Адвокат Навального: «Сегодняшний день не прибавил понимания, состоится ли завтра арест»

Адвокат Навального: «Сегодняшний день не прибавил понимания, состоится ли завтра арест»

Политик Алексей Навальный сегодня был вызван в Следственный комитет РФ для предъявления обвинения по ч.3 ст.165 (причинение имущественного ущерба без признаков хищения) УК РФ по делу «Кировлеса», сегодня же должен был состояться допрос. В пятницу журнал The New Times опубликовал статью, в которой утверждал, что Навального могут арестовать сегодня после допроса. Адвокат Вадим Кобзев, прибывший с политиком, не комментирует вероятность ареста. 

Через полчаса Навального отпустили. Его пресс-секретарь Анна Ведута сообщила, что обвинение предъявят завтра в 11 утра. «Честно говоря, это похоже на троллинг какой-то», – написал в «Твиттер» сам Навальный. 

 

У Алексея Навального потребовали образцы голоса для сравнительного исследования. Вадим Кобзев, адвокат политика, считает, что никакого смысла в этой просьбе не было. «Нам предъявили постановление для получения образцов голоса обвиняемого для проведения сравнительного исследования. Навальный отказался предоставить образцы, и был составлен протокол об отказе. Постановление, которое предъявили следователи, составлено на скорую руку, не похоже, что образцы были действительно нужны. Следователи центрального аппарата, которые работают по делу о «Кировлесе», как правило, пишут довольно качественные постановления, в любом случае, в них должна быть указана мотивировочная часть. В документе, который предъявили нам, не было мотивировки.

По обычной практике, если в деле присутствуют аудиозаписи, то с ними должны ознакомить обвиняемого. Задается вопрос, признает ли подозреваемый, что на пленке его голос, если признает, то образцы не нужны, и только в том случае, если подозреваемый не признает, что голос на пленке его, следствие запрашивает образец голоса и проводит экспертизу. В нашем деле нет аудиозаписей.

И даже если образец голоса нужен для другого уголовного дела, например, по Болотной, невозможно перекинуть материалы из одного дела в другое».

 

Вадим Кобзев считает, что просьба взять образец записи нужна была лишь для того, чтобы оправдать сегодняшний вызов в Следственный комитет. Но если предполагать, что записи были действительно нужны, то лишь для того, чтобы опознать голос Навального на прослушке. В любом случае, сами материалы на суть и смысл обвинения никак не влияют, и их наличие в деле является юридической формальностью.

 

«Никакого нового знания мы сегодня не получили, в этом смысле сегодняшний день не добавил понимания, что будет завтра. Правда, не очень понятно, что должно произойти такого сегодня вечером, что изменит ситуацию. Если они планировали сегодня задержать и арестовать потом Навального, но перенесли процесс на завтра, то мы не знаем, почему», – говорит Кобзев.

 

В какое время вызывать Навального в СК – не имеет значения, спешки никакой нет. Арест должен санкционировать суд, но после того, как следователи завершат процедуру с объявлением обвинения, человека можно задержать на 48 часов, таким образом, времени для ареста достаточно. 

 

Бизнесмен Александр Лебедев рассказал Slon, что отправил сегодня письмо главе Следственного комитета Александру Бастрыкину:

«Я написал короткое письмо Бастрыкину, в котором напомнил ему об истории 2011 года. Оно содержит ссылку на предыдущее мое письмо – Бортникову. Я попросил возбудить против некоторых высокопоставленных сотрудников особого «экономического блока» Службы, а именно генералов Яковлева, Воронина и Новикова, дело по той же статье, которая вменяется Навальному. Ущерб, который был нанесен ими моему бизнесу, я оцениваю в 60–66 млн рублей – это не сравнится с «Кировлесом». Я, конечно, думаю, что результат будет нулевой. Чувствую, что сегодня мы поймем что-то о нашем будущем, и будем понимать дальше – в течение двух–трех месяцев, к сентябрю у нас будет полное представление о создаваемой системе».

Александр Лебедев сказал, что не знает, ждать ли ареста Навального. Однозначного понимания ситуации нет и у политологов. Slon собрал несколько прогнозов, которые делались за прошедшее время:

Эксперт «Московского центра Карнеги» Мария Липман: «Возможность ареста и возбуждения уголовного дела в отношении Навального существует. Почему нет? Это зависит от политической воли верхушки исполнительной власти, которая контролирует суды и органы правоохраны».

Политолог, президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин: «Я не вижу сверхжесткости по отношению к Навальному. Его преследование строится на старом деле за 2008 год, которое кировские следователи не смогли довести до конца. Бастрыкин же вытащил это дело и продлил его».

Редактор отдела комментариев газеты «Ведомости» Максим Трудолюбов: «Если все-таки решено будет начать процесс против Навального, то обществом это будет воспринято как вызов, брошенный Путиным его сопернику. Алексей в этом случае окончательно обретет статус политика национального масштаба. Его соперничество с Путиным станет открытым и личностным. Схватка вряд ли будет короткой, а значит, победит в ней тот, кто талантливее, выносливее и моложе».

Политолог, директор «Центра медиаисследований УНИК» Александр Морозов: «Навального посадят. Если он не «отползет в сторону». Анонимные источники в администрации президента будут постоянно сообщать, что в АП многие считают чрезмерным наказание для Pussy Riot, для «музыканта Юры», консервативного публициста К. Крылова».