ХАРЯ ВМЕСТО ХАРИЗМЫ
На модерации
Отложенный
Харизма испаряется
В начале лета премия "Серебряная калоша" была присуждена патриарху Кириллу "за непорочное исчезновение часов в номинации "Руки по локоть в чудесах". Эта шутка ознаменовала важное событие - утрату патриархом РПЦ последних остатков харизмы. Патриарх утратил ту мистическую ауру священства, которая делала такой жест невообразимым. Из святейшего патриарха он превратился в глазах многих в гражданина Гундяева, по воле случая занимающего должность патриарха, и не более.
Макс Вебер предлагал различать в каждой религии магов, пророков, способных на исключительные мистические контакты с божеством, и духовенство, которое Вебер считал чиновниками религии, специалистами в области доктрины и литургического ритуала, отвечающими за поддержание религиозно-социальных норм. Эта "церковная бюрократия" как будто не нуждается в харизме. "Термин "священник" может применяться по отношению к чиновникам регулярно организованного постоянного предприятия, занимающегося влиянием на богов, по контрасту с индивидуальными и нерегулярными усилиями магов", - писал Вебер. Патриарх - это управляющий церковью, так сказать, суперчиновник церковной иерархии, но вместе с тем - и это принципиально - фигура, наделенная мистической харизмой. Армия разных церковных чинов может крестить и отпевать без всякого патриарха. И все-таки исчезновение харизмы из церкви ведет не просто к ее дальнейшей бюрократизации, но и к глубинной трансформации.
Процесс этот интересен еще и потому, что параллельно ему происходит постепенное угасание харизмы президента. Государство в идеале тоже состоит из харизматических политиков и бюрократов. Политик побеждает на выборах и получает своего рода мистическое "помазание" от населения, наделяющего его харизмой всенародной воли и ее репрезентации. У нас же две "рокировки" и фальсификация выборов нанесли президентской мистике непоправимый ущерб. Бюрократы как будто не нуждаются в президентской харизме, они, в конце концов, отвечают за то, чтобы поезда ходили по расписанию, а пенсионеры вовремя получали пенсию. Между тем бюрократия почти нигде не может существовать без политической мистики. И связано это с загадочным понятием власти. Власть - это некая способность организовывать деятельность людей без насилия. Власть основывается на признании легитимности ее носителя и его права распоряжаться людьми. Чтобы функционировать, чиновники, которых никто не выбирал, нуждаются в неком двигателе, приводящем в движение государственную машину, а именно в наделенном властью политике. Без такой фигуры бюрократия утрачивает всякий смысл. То же самое происходит и с духовенством. Без мистической благодати ритуал становится бессмысленным говорением пустых слов, как это, например, показано в "Чеховских мотивах" Киры Муратовой, где сами священники уже не понимают, что они делают и говорят.
В ситуации, когда исчезает харизма и в государстве, и в церкви, возникает искус для одной институции опереться на другую. Власть идет за легитимностью к патриарху, а патриарх к президенту. Фокус, однако, в том, что ни президент, ни патриарх не могут сегодня легитимизировать друг друга. Авторитет поистощился у обоих; в итоге вместо взаимной поддержки возникает взаимная делегитимизация.
Авторитет и насилие
Ханна Арендт считала, что в основе власти лежит авторитет как светская ипостась религиозной харизмы, а падение авторитета ведет к его замещению насилием. Это и понятно: если авторитетный политик приводит бюрократию в движение своей волей и люди добровольно ей подчиняются, то политик, не имеющий авторитета, вынужден заставлять людей подчиняться иными, насильственными способами. Удивительно, что наблюдение Арендт в равной мере относится и к церкви, которая, казалось бы, не имеет аппарата насилия и вынуждена обращаться за помощью к государству. Процесс над Pussy Riot - прямой результат патриаршей "Серебряной калоши". Православные дружины - точно такой же результат испарения благодати и харизмы. Очевиден этот параллелизм между околоцерковными дружинами и всякого рода нашистами, ткачевским казачеством и собирательными рабочими из Нижнего Тагила.
В этом свете понятно, до какой степени замена авторитета насилием не нейтральна по отношению к церковной бюрократии и рутинной деятельности чиновничества. Как только на горизонте возникают хоругвеносцы с дрекольем, все содержание христианской литургии как практики спасения, основанной на любви, разрушается до основания. Но ровно то же самое происходит и с государственными аппаратами. Как только суд становится средством государственного насилия, он утрачивает отношение к правосудию.
Подмена авторитета насилием, проявляющаяся сегодня в большинстве телодвижений церкви и государства, имеет принципиальное значение потому, что она ведет к систематическому обессмысливанию и интенсивному разрушению государственных и церковных институций. По веберовской модели церковь и государство состоят из двух эшелонов - харизматического и бюрократического. Подмена авторитета насилием приводит не только к быстрому разрушению остатков харизмы, но и к крушению бюрократического, нейтрально-технологического эшелона.
Немного истории
События последнего времени у многих справедливо вызывают ассоциацию с возникновением "черной сотни" в России в начале ХХ века. "Черная сотня" была создана в момент, когда кризис монархии вылился в революцию. В октябре 1905 года царь в манифесте неохотно даровал стране некоторые свободы - и тут же, в ноябре того же года, был основан "Союз русского народа" (не правда ли, знакомая последовательность событий?).
До того момента монархия сопротивлялась созданию политических партий и движений, потому что считала, что царской харизмы и бюрократии достаточно для управления империей. Активист "Союза русского народа" доктор Дубровин (один из создателей Союза юрист Борис Никольский называл Дубровина "гнусным паразитом" и "грубым отталкивающим животным") убедил правительство, что спасти Россию может только православное патриотическое движение, нуждающееся в финансировании и полицейской поддержке. В планы Союза входили массовые манифестации и террор. Поскольку царь был глубоко убежден, что против него существует международный заговор, он распорядился поддержать "черную сотню". Хорошо известно, к чему это привело - убийства депутатов Думы, сотни еврейских погромов с тысячами жертв. Только в Одессе было 300 убитых. Во второй половине октября 1905 года в погромах погибло 1622 человека. За десять дней октября погромы состоялись в 660 населенных пунктах. 21 октября в Томске черносотенцы подожгли театр, в результате пожара и убийств погибло более тысячи человек. "Черная сотня" настолько прибрала Одессу к рукам, что по существу ввела в городе режим террора и систематических грабежей, приведший к упадку местной экономики. В итоге Столыпин приказал прекратить финансирование "черной сотни" в Одессе и разоружить ее. Разоружением черносотенцев были вынуждены заниматься войска Одесского военного округа. Подобные же меры вынуждены были принимать губернаторы Астрахани и Иркутска. Граф Витте писал в своих дневниках: "Союз - организация обычных воров и хулиганов"; "Цели "черной сотни" эгоистичны и имеют самую низкую природу. Их стремления диктуют желудок и карман. Это типичные убийцы с большой дороги". "Черная сотня" ненавидела Витте и готовила его убийство.
То, что планировалось как спасение отечества, резко ускорило крушение империи, так как объективно уничтожало последние функционирующие государственные институты. Показательно, конечно, что в "черной сотне" активно участвовали церковные иерархи. Из 70 епископов в "Союзе русского народа" состояли 32. Почетным членом и духовником СРН был Иоанн Кронштадтский, активны в нем были архиепископ Антоний Волынский, архиепископ Саратовский Гермоген, состоял в Союзе и будущий патриарх Тихон. Особо прославился организатор множества погромов иеромонах Илиодор, считавший Столыпина еврейским агентом. Участие в погромах попов буквально обрушило остатки церковной харизмы, а участие в них полицейских (в Орше, Симферополе и Феодосии за отсутствием "черной сотни" погромы проводила полиция) доконало государственные институты и открыло путь революции. Можно даже сказать, что начало разрушения российской государственности и православия связано не с революцией, а с черносотенным внеинституциональным насилием.
В свое время Вальтер Беньямин различал насилие, связанное с законом, и насилие, направленное на отмену законов. Первое он относил к государству, а второе считал революционным. Но насилие, компенсирующее падение авторитета, косвенно уничтожает законы и правила, а потому, исходя от власти, объективно оказывается революционным, хотя власти и кажется, что оно направлено против революции.
И мораль...
В заключение следует подчеркнуть, что авторитет и бюрократия, то есть институции в самом широком смысле слова, взаимозависимы. Каждый элемент системы тут ограничивает и очерчивает поле деятельности другого элемента. А этот и есть тот социальный порядок, который утверждают в своей рутине священники и чиновники. Внесистемному насилию, однако, свойственно нарушать все границы, правила и порядки. Утрата институционных границ и норм когда-то позволила архиепископам участвовать в погромных организациях.
Поскольку российская государственность давно интегрировала в себе мафиозные структуры, то крушение институций может выглядеть как освобождение мафии от обременительных для нее норм поведения. Мафия "устала" маскироваться под государства и как бы отказывается от камуфляжа, выступая в своем природном, чистом виде. Эта метаморфоза подталкивается постепенной эволюцией президентского авторитета в мафиозный тип "авторитетности", основанный на насилии и крышевании "своих".
Итог размывания границ слишком драматичен, чтобы не пытаться его предотвратить. Именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о разграничении сфер - полиции и суда, государства и церкви, законодательной и исполнительной власти. Нарушение границ и сфер - первый признак институционного кризиса, создающего иллюзию особой роли церкви, которая всегда стремилась существовать вне границ, между догматикой, обрядовостью, экономией спасения и моралью. Там же, где нормы и законы отступают, насилие всегда маскируется моралью как свободной сферой человеческой активности. Кант вслед за Руссо утверждал, что нравственность - это сфера свободы. Парадоксальным образом внеинституционное насилие стремится представить себя как сфера свободы - прежде всего свободы от норм и границ. "Черная сотня" тоже объявлялась спонтанным, свободным проявлением народной воли, хотя погромы кончились, как только прекратилось финансирование этой "свободы". Рост внеинституционного насилия всегда сопровождается умножением разговоров о спасении фундаментальных ценностей и нравственности. Защита от педофилов и гомосексуалистов, от кощунниц и предателей родины, защита нравственности детей всегда сопровождает конец харизмы и опасное нарастание компенсирующего ее насилия.
Михаил Ямпольский
Комментарии
Комментарий удален модератором
НОВЕЙШИЙ проект решения АКТУАЛЬНЕЙШЕЙ проблемы развития цивилизации:
Безопасность ДЕТЕЙ и человека БЕЗ оружия http://gidepark.ru/community/1039/content/1431160
А комментировать после этого:
Я братьям по полу кричу-МУЖИКИ!!! http://gidepark.ru/user/1855141085/content/1470691 ,
мне уже нечего, как в том анекдоте:
На Красной площади задержали парня который раздавал листовки,
посмотрели а листовки - чистые листы бумаги???
- а чего писать то, всё и так ВИДНО!!!
Очевидно 50 вековое вооружённое безумие власти всех городских ЧИНов-маразматиков, которого мы не видим только от СТАДНОГО страха ЧИНопочитания раболепского матриархата,
НАСИЛИЕМ воспитания, превращающего детей в послушную скотину семейного и служебного рабства,
способную курить, пить, наркоманить, игроманить, богоманить....
убивать, насиловать, грабить, вырубать леса, захламлять планету мусором, смертоносными оружием и АЭСами....
ради мусора денежных купюр, и в угоду ЧИНам-маразматикам и бабодурочкам
Ещё годок-другой, и будут вещать, что это сделала "Чёрная сотня" :)))
За кого он боролся - на тех и напоролся...
.
Мордухай Богров
гениально описанный Корнеем Чуковским
в ТАРАКАНИЩЕ,
и увидим абсолютное БЕЗУМИЕ власти
жидконогих козявок в галстуках,ОБАМОпутиных-сталиногитлеров,
как источника всех бед и проблем ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,
А единственный путь МИРНОГО спасения,
от 50векового ига БЕЗУМИЯ власти и раболепского матриархата,
уже ОЧЕВИДЕН в миллиардылетней МУДРОСТИ ПРИРОДЫ описан в моем блоге,
например свежее:
Диалог посла и мужика http://gidepark.ru/community/1039/content/1464437
но забалтывается СМЕШНЫМИ бабскими глупостями высокообразованных интеллектуалов-баранов
запуганных матриархатом
и СВЕТОМ МИРНОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
И тщетно твердить барану,про ВОЛЮ,как цель борьбы,
Не раб порождён тираном,- тиранов родят рабы!
А в рабов-баранов превращаем детей НАСИЛИЕМ воспитания и обучения,
основанном на страхе ЧИНопочитания матери
и лживого словесносубьективного мировосприятия хитрых маразматиков,
мнящих себя козлами-элитой, в СТАДЕ-государстве рабов-баранов и сексрабынь-овечек
ГЕНИАЛЬНО описанных в Истории одного города Салтыкова Щедрина.
http://s30331239775.mirtesen.ru/blog/43325525454/Mir-NASHEMU...
Погромов на самом деле никак не дождутся, что ли ?
Не забывай!!!! После Холокоста обязательно приходит Нюрнберг!!!
вот им не дают никаких калош..
А всякий народ непрочь сострить, что поп - толоконный лоб.
И зачем нагнетать сейчас такие страсти-мордасти на ровном месте?
....и всё..
http://gidepark.ru/community/129/content/1473848
Комментарий удален модератором
Посмотрел на них Всевышний и сказал: "Священника -в ад, а водителя-в рай"
-" За что!"-завопил священник. "Я всю жизнь своими молитвами призывал верить и любить тебя"
- Видел я как на твих проповедях прихожане спали или рассматривали твои дорогие одеяния и украшения.
А вот этот простой водитель так водил свой автобус, что его пассажиры истинно молились на меня.
"Результат случился понятный и обыкновенный, - писал святой мученик царь Николай II своей матери 27 октября 1905 г., -...народ возмутился наглостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех - отсюда еврейские погромы. Поразительно, с каким единодушием и сразу это случилось во всех городах России и Сибири. В Англии, конечно, пишут, что эти беспорядки были организованы полицией, как всегда - старая, знакомая басня! Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям. Случаи в Томске, Симферополе, Твери и Одессе ясно показали, до чего может дойти рассвирепевшая толпа..." " [цит по: Платонов О. А. "Русская цивилизация. История и идеология русского народа." - М., 2010 - с.591]
Таково мнение последнего законного правителя России.
2) Не было НИКАКОГО (добровольного или принудительного) "отречения":
"Николай II не отрекался от престола. Знаменитый манифест — фальшивка века?": http://gidepark.ru/community/politic/content/1337505
"А "отрекался" ли от Престола Император НИКОЛАЙ II - вообще???": http://gidepark.ru/community/politic/content/1328345
3) Не Царь отрекся от Престола, а одураченный инородцами Русский народ - от Православного Царя. "Татьяна Миронова: "О грехе отречения русских от своего Царя": http://gidepark.ru/community/12/content/1369972
4) Хотя замученных советскими оккупантами русских людей действительно было множество, далеко не все жертвы краснознаменных бандитов могут считаться "мучениками" и "великомучениками" в христианском понимании этих слов. Известно ли Вам такое определение: "Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских"?
2 сентября 1917 года Великий Князь Михаил Александрович, младший брат последнего законного правителя России, записал в дневнике: «Сегодня проснулись при объявлении России Демократической Республикой. Не все ли равно какая будет форма правления, лишь был бы порядок и справедливость в стране». [цит. по: Хрусталев В. М. Великий князь Михаил Александрович. – М., 2008 – с. 430] Нет, не все равно: ибо Самодержавие («Божиею милостию») столь же отлично от демократии («похотями человеческими»), как церковный алтарь от публичного дома. С дьяволом нельзя договариваться и новый «республиканский порядок» уничтожает Михаила Александровича (в Перми) в ночь с 12 на 13 июня, Святого Государя с Семьей (в Екатеринбурге) в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Темные богоборческие силы испокон веков действовали тайно под покровом ночной темноты.
«В марте 1917 г. не Царь отрёкся от своего народа, а народ отрёкся от своего Царя. (…) А ведь ещё святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал: «И чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без Него Россия — не Россия».История со стопроцентной точностью подтвердила слова святого.» http://www.russdom.ru/node/3756
Но наша страна не является ни республикой, ни демократией. Орда-с.
Комментарий удален модератором
Союз русского народа был организован по инициативе Витте С.Ю. После покушения на Александра lll Витте написал письмо, на основании которого было принято решение об организации такого союза. На личные средства вступивших в этот союз (люди "верхушки" не были бедными) предполагалось проводить мероприятия, препятствующие цареубийству.
Во что превратилась эта организация позже - не вина Витте, а трагедия Николая ll, худшего менеджера из царей, и не способного быть руководителем вообще, в силу своих личных качеств и свойств характера. Для излечения Николая от симптомов невроза приглашался Фрейд, который, к несчастью для России - не принял этого предложения. Место профессионального психолога занял "народный целитель" - оправданием является то, что еще не была известна статистика эффективности "народного целительства"
"Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей...": http://gidepark.ru/community/12/content/1415182
К примеру, при Государе Императоре Николае II российское "социальное законодательство было несомненно самым прогрессивным в мире. Это заставило Тафта, тогдашнего Президента Соед. Штатов, за два года до 1-ой Мировой войны публично заявить, в присутствии нескольких русских высокопоставленных лиц: "Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может". http://gidepark.ru/community/12/content/1322362
Комментарий удален модератором
Очень явные параллели с сегодняшним днем.
Давно заметил, когда по теме нечего возразить, переходят на личности.