Депутатам Госдумы не удалось провести последнее пленарное заседание весенней сессии с должной торжественностью. Настроение перед летними каникулами народным избранникам подпортили коммунисты, которые, не дожидаясь, когда спикер палаты Сергей Нарышкин объявит официальное закрытие сессии и отзвучат звуки Государственного гимна, дружно покинули зал.
Демарш под занавес, устроенный фракцией КПРФ, случился впервые в современной думской истории и очень огорчил лидера ЛДПР Владимира Жириновского. В такой день, по мнению Жириновского, депутатам куда уместнее было бы поздравить друг друга с успешной работой - "ведь много хорошего сделано". "Всегда левые все портят", - бросил он вдогонку ушедшим. Ни либерал-демократы, ни "справороссы" почину КПРФ не последовали, хотя "страдали" коммунисты за общее оппозиционное дело. Их возмутило, что законопроект о новом порядке передачи вакантных депутатских мандатов, который инициировали руководители всех думских фракций, поддержал, будучи еще президентом, Дмитрий Медведев, а абсолютное большинство думцев приняло в первом чтении, не отложен на осень, как того просила оппозиция. А был включен в повестку пленарного заседания с рекомендацией "отклонить". Коммунисты посчитали это унижением и инициаторов законопроекта, лидеров фракций и партий, и всего депутатского корпуса.
"Мы не понимаем, зачем фракция КПРФ такую форму политической борьбы применила сегодня в торжественный день", - недоумевал руководитель думских "единороссов" Андрей Воробьев.
"Понятно было бы, если бы этот демарш был вызван заботой о людях. Или выражал протест по поводу законопроекта об НКО и поправок в УК, возвращающих уголовную ответственность за клевету. Так ведь заботятся о том, чтобы можно было "келейно", не учитывая мнение избирателей, решить, кого "назначить" на освободившееся депутатское место", - поддержали Воробьева его коллеги по фракции.
Между тем оба резонансных законопроекта - и об НКО, и о клевете - успешно прошли в пятницу второе и сразу третье чтение.
Депутатов трех думских фракций вполне удовлетворил отредактированный текст законопроекта об НКО, который придает некоммерческим организациям, получающим средства для политической деятельности в России из заграницы, статус иностранного агента. Правда, коммунист Иван Никитчук, тогда еще присутствующий в зале, все же нашел повод для критики законопроекта, который фракция КПРФ поддержала, - "почему так поздно мы этой проблемой занялись?" Наверное, дело в том, предположил Никитчук, что "когда эти самые агенты действовали в соответствии или вместе с властью, на их всякие причуды и то, чем они занимались, смотрели сквозь пальцы". Но, когда "часть из них начала противостоять власти", "вот тут и решили, так сказать, этих агентов наказать и брызнуть на них дихлофосом в виде этого закона".
Категорически и последовательно против новых правил жизни для НКО-иностранных агентов выступили "справороссы". Илья Пономарев заявил, что по этому закону и его самого теперь могут причислить к иностранным агентам, поскольку он собирал деньги для пострадавших от наводнения в Кубани, и не исключено, что средства поступали и от иностранцев.
"Вы действительно иностранный агент, если собираете деньги для пострадавших, а тратите их на свой политический пиар", - откликнулся на этот пассаж председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов "единоросс" Андрей Исаев. И долго удивлялся, почему этому закону была придана "такая скандальная окраска", почему его называют репрессивным, угрожают включить авторов в "список Магнитского".
Хотя новый закон всего-то и требует ясности, на что тратится заграничная помощь НКО, занимающимися политической деятельностью в России.
Пономарев потом еще раз выходил на думскую трибуну - уже для того, чтобы выразить несогласие фракции "СР" с введением уголовной ответственности за клевету. Он предложил вместо уголовной и административной гражданско-правовую ответственность. Чтобы тот, кого оскорбили, мог потребовать и получить от обидчика за клевету "большие деньги".
Однако сами депутаты почувствовали себя оскорбленными высказываниями Пономарева. И Владимир Жириновский предложил лишить "справоросса" мандата - "чтобы 1 сентября, когда мы сюда придем, духу его здесь не было". А спикер палаты Сергей Нарышкин попросил Комиссию Госдумы по вопросам депутатской этики обратить внимание на выступление Пономарева, который "резко и неуважительно отозвался о коллегах" и "быстро убежал из зала".
Голосов "Единой России" вполне хватило, чтобы закон об уголовной ответственности за клевету был принят (238 "за", 91 - "против"). Он действительно изменился по сравнению с первоначальным вариантом. В тексте теперь нет нормы, позволяющей посадить клеветника за решетку. Зато штрафы выросли - максимум до пяти миллионов рублей. И появились особые строгости для тех, кто распространяет клеветнические сведения, используя служебное положение. Им грозит штраф в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Не исключены и обязательные работы на срок до трехсот двадцати часов. Суровое наказание предполагается за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава. Это либо штраф в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на последнем пленарном заседании весенней сессии выступал дважды - в начале и в конце. Но, вопреки давним думским традициям, рапортовать о количестве выданных на-гора законов не стал. А только напомнил о тех, что имели, принципиальный, по мнению спикера, характер и принимались в жесткой политической дискуссии. И еще напомнил о празднике, который будет отмечаться через год, - 20-летии российской Конституции и современной Государственной Думы. Эти юбилейные даты , по мнению Нарышкина, должны стать поводом "к серьёзному обновлению собственной работы, к глубокому анализу и инвентаризации всего, что было сделано палатой за эти два десятилетия". Он выразил готовность "дать поручение профильным комитетам Госдумы об инвентаризации всех ранее внесённых законодательных инициатив, их дополнительной проработке и специальном рассмотрении Госдумой". Нелишним Нарышкин считает издать к празднику сборник лучших выступлений отечественных парламентариев: "от отцов-основателей первой Государственной Думы, сформированной в 1906 году - до наших с вами современников, депутатов Государственной Думы шести созывов", учредить госнаграды за развитие российского законодательства и парламентаризма. И официальную государственную символику высшего законодательного органа страны. Были поставлены задачи и самим депутатам, правда, совсем не праздничные - "подумать, каким образом мы можем укрепить планомерность и всесторонность правотворческого процесса", чтобы он проходил без спешки, и "пристальней относиться к анализу применения уже принятых законов - ведь их реальное качество проверяется именно в ходе исполнения".
А под конец Сергей Нарышкин признался, что "горд тем, что работает в парламенте", по сути - "первом в отечественной истории демократическом институте". Спикер заметил, что еще не все "в нашем историческом и сегодняшнем "багаже" ему нравится. Но выразил уверенность, что " вместе мы добьёмся, чтобы российский парламент стал одним из наиболее компетентных, самостоятельных и уважаемых".
С понедельника у Госдумы - каникулы.
Комментарии
радость от "торжественного" дня.