Конфликт вокруг Ирана поможет российскому бюджету заработать. Но немного

Пролив нефти

Конфликт   вокруг Ирана поможет российскому бюджету заработать. Но немного

Юлия   Кривошапко

<hr style="color: #a0a0a0;" align="center" noshade="noshade" size="1" width="100%"/>

                                                                      Поставки   нефти через Ормузский пролив

Минфин в августе подготовит прогноз бюджета на 2013 год,   исходя из цены на нефть в 60 долларов за баррель. Об этом вчера сообщил   замглавы ведомства Алексей Лавров.

Нефть на этой неделе впервые с середины июня торгуется выше   100 долларов за баррель. Но котировки лихорадит. Вчера в течение дня они   несколько раз пересекали стодолларовую отметку в обратном направлении. На   момент подписания номера "черное золото" марки Brent, к которой   "привязана" цена российской Urals, стоило 99 долларов за бочку.   Эксперты говорят, что в ближайшие два месяца от нефтяных цен не стоит ждать   постоянства. Они могут, как вырасти до 105 долларов, так и упасть до 93.   "РГ" попыталась разобраться, что будет влиять на котировки и какой   вариант развития событий вероятнее.

Один из факторов, который, по мнению аналитиков, сейчас   заметно сказывается на стоимости "черного золота" - конфликт вокруг   Ирана. На этой неделе стало известно, что Тегеран разработал законопроект о   блокировке Ормузского пролива - важнейшего морского пути, который ежедневно   пропускает больше 20 процентов мировых поставок нефти. В США в ответ на это   заявили, что судоходство в проливе регулируется международным правом и не   может быть прекращено по решению конкретной страны. "Движение морских   судов через Ормузский пролив всегда осуществлялось во взаимодействии с   военно-морскими силами Ирана, которые состоят в основном из регулярных ВМС и   флота Корпуса стражей исламской революции, - комментирует старший аналитик   направления "Мировая энергетика" энергетического центра   бизнес-школы "Сколково" Мария Белова. - Фактически иранские   военно-морские силы осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском   проливе совместно с Султанатом Оман через оманский анклав Мусандам. Но важнее   другое: чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая   военно-морской флот США, должны пересечь иранские территориальные воды".

Иран, по словам Марии Беловой, позволяет иностранным судам   пользоваться своими территориальными водами на добровольной основе, а также   на основании части III Конвенции ООН по морскому праву о транзите судов. В   ней говорится, что суда могут свободно проходить через Ормузский пролив.

Вашингтон тем не менее все-таки решил подстраховаться.   Газета The New York Times во вторник сообщила, что США увеличивают военное   присутствие в Персидском заливе. На случае, если Тегеран в своих угрозах   все-таки перейдет от слов к делу.

По оценке экспертов энергетического центра бизнес-школы   "Сколково", в случае полного прекращения поставок нефти через   Ормузский пролив в результате военных действий поставки нефти на   международный рынок сократятся примерно на 17 миллионов баррелей в сутки (83   миллиона тонн в год).

Аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович замечает, что   альтернативные маршруты поставок нефти в обход Ормузского пролива есть, но их   пропускная способность не так велика. Во всяком случае, обеспечить   транспортировку равноценных Ормузу объемов топлива они не смогут.

Конфликт вокруг Ирана, напомним, разгорелся из-за его   ядерной программы. Тегеран утверждает, что она нужна для мирных целей, в   частности развития атомной энергетики. Западные страны уверены, что это   только прикрытие, а на самом деле исламская республика создает ядерное   оружие. Чтобы заставить Иран отказаться от разработок, Евросоюз ввел запрет   на поставки иранской нефти в европейские страны - эмбарго вступило в силу   первого июля. До этого экономические санкции к республике применили США. И   хотя иранские власти говорят, что страна может как минимум три года вообще   обходиться без экспорта нефти, ясно, что "удар" пришелся в точку.   Чтобы преодолеть негативные последствия эмбарго, придется задействовать Фонд   национального благосостояния.

Вступление в силу эмбарго на иранскую нефть изменило   расклад, сложившийся на рынке. Предложение уменьшилось на миллион баррелей в   сутки, и это подтолкнуло цены вверх. Если Ормузский пролив все-таки будет   перекрыт, это "подогреет" котировки еще больше.

Начальник отдела аналитических исследований "Универ   Капитал" Дмитрий Александров, впрочем, сомневается, что такой вариант   развития событий действительно возможен. "Иран пойдет на блокировку лишь   в самом крайнем случае", - говорит он.

По мнению Александрова, иранский фактор для нефти вообще не   главный. Вряд ли в ближайшее время именно он будет определять судьбу нефтяных   котировок. "Об эмбарго было известно давно, но на фоне ожидающегося   запрета цены на нефть падали со 110 долларов за баррель до 90, - напоминает   эксперт. - А вот после саммита ЕС, участники которого неожиданно смогли   договориться о конкретных мерах поддержки банковского сектора, они, наоборот,   поднялись с 90 долларов на 100. Так что финансовый фактор сегодня гораздо   более значим, нежели все остальные".

Сегодня Европейский центробанк, как ожидается, объявит о   новых стимулах для экономики еврозоны. Поэтому до конца недели цены на нефть   могут еще немного прибавить, прогнозируют эксперты. Но стабильности ждать не   стоит. "Лето - вообще сложное время для рынков, - констатирует Александров.   - Если говорить о конкретных прогнозах по стоимости нефти, я бы исходил из   ценового коридора в 93-105 долларов за баррель".

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5824 от 5 июля 2012   г.