Средняя Азия проживет без России

На модерации Отложенный
 
Недавно на сайте «Центр Азия» прошел материал Станислава Епифанцева «Двадцать лет спустя. Сможет ли Россия вернуться в Среднюю Азию с парадного входа?!» Он стал своего рода отражением озабоченности нынешних элит России состоянием внешней политики на данном важном направлении. Потому что за двадцать лет суверенного существования страны Средней Азии успели осознать, что Россия была скорее грузом, мешающим движению региона вперед.

Помнится, совсем недавно автор жаловался на угнетение его в родном Кыргызстане за публикацию шовинистических статей, преследование в судебном порядке. Очевидно, с помощью ходатайства «больших дядек» из Кремля ему удалось выйти на свободу, и теперь он спешит отработать своим покровителям.

Просто по-человечески его можно понять. Ну, не умеет мужик ничего больше делать, кроме этих пасквилей. Надо же хоть как-то кормить семью. Но одно воспоминание о том, как подобные епифанцевы и авдеевы травили конфликт в Кыргызстане заставляет забыть о гуманизме. Нельзя позволять подобным провокаторам кормиться на чужой крови и горе.

Вот образчик его мышления: «Но, тем не менее, одновременно вполне реалистичным выглядит сценарий этнической гражданской войны в регионе. И мы были свидетелями кровавых столкновений на этнической основе больших и маленьких, да и на межгосударственном уровне есть свои угрозы. Достаточно вспомнить угрозы Рахмона о возвращении "исконных таджикских земель". И таких скрытых и явных угроз в регионе немало. Представляется очевидным, что элита стран региона не в полной мере осознает серьезность этих угроз и свою ответственность в поддержании мира».

Не навоевался, вояка? И откуда у жителя Кыргызстана печаль по тем землям, которые якобы собрался «вернуть» Рахмон? Очевидно, это издержки советского воспитания, когда солдат на гражданской войне бредил мыслями об испанской Гренаде. Вот и он после гражданской войны в Кыргызстане не о мире у себя тревожится, а о том, как узбекскую землю таджикам отдать. И этот экземпляр человеческой породы смеет рассуждать об ответственности?

Епифанцев иронично рассуждает о полумифическом колониальном угнетении. Ему легко рассуждать, его родители не умирали в Сибири от голода и болезней, оставляя детей сиротами, у его семьи советская власть не отбирала стада лошадей и овец. Для него господин Голощекин свой русский брат, а не организатор геноцида казахов. Возможно, он сам из семьи именно таких посланцев Москвы, направленных проводить раскулачивание, жестко подавлять национально-освободительные движения, которых он не признает.

Просто получилось так, что после развала Советского Союза выходцы из семей «засланцев», все годы существования СССР не подпускавшие людей из местных к вершинам власти, сами оказались отодвинуты от кормила власти. И потому Епифанцев горестно скорбит о существовании в Казахстане жесткой системы идентификации «свой- чужой».

При всем этом, справедливости ради, следует признать, что силовое вхождение Средней Азии в состав Советской России имело для развития региона и положительное значение. Были построены заводы и фабрики, затем произошел переход от феодального состояния к государственному капитализму. Преодолена неграмотность населения, внедрена медицина.

Но сейчас, за двадцать лет отдельной от окраин жизни политическая элита России научилась только извлекать сиюминутные выгоды из сырьевой экономики, да манипулировать «ядерной дубиной». Владимир Путин только вошел во вкус «газового шантажа» Европы, как покладистая Средняя Азия в какой-то момент вышла из- под контроля. Туркменистан стал продавать газ в Китай, в эту же трубу стали вкладываться Казахстан и Узбекистан.

Вот тогда «Епифанцев и компания» оказались очень нужны. Приведем еще один фрагмент его сочинения: «Способна ли современная Россия повторить цивилизационный подвиг? И что может Россия получить взамен?! Ведь говорить о мифической ценности бывшего торпедного завода "Дастан" для обороноспособности России, по крайней мере, не серьезно. Что касается военной базы в Канте с некоторым количеством устаревшей авиационной техники, то и здесь больше недоуменных вопросов. Скорее Киргизия должна бы цепляться за то, чтобы Россия, во что бы то ни стало, сохраняла базу, нежели постоянно пытаться что-то отжать на этом поле. Не надо быть большим экспертом, чтобы сказать, что в регионе нет у России противника, если не считать американцев. Да и у лучшего друга и союзника Казахстана есть достаточно аэродромов, расположенных более удобно. Абсолютно все в стране, могущее представлять какую-то ценность, уже давно приватизировано, продано или разрушено».


То есть, Россия скорбит не о возвращении в регион с парадного входа. На деле ей очень нужны «бывший торпедный завод», а еще авиационная база в Канте с «некоторым количеством устаревшей авиационной техники». Если в регионе нет у России противника, а американцы не в счет, то может быть имеет смысл вообще свернуть эту базу? Тем более, что у лучшего друга и союзника Казахстана очень много удобных аэродромов...

Однако на поверку вся эта вечная дружба с Казахстаном оказывается не такой уж незыблемой. Об этом можно судить по высказываниям самого же Епифанцева: «Вопреки мощному пиару, дела в Казахстане далеки от процветания. Образование, медицина, социальная защита населения упали ниже плинтуса, по оценке титульных же экспертов, основная масса титульного населения живет ниже черты бедности. Рассуждая достаточно цинично, можно понять национально озабоченную интеллигенцию, выступающую против интеграции. Понятно ведь, что сотня другая персон из числа богатейших семейств отчаянно боится участи Каддафи и Мубарака, а те же нацпаты спят и видят, когда уйдет Назарбаев. Как говорит •пословица "голодной курице снится просо", а вот нацпаты спят и видят, как бы переделить богатства Родины плюс добраться до власти или вернее наоборот, получить власть, а вместе с ней богатство. А тогда зачем им какая-то интеграция?! Зачем им новые заводы, на которых будут работать русские или иностранцы? А коррупция, что в Казахстане, что в Киргизии, как воздух, без которого дышать невозможно. Все страдают, но и все без нее и не проживут».

Ничего себе, лучший друг! Получается, епифанцевы и их покровители в Кремле тоже спят и видят то время, когда элита Казахстана разругается за власть после смерти Назарбаева? Такого друга иметь - и врагов не надо.Если кто-то и сомневался в том, что именно Россия стоит за дестабилизацией в Казахстане, за всеми террористическими актами, пусть внимательно читает апологетов дружбы с Россией, как Епифанцев. Пожалуйста: «Последний год показал, что и хваленая стабильность была больше виртуальной. Терроризм, радикальный исламизм, социальные волнения и проблемы в армии и силовых структурах оформились в реальную гигантскую проблему. И это еще одна причина, почему страны региона заинтересованы в интеграции с Россией. Но и здесь нацпатам не климат. Ведь на сегодня одним из острейших является конфликт между нагыз (настоящими) и шала (городскими, русскоязычными) казахами. Большая часть нагыз казахов является выходцами из аула, и сильно уступает русскоязычным казахам во всем. Они менее образованы, менее адаптированы к современной жизни, не им достались богатства родины, не они преуспели по жизни. Отсюда и растут корни конфликта. Эта ситуация придает особый накал борьбе за повсеместное внедрение казахского языка. Язык становится оружием внутренней борьбы в титульной среде».

Старое, как мир, римское правило «разделяй и властвуй» не случайно взято на вооружение властной элитой России. Зачем изобретать велосипед? В конфликте на западе Казахстана, городке Жанаозен, российская пресса изо всех сил изображала стремление племени адай отделиться от остального Казахстана и счастливо жить на нефтегазовых доходах. Друзья не стремятся расчленить страну на части. Так поступают питоны, когда не могут проглотить жертву целиком.

Что интересно, остальная часть русских в Казахстане и не думает разделять убеждения «засланных казачков». Это видно и по проходящим в Лондоне летним Олимпийским играм. Когда золотые медали завоевали две дунганки, то россияне подняли шум, что они китаянки. Однако после этого два «золота» принесли русские штангисты, Светлана Подобедова и Илья Ильин, поднялась мутная волна шовинизма. Хотя накануне Олимпиады 2008 года в Пекине Россия предъявила претензии к участию Светланы, заявив о том, что раньше она выступала за сборную России. Братья по Евразийскому союзу не должны были рядиться по такому поводу, ведь велика Россия, и от отсутствия одной сильной женщины не убудет. Россия сама закупила для олимпиады в Сочи спортсмена из Южной Кореи, а сейчас в баскетбольной женской команде на олимпиаде играет гражданка США...

Средняя Азия вполне сможет прожить и без России, перестроившись под экономики Китая и Индии. Так что России надо думать не о сохранении амбиций, о возвращении с парадного подъезда, а активнее включаться в конкуренцию за регион. Но конкуренцию вести цивилизованными методами, а не подпускать братским странам «красного петуха». Межэтнические и водные конфликты, которыми стращают отдельные круги в политической элите России, со временем утрясутся, однако подорванное доверие к России будет непросто восстановить.