камней.
в=оно изначально имело смысл "святой/святыня"..
Ведь.хотя вы и утверждаете что кроме камней "ничто другое на Кольском п-ове сейдами не называется" ,имеется по крайней мере ОДНО исключение в назв. Сейд-озеро.
Конечно его можно подвести и под б= и под а=
Т.е. понимать как или "озеро святых(=?) камней" или даже просто как "каменное/каменистое озеро".
Вряд ли какой-то1из этих3-х вариантов можно считатьЯВНЫМ.
***
Но есть и иные варианты,н-р"ДУХ/колдун"
***
Вот цитаты из ук.книги :
"саамы его убили.С тех пор он сидит там,камнем сделался и стал сейдом"(=№51)
"ЖИЛ(=!)когда-то на этом о-ве сейд"(=54),
"сейдУСЛЫШАЛего и стал помогать"(=55)
А вот как мило:"Жил на СЕЙДсуеле(Чертов о-в)(=!=Г.К.)СЕЙД(-!)(=58)
ТАК КТО/ЧТО естьСЕЙД?
Сейд в переводе с саамского значит ЛЕТУЧИЙ КАМЕНЬ. Явно, без вариантов!
Сейдозеро называется так потому, что вокруг есть сейдов. Впрочем, сейды есть и на Пулозере, и на о.Туманный, и во многих других местах Кольскуого полуострова.
И опять же остается вопрос об этимологии слова "сейд".Ясно,чтоИЗНАЧАЛЬНОэто фонемно простое слово не могло выражать комплексную идею"летучий"+"камень"В таких случаях сперва бывает что-то простое типа(в данном случае)"летун/падун/небесник/звёздник/огневик и т.п."
***
СогласноНЫНЕШНИХупотреблений"сейд"=это"(хороший ли,плохой ли)дух/духовно-мистическая сверх-сила или ее воплощение -ОБЫЧНО- в человеке или камне".не так ли?.
***
Могу согласиться,что вряд ли есть ГОРНЫЕ ТРОПЫ-СЕЙДЫ,но,возможно,деревья-сейды и (были)известны.А ущелье может зваться сейдом хотя бы уже по отмеченной вами же логике насчет озер-по наличию там камней/(скал)/(деревьев)-сейдов.
***
2=Интересен и не решен вопрос о назв. п-ова.
***
3="Мончегорск"(исходно,мол,от"МОНЧЕтундры,или р.Мончи)стандартно и льстяще-эстетично производят от слова"красивый".
СОМНЕВАЮСЬ!
Но до сих пор так и не рискнул возразить,что намного вероятнее Мончетундра значит "мерзлая/холодная тундра",не так ли ?
***
С ув.ГеВаКо.к.н.
Ну, и зачем переворачивать с ног на голову? Я ничего не говорила о сейдах, кроме, как о священных камнях, и только камнях.
Одну из точек зрения о сейдах - здесь http://perpettum.narod.ru/troshin02.htm
и здесь http://strannik-ry.ru/2010-06-05-17-22-17/121.html
Правда, и там почему-то название сейда пытаются связать с разными языками и народами, не считаясь с переводом с исконного саамского слова "сейд". Но все же о "летучем камне" там говорят.
"Мончегорск"(исходно,мол,от"МОНЧЕтундры,или р.Мончи)стандартно и льстяще-эстетично производят от слова"красивый".
СОМНЕВАЮСЬ!"
Согласно Вашей вывернутой логике, и Оленегорск назван не по имени горы Оленьей, и Кировск - не от того, что там бывал Киров, и Апатиты - не от того, что там добывают апатит, и Мурманск - не от того, что построен на Мурмане. Все они, если следовать за Вашей мыслью, должны были бы носить одно и тоже название "мерзлая/холодная тундра". Чего шиковать-то с разнообразием!
не ответ знатока саамского,
не ответ лица уважающего своего оппонента.
не ответ традиционно ранее дружелюбных северян.
Не ответ землячки....
Чванство,безаппелятивность,произвольное толкование сказанного мной и т.д.
Увы,ОЛЬГА ЛУКИЧЕВА...:-(((((
***
Счастливо оставаться,
ГеВаКо,к.н.
2=Забыл поблагодарить вас за http://perpettum.narod.ru/troshin02.htm
http://strannik-ry.ru/2010-06-05-17-22-17/121.html
Это один и тот же материалВладиславаТрошина,но второй с доп.абзацем и с фото.
Надо сказать.что вы поступили мужественно,сославшись на автора,кот.скептичен относительно вашего "перевода".Я имею в виду ваши слова:"Сейд в переводе с саамского значит ЛЕТУЧИЙ КАМЕНЬ. Явно, БЕЗ ВАРИАНТОВ!"(=???)
А уТрошина читаем :
"Этимология слова Сейд различна в зависимости от целей, стоящих перед автором популярных статей или книжек. Это и некий«ВолшебныйЛетающий камень»,«Священный камень»,«Магический камень»,Божество,Идол,Объект жертвоприношений и т.д.,причем,безВАРИАНТОВвсякий раз УТВЕРЖДАЕТСЯ, что именно таков перевод этого слова с саамского языка (!).Варианты переводов термина Сейд в этом случае колеблются в диапазоне от «ЛЕТУЧИЙ КАМЕНЬ» до имени некоего божества, якобы живущего в монолите. "
ТАК что-вдвойне спасибо :-)))
***
Насчет вариантов для"монче"см.саамский словарь
***
Чао !
ГеВаКо,к.н.
Жаль, что народ уходит...
И пример уважительного отношения к родным местам, к пониманию земли и природы, умение жить с ними в ладу и гармонии.
Я считаю, что таким и должно быть РОДОВЕРИЕ.
Паша, Вы неправы! Сейд - это ВСЕГДА большой камень, стоящий на маленьких!
Такой, например:
Это карельский сейд. По Кольскому полуострову сейды разбросаны везде, почти на каждом озере.
Фашисты до Ловозерских тундр НИКОГДА НЕ ДОХОДИЛИ.
Вот о Екатерине Коркиной можно было бы и поподробнее написать - она ведь не только (и не столько) знахарь, сколько профессиональный учитель и поэтесса, обладательница очень приятного, низкого грудного голоса - редкого тембра, надо сказать. И вообще - очень интересный человек.