«Мужество Гайдара и Ельцина спасли Россию». И ПОГУБИЛИ СССР. Лекция

 

Экономист, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау прочел лекцию о роли личности в истории участникам Летнего кампуса Президентской академии в Республике Татарстан. Slon публикует сокращенную версию этой лекции.
 
Я по специальности экономический историк, писал про историю реформ. Но я буду рассказывать не об истории, а о лидерстве – чтобы узнать историю, читайте «Википедию», там все вполне качественно изложено, а если не доверяете ей – тогда Большую Советскую Энциклопедию.

Если говорить о лидерских качествах, я бы заглянул в древние источники. Книга Иисуса Навина, который после смерти Моисея возглавил еврейский народ, начинается с того, что Господь ему говорит: «Будь очень тверд и очень мужествен». Это, наверное, самые важные характеристики, которые делают из человека лидера.

 

Практически нет успешных реформ, в которые верил бы кто-то, кроме их инициатора

Практически все лидеры были реформаторами. Реформатор часто бывает консерватором по своим взглядам. Петр Струве написал про Столыпина, когда его уже убили, что он был консерватором по убеждениям, реформатором по программе и революционером на практике. Парадоксально, но это почти всегда так и есть. Человек, который стремится обеспечить устойчивое стабильное развитие страны, не хочет революции – для этого он и проводит реформы, которые часто оказываются революционными. Гайдар был главным революционером – при нем мы пережили революцию масштаба Великой французской, а его главный лозунг был «Не допустить революции». Стремление обеспечить стабильность, даже когда ее нет, – важная лидерская черта. Гайдар – буду часто о нем говорить, это личный опыт – никогда не действовал по принципу «чем хуже, тем лучше». Лидерство, основанное на уничтожении, не эффективно никогда.

Конечно, лидер должен сформироваться в условиях обстоятельств. Это есть у Маркса: «Эпоха, которая ждала гениев, породила этих гениев». Экономическое чудо никто не воспринимает как чудо в момент его зарождения. Когда Эрхард создавал современную германскую экономику в 1949 году, все считали это безумием. Практически нет успешных реформ, в которые верил бы кто-то, кроме их инициатора. Те, кто их начинают, часто не доживают до успеха, немногим везет. Лешек Бальцерович, ненавидимый в Польше в 90-е экономист, сейчас входит в тройку самых популярных политиков.

 

Лидер умеет опираться на волю большинства

В связи с реформами говорят о такой тонкой теме, как роль демократии и авторитаризма. Большинство в редких случаях готово идти на радикальные шаги. Лидер умеет опираться на волю большинства. Принцип, что ради светлого завтра мы сегодня должны опереться на добросовестного диктатора, несостоятелен. Из сотни диктаторов только один оказывается разумным, и то в исторической перспективе.

Политический лидер должен не идти за народом, а возглавлять его. Он способен находить компромисс между популистскими рейтингами и готовностью взять на себя ответственность за непопулярные решения. Ельцин в 1991 году имел абсолютную популярность в обществе – и конвертировал ее в крайне непопулярные реформы. Это поразительное мужество.

Столыпин в 44 года стал главой российского правительства, до этого он был министром внутренних дел. Он стал одним из строителей новой России, которая, впрочем, разбилась о революцию. Сочетал монархические убеждения и готовность работать с парламентом.

Ярко, афористично выступал в Думе, и это раздражало императора. Он понимал, что политическая стабилизация бессмысленна без экономической, и участвовал в подавлении революции ради радикальных реформ. Столыпин был убит в Киеве 1 сентября 1911 года при сомнительных обстоятельствах – то ли его убили террористы, то ли власти, то ли первые при попустительстве вторых.

Франклин Делано Рузвельт четыре раза избирался на пост президента США – тогда это еще было можно – и внес значительный вклад в формирование экономики ХХ века. С его именем связывают создание регулируемой экономики. Он был впервые избран президентом, когда бушевала Великая депрессия – первый в истории системный кризис. С 1825 года, когда случился первый кризис в Англии, было известно, что с кризисами надо бороться невмешательством. И после биржевого краха 1929 года республиканцы пытались действовать как всегда – ужесточать бюджетную политику, укреплять золотой стандарт. Но приходит Рузвельт и начинает активно вмешиваться в экономику. Он не опирался ни на какие теории, просто пытался быстро реагировать – отказался от золотого стандарта, повысил налоги, что позволило не допустить политического кризиса. Критики Рузвельта говорят, что эти меры только растянули кризис, но история не знает сослагательного наклонения.

Генерал де Голль тоже не боялся оставаться в меньшинстве. Когда он успел стать генералом, кстати, непонятно – известно, что после войны он получал пенсию полковника. Россия сейчас – это Франция рубежа 50-60 годов с рядом проблем того времени. Главной чертой де Голля был идеологизированный прагматизм. Он отделил Алжир от Франции, хотя за него голосовали те, кто был против (он им ничего по этому поводу не обещал). Это стоило ему нескольких покушений. Он был хорошим диктатором в западном смысле – предпочитал плебисцитарное право, обращался к народу через референдум. Он и ушел, когда проиграл референдум, через десять лет, а через год после этого умер.

Испытание деньгами, поверьте, гораздо более серьезное, чем испытание безденежьем

Тема Егора Гайдара – это мои личные воспоминания. Это редчайший случай, когда эксперт становится политиком. Вообще-то такого случаться не должно, и страна должна быть в чудовищно плохом состоянии, чтобы так случилось. Дело эксперта – говорить правду, дело политика – принимать решения. Программа Гайдара 1992 года – единственная в нашей истории программа, выполненная на сто процентов, правда, не за четыре года, как собирались, а за семь – только к 1999 году.

Алексей Кудрин – мой друг с 1983 года, мы вместе учились в аспирантуре. Как я уже говорил, я не считаю, что эксперт должен становиться политиком. Это две разные роли с разным отношением, скажем так, к произнесению неправды. Я считаю, что человек должен стараться не уклоняться от пути, по которому он идет. Алексей Кудрин является выдающимся профессионалом, но, мне кажется, политическая активность ему в этом мешает.

Не буду оригинальным: я считаю, что мужество Гайдара и Ельцина спасли Россию. Вы даже не представляете, насколько ситуация была чудовищной. Несомненно, в истории останется Путин – это целая эпоха, период колоссального роста экономики, когда мы смогли избежать ловушки популизма. А испытание деньгами, поверьте, гораздо более серьезное, чем испытание безденежьем. Я высоко ценю Горбачева: выйти из коммунизма мирным путем – задача не из легких. СССР распадался одновременно с Югославией – достаточно посмотреть на Югославию, чтобы понять, что наша элита была гораздо более сознательной. Представьте себе Югославию с ядерным оружием.

Подводя итоги: жить в эпоху перемен трудно, но интересно. Экономический кризис – это время, благоприятное для интеллектуальных поисков и для появления лидеров, поэтому удачи вам.