Александр Сидякин: «Критикуя "Единую Россию", я играл в поддавки», а может в карьеризм?

Александр Сидякин: «Критикуя "Единую Россию", я играл в поддавки»

Автор самых скандальных законопроектов последних месяцев рассказал «МН», нужно ли вводить в России крепостное право

06 июля 14:42Алина Гарбузняк

 

Депутат Госдумы Александр Сидякин - автор самых скандальных законопроектов последних месяцев

 © РИА Новости. Валерий Левитин

В Госдуме начали рассматривать в первом чтении закон, который присвоит ряду некоммерческих организаций статус «иностранного агента» и затруднит их работу. После законов о штрафах и обязательных работах за нарушения на митингах это уже третий «репрессивный» закон, призванный усмирить протестующих. И автор у всех этих инициатив один – депутат от Народного фронта Александр Сидякин. В интервью «МН» он рассказал о своей работе на благо общества.

Контекст

- В весенней сессии вы стали лидером по числу резонансных законопроектов, причем все они не по вашему профилю. Вы в комитете по ЖКХ ощущаете себя на своем месте?

- Конечно, я же вношу законопроекты, активно участвую в рабочих группах по контролю за тарифами ЖКХ, в совещаниях с исполнительной властью участвую на эту тему.

С марта по июнь 2012 года депутат Александр Сидякин внес в Госдуму четыре законопроекта, явившиеся «ответом» на события, связанные с гражданской активностью после выборов.

В связи с «панк-молебном» группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя:
- об усилении административной ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан

В связи с серией гражданских акций «За честные выборы»:

- о введении обязательных работ как наказания за несоблюдение порядка проведения митингов;
- о многократном увеличении штрафов за нарушения в ходе митингов;
- о регулировании деятельности НКО, «выполняющих функции иностранного агента»


- Но законопроекты о митингах, о НКО, об оскорблении религиозных чувств - ведь это же не ваш профиль?

- Не мой.

- Так почему их вносили именно вы?

- Если я вошел в комитет по ЖКХ, я что, должен заниматься только этим профилем? Я считаю это неправильным. Комитет – это только основное направление деятельности. Когда я выбирал комитет, я выбрал ту проблему, которую граждане ставят первоочередной, – жилищно-коммунальное хозяйство.

- Тем не менее 6 из 12 законопроектов, которые вы внесли за последние полгода, к проблеме ЖКХ не имеют никакого отношения.

- Это очень хорошо. Я считаю, что если 50% законопроектов по профилю, а другие 50% разбиты по другим сферам – это нормально.

- Ваша квалификация настолько широка, что вы разбираетесь во всех сферах права?

- Я считаю себя достаточно квалифицированным специалистом, я кандидат юридических наук.

- Но ваша специализация – избирательное законодательство.

- Да. Но я работал в разных отраслях. Я занимался кризисным управлением, я был арбитражным управляющим в Башкирии. Занимался судебными процессами, которые связаны с коммерческим правом. Входил в топ-менеджмент крупных предприятий, знаю, что такое управление. Работал в профсоюзах. Я считаю, что знаний достаточно, чтобы реагировать на какие-то… Я не говорю, что я знаю все…

- В марте вы внесли законопроект об усилении ответственности за оскорбление религиозных чувств. Это было вскоре после «панк-молебна» Pussy Riot.

- Это было в связи с Pussy Riot, потому что их начали преследовать в уголовном аспекте, а я посмотрел, что в Административном кодексе штраф за хулиганство всего 500 рублей. И я посчитал, что если мы усилим административную ответственность, то не надо будет их преследовать уголовно.

- Так ваш законопроект был в помощь Pussy Riot?

- Да, я придерживался исключительно благих намерений, хотел, чтобы ответственность усилили и тогда бы избавили правоохранительные органы от необходимости искать состав уголовного преступления. Адекватно наказать и все. В итоге, то, что с ними происходит…

- Ваш законопроект не помог?

- Правительство прислало отрицательный отзыв.

- Это была ваша личная инициатива?

- Абсолютно, как и все другие.

- Но почти у всех этих законов несколько авторов, иногда до десятка. Какова доля вашего участия?

- Ну, по крайней мере, резонансные законопроекты – митинговый и НКО – я сам за компьютером писал.

- По-вашему, никакая идея не связывает те законопроекты, которые вы внесли за последние месяцы?

- Все они направлены на улучшение качества жизни наших граждан – в одном случае это безопасность, в другом – информированность.

- Как улучшает качество жизни законопроект о предоставлении государственным академиям права самостоятельно распоряжаться подведомственными им организациями (закон не резонансный, но тоже не по вашему профилю)?

- Ну, это меня из профсоюза попросили, честно говоря. Я никакой проблемы здесь не вижу.

- А в случае с другими законопроектами к вам никто с просьбами не обращался?

- Я же сказал, что это была моя личная инициатива.

- Вы не находите, что все эти законопроекты по странному совпадению носят репрессивный характер?

- Я ощущаю, что я скоро напишу зеленкой: «А не кажется вам, что это носит репрессивный характер?» Просто я уже сто миллионов пятьсот раз отвечал на этот вопрос. Ну как вы думаете, какой я могу дать ответ? Я сейчас вам заученной фразой отвечу: «Конечно, нет».

- И жандармом себя не ощущаете?

- Нет. Закон о митингах был направлен на обеспечение безопасности граждан страны, об НКО – на повышение уровня информированности граждан.

- Вы ради этих законов пришли в Думу?

- Я считаю, что это вообще вопрос некорректный. Как можно прийти ради какого-то закона в Думу?

- Ну, например, я знаю одного депутата, который пришел в Думу, чтобы разобраться с коррупцией на таможне.

Он целенаправленно этим занимается.

- Это депутат Брячак, я его тоже знаю. Брячак лоббирует свой бизнес, связанный с таможенными перевозками, который находится у него в Псковской области (комментарий депутата Михаила Брячака см. в конце материала. - «МН»). Есть еще Альфия Когогина, из татарских депутатов, она выходец из «КАМАЗ-Лизинг». Пришла, чтобы разобраться с утилизацией подержанных автомобилей. Вот она пришла с конкретным законопроектом. А я пролоббирован не какими-то структурами… Я пришел сюда по линии Общероссийского народного фронта и отношусь к числу людей, которые не являются членами «Единой России», но поддерживают Путина и ОНФ.

- Почему вы ушли из «Справедливой России»?

- Хороший вопрос. Потому что Миронов всегда заявлял о поддержке Путина и в то же время говорил: «Мы поддерживаем Путина, но мы находимся в оппозиции». У меня это ломало голову. Как так можно делать?

- А вы сами поддерживали Путина и «Единую Россию»?

- Я всегда поддерживал Путина.

- Раньше вы заявляли, что вы последовательный критик «Единой России».

- Когда я был в «Справедливой России», я критиковал, а так я не понимал… Это был тезис, предлагаемый партией: «Мы последовательные критики "Единой России"».

- То есть это вы не от чистого сердца говорили, а подчиняясь корпоративной этике?

- Ну, мы же соревновались, играли в поддавки на предыдущих парламентских выборах. Миронов поддерживал Путина. Но в тоже время, когда Путин возглавил список «Единой России», продолжал бороться с «Единой Россией». Как это возможно?

- И вы включились в эту игру в поддавки, несмотря на то, что Миронова не одобряли.

- Угу. Я возглавлял «Партию пенсионеров», и когда она влилась в «Справедливую Россию», я подумал, что этот проект, как говорил Сурков, будет «правой ногой», на которую можно опереться, если затекла левая (на самом деле наоборот: «Справедливая Россия» проектировалась как «левая нога» - «МН»). Я подумал, что все и будет в этом ключе. Путин тогда еще не возглавлял «Единую Россию», а когда возглавил, стало понятно… В общем, стало понятно, что ничего не понятно. Поэтому я и ушел.

- Вы мне объясните: вы сами были за «Единую Россию» или против нее?

- Я был за Путина.

- А «Единая Россию» где здесь стояла?

- «Единая Россия»… К тому моменту, когда ее возглавил Путин, когда он так плотно себя с ней связал, я уже был руководителем регионального отделения «Справедливой России»… И в Думу я пришел по линии ОНФ, который возглавил Путин.

- Но голосуете ведь вы консолидированно с фракцией «Единая Россия».

- Да, голосую с фракцией «Единая Россия», ну, это все-таки фракционная дисциплина…

- Чем это отличается от членства в партии?

- Я не связан никакими задачами, которые перед собой ставит партия. Я не обязан исполнять ее устав.

- Но вы обязаны голосовать консолидированно с фракцией.

- Ну, это уже внутренний регламент фракции.

- Получается, когда вы были в «Справедливой России» вы подчинялись ее регламенту, повторяя лозунги, с которыми были не согласны, а теперь подчиняетесь регламенту фракции «Единая Россия», голосуя за ее законопроекты?

- Я был членом партии «Справедливая Россия», а членом «Единой России» не являюсь.

- Вы знакомы с Радием Хабировым (заместитель начальника Управления внутренней политики Кремля – «МН»)?

- Да. Когда он работал в администрации президента Башкирии, то взаимодействовал со всеми партиями.

- А сейчас вы с ним взаимодействуете?

- Мы общаемся, но на официальных мероприятиях.

- Вот вы откликаетесь на все громкие события последнего времени. А скандал вокруг фальсификации выборов вы не отметили никаким законопроектом, хотя избирательное законодательство – ваш профиль.

- Я считаю, что законодательство неплохое, страдает его исполнение. Тупость чиновников, которые хотят показать губернатору свое рвение, вбросив лишних бюллетеней… Это позор, клеймо.

- Внесите в Уголовный кодекс какую-нибудь поправочку на эту тему.

- В Уголовном кодексе есть статья – вплоть до лишения свободы. Что еще надо?

- Как же так получилось, что еще никого не посадили?

- Ну, это вы заблуждаетесь. Посмотрите статистику. Я запрашивал – есть, в том числе приговоренные к лишению свободы. (Согласно статистике, предоставленной Сидякиным «МН» после интервью, к лишению свободы действительно было приговорено два человека, но не за «фальсификацию итогов голосования», а за «воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» - «МН»)

- Те, кто возглавлял избирательные комиссии?

- Угу.

- А что в ближайшее время вас еще обеспокоит? Какая сфера жизни наших граждан?

- У вас не было родственников в КГБ?

- Просто вы настолько разносторонний человек, что я не могла удержаться от этого вопроса. От чего еще вы хотите защитить наших граждан?

- Я вот анекдот недавно слышал: «Выходит депутат Сидякин на трибуну и говорит: «Митинги мы ограничили, иностранных агентов выгнали, пора вводить крепостное право: на селе работать некому». Я задумался.

*Первый заместитель главы комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак прокомментировал слова Сидякина о том, что он «лоббирует свой бизнес»:
- Это позиция Сидякина. Псковская область – приграничный регион. Там занимаются инфраструктурой на самом высоком уровне – и администрация, и областное собрание, и муниципальные власти, и бизнес-сообщества. Вопросы, связанные с таможней и логистикой, Пскову близки и понятны, они являются приоритетными для социально-экономического развития региона. И любой житель, в том числе и я, в той или иной степени занимаются в Псковской области таможенной тематикой. Конечно, я заинтересованное лицо, потому что Псковская область в таможенно-логистическом направлении и будет развиваться.

Сидякин Александр Геннадьевич, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции «Единая Россия», беспартийный.

Родился 17 ноября 1977 года. Окончил Тверской государственный университет по специальности «Юриспруденция» (1999). В 2006 году защитил диссертацию на тему «Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата: проблемы теории и практики». Работал в избирательной комиссии города Уфы (2005) и Центризбиркоме Башкортостана (2007). В 2006-м возглавил региональное отделение «Партии пенсионеров». После того, как она влилась в партию «Справедливая Россия», возглавил Башкирское региональное отделение «Справедливой России». Считался последовательным противником действовавшего в то время президента Башкортостана Муртазы Рахимова и активным участником команды Радия Хабирова, который теперь работает в Управлении внутренней политики Кремля. Работая в Уфе, организовал резонансную акцию против уличной проституции, пообещав «оборвать крылья ночным бабочкам». В 2009 году покинул республику и добровольно сложил полномочия главы регионального отделения. До 2011 года был секретарем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). В 2011-м вступил в созданный Владимиром Путиным «Народный фронт» и попал в Госдуму по спискам «Единой России». Увлекается горными и беговыми лыжами, туризмом, плаванием. В 2010 году совершил восхождение на гору Эльбрус. Женат, воспитывает сына и дочь.