Послесловие к приговору – взгляд психоаналитика

На модерации Отложенный

Я обещал Аркадию Розбашу продолжить тему Пусси Райот. Тем более, что именно он вместе с несколькими другими моими собеседниками в Гайдпарке помог мне увидеть эту тему в несколько новом ракурсе. С удовольствием исполняю свое обещание.

Некоторое время тому назад я написал небольшую заметку о том, как резко сократилось в Интернете количество и жесткость нападок на акцию в ХСС. В самом деле, в ходе суда и в ожидании приговора даже самые яростные критики прикусили языки – слишком очевидна была неблаговидность (а попросту говоря – позорность) действий власти. Но вот приговор прозвучал и буквально в течение нескольких дней картина поменялась – число резких выпадов в адрес трех осужденных стремительно выросло. Вместе с их резкостью. Активизировались «защитники веры». И все громче стали звучать и иные голоса – «Ну, хватит!», «Надоело!», «Сколько можно!», «Проехали!».

Сначала мне показалась за всем этим ростом агрессивности, в котором чувствовалась с самого начала какая-то неестественность, рука власти. Но потом я увидел, что, хотя рука эта, наверное, и присутствует, но множество людей совершенно искренне избегают этой темы и хотят как можно скорее «перевернуть страницу».

А попытки или то, что только казалось им такими попытками, продолжить тему Пусси Райот воспринимают с самым искренним раздражением. Сначала я не мог понять, чем такое раздражение вызвано – всегда же есть возможность просто не читать то, что тебе неинтересно. Но потом понял – нет, эта тема интересна. И не просто интересна.

Это явление хорошо известно в психоанализе – вытеснение. Психика таким образом защищает себя – неприятное, болезненное переживание она вытесняет из сознания в подсознательное. Таким образом, о плохом больше не думается, хотя вытесненное переживание в бессознательном продолжает жить и вести разрушительную работу, иногда приводя к тем или иным психическим расстройствам. Но когда психоаналитик пытается докопаться до такого вытесненного переживания, переживание сопротивляется, выдавая те или иные негативные реакции, включая, и агрессию.

Именно это мы и наблюдаем сегодня. Власть совершила весьма неблаговидное дело. Мы были тому молчаливыми свидетелями, а значит – и невольными соучастниками этой неблаговидности. Вот это нам и хочется поскорее забыть. Чтобы прошел этот противный вкус во рту. Чтобы перестала нас покусывать змейка стыда. Не думать об этом. И не смейте нам напоминать!