"Райс, которая не Кондолиза" - пока это самая расхожая аттестация постпреда США при ООН Сьюзан Элизабет Райс, и последней она явно не по нраву. Однако у них действительно много общего, особенно амбиции. Говорят, что первая афроамериканка, представляющая Соединенные Штаты в Организации объединенный наций, метит на высший пост в Госдепе, где некогда блистала Конди.
Общего у обеих Райс, и правда, немало - не только засечки на крутой карьерной лестнице этих дам, но даже их гороскоп. Обе празднуют рождение с разницей в три дня - и десять лет. Кондолиза родилась 14 ноября 1954 года, а Сьюзан - 17 ноября 1964-го. Вот, уж, правда, бывают странные сближенья. Обеих связывает Стэнфордский университет - Кондолиза преподавала там политологию, Сьюзан - изучала историю. Наконец, обе выросли в афроамериканских семьях и с юных лет познали, что такое дискриминация и каково это - пробивать дорогу в привилегированный мир белых. Правда, Сьюзан Райс была гораздо ближе к политическому истеблишменту, нежели Конди.
Ее отец, Эммет Райс (он скончался в прошлом году в возрасте 92 лет), был профессором экономики и членом совета управляющих Федеральной резервной системы США от округа Нью-Йорк. "Вторым "черным" сотрудником в этой структуре", - уточняют СМИ. Мать работала специалистом в сфере образования. Их дочь, которая родилась в Вашингтоне, с детства обуревали довольно странные мечты - например, "стать первым в истории США сенатором от округа Колумбия". В это с трудов верится, но отсутствие представительства D.C. в верхней палате Конгресса США всерьез волновало маленькую Сьюзан - видимо, сказывались домашние разговоры "на кухне". Позже она признается, что на окончательное решение заняться политикой в немалой степени повлияло ее происхождение и связанные с этим переживания, которые достались Сьюзан от родителей. "Мой отец часто говорил, что сегрегация мешала ему стать тем, кем он мог бы стать. Дело в негативном психологическом багаже, который он преодолевал годами и от которого так хотел избавиться. А еще он предупреждал меня - никогда не использовать фактор расы как какую-то привилегию или объяснение своей слабости".
Райс хорошо запомнила эти слова. Она окончила элитную школу для девочек при Национальном кафедральном соборе, а потом - Стэнфорд, где получила степень бакалавра и выиграла грант на продолжение учебы в Нью-Колледже Оксфорда. Уже там, на туманном альбионе, Сьюзан защитилась на магистра, а в 1990 году - на доктора философии по международным отношениям.
Диссертация была посвящена трансформации Южной Родезии в Зимбабве, в ходе которой власть перешла к черному большинству. Сьюзан Райс по праву называют одним из главных специалистов по африканскому региону в нынешней администрации. "Черным континентом" она занималась далеко не только в теории - и набила в этом деле немало дипломатических "шишек".
Так уж сложилось, что ей довелось поработать под началом и Билла, и Хиллари Клинтон. В 1993 году, когда демократ Клинтон стал президентом США, Райс получила должность в Совете национальной безопасности. Тогда много писали, что она стала самым молодым из назначенных новым хозяином Белого дома чиновников.
Среди ее постов в Совете - директор по международным организациям и поддержанию мира, а затем - главный директор по африканским делам. Во время второго президентского срока Клинтона она переходит в Госдеп помощником по африканским вопросам госсекретаря США Мадлен Олбрайт - первой женщины в этой должности. Кстати, госпожа Олбрайт была другом семьи Райс, так что последнюю называли ее протеже. Похоже, во многом от легендарной Олбрайт Сьюзан переняла тот "ястребиный стиль", который стал для Райс фирменным. Ее нынешние выпады в адрес Ливии, Сирии или Ирана с трибуны ООН стали притчей во языцех - в жесткости формулировок она перещеголяла и свою наставницу, и даже республиканку Конди, которые уж точно не отличались "голубиным" характером.
Впрочем, в личном общении "американская валькирия" слывет вполне миролюбивой женщиной. А, уж, когда в 1997 году она явилась на слушания в сенате с грудным ребенком на руках (сейчас у Райс двое детей), на сенаторов это произвело неизгладимое впечатление.
Впрочем, злые языки тут же заговорили о "некомпетентности и отсутствии опыта у доктора Райс". Именно на конец девяностых пришлась активизация в Африке "Аль-Каиды", в том числе теракты в Танзании и Кении против американских дипмиссий. Она также признавалась, что еще раньше не смогла предотвратить геноцид в Руанде. Еще одна неприятность случилась во время посещения американской делегацией во главе с Райс свергнутого главы Нигерии Мошуда Абиолы - прямо во время этой встречи у заключенного случился сердечный приступ, от которого он скончался.
Во время президентской гонки 2008 года она работала главным советником по внешней политике кандидата Обамы. А после его победы на выборах непосредственным шефом Сьюзан стала назначенная им главой Госдепа Хиллари Клинтон. Именно Райс голосовала за введение бесполетной зоны над Ливией и продолжает нещадно клеймить кровавых диктаторов всего мира. Эксперты не исключают, что она может стать новым лицом внешней политики США. Но в любом случае ей предстоит еще немало работать над индивидуальным стилем. Ведь до харизмы "первой Райс" Сьюзан все-таки далеко.
Комментарии