Из грязи в князи, а про душу... ?

Реплика на «Благое дело не ждет благодарности», «Последнюю улыбку Чеширского кота» от 21.06.12 и «И еще раз про «Благое дело» от 26.06.12, «Советская Россия»
 
ПРОЧИТАЛА в «Советской России» ответ президента ОАО «Сбербанка России» Г. Грефа читательнице Моисеевой Елизавете Ивановне и прослезилась. Читаю его ответ – опять плачу… «Для Сбербанка, и для меня лично, помощь детям – это не просто один из видов нашей деятельности, а приоритетное направление, к развитию которого мы прикладываем максимальные усилия. В частности, в рамках помощи детям банком осуществляется поддержка 239 детских домов, а количество мероприятий для воспитанников в 2011 году составило около 1,5 тысячи, в которых приняли участие около пяти тысяч сотрудников банка».
Несмотря даже на суровую школу жизни: службу во внутренних войсках МВД СССР, учебу на рабфаке и поступление в Омский университет на юридический факультет на льготных условиях, невзирая на все эти тяжелейшие испытания, которые перед ним выкатила жизнь, Герман Оскарович оказался по своей сути все-таки человеком тонкой душевной ориентации. С тех пор минуло немало лет, он попал в «питерскую обойму» и получил министерский портфель, но все-таки не очерствел душой как тогда, в середине 80-х, в 90-е, так и в двухтысячные.
А еще, скажу Вам, уже от себя лично, уважаемая Елизавета Ивановна, как могли посетить Вашу убеленную летами голову такие мысли, что г-н Греф «не обеднеет» от того, что он не возьмет комиссию в 120 рублей с Вашего перевода в детский фонд 5000 рублей? Помилуйте, это Вы от своей пенсии выделили детям почти половину! А на что, по-Вашему, должен г-н Греф играть свои свадьбы в Большом дворце Петергофа (будучи министром), гарцевать на белом коне в новогодние праздники, слушать на островах концерты классической музыки?.. И много чего еще очень важного и нужного, а значит, недешевого, он придумает для развлечения себя, дорогого и любимого! И потом, он же этнический немец – значит, каждый пфеннинг – тьфу! – каждая копейка у него на учете! Это вы, этнические и неэтнические русские и нерусские, прошедшие войну, восстановившие страну, вынесшие голод, холод и разруху, можете быть такими щедрыми, такими, как им думается, расточительными – половину пенсии больным детям жертвовать! Греф такой роскоши не может себе позволить!
Сейчас все стоит денег, а копейка рубль бережет, поэтому ваши 120 рублей (а это, как ни крути, почти 4 доллара), а также каждая копейка, изъятая у нас, очень кстати ложатся уже полновесным миллионом в его бонусных рублях. «В прошлом, 2011 году по итогам деятельности банка за 2010 год на бонусы было потрачено около миллиарда рублей – соответственно в среднем каждый из «топов» (руководителей высшего звена) Сбера получил по 70,3 миллиона рублей» (см. интернет), что в переводе на русский означает – почти по 2,5 миллиона американских денег, из которых, замечу, он лично вряд ли перевел бы 50% на счета каких-либо благотворительных организаций, иначе Вам предоставили бы не простую отписку с количественным перечислением детских домов, мероприятий и сотрудников Сбербанка, а напрямую бы назвали сумму и адреса – куда именно, какому детскому дому или детской больнице ее отдал сам лично г-н Греф. Но так как Вам такой информации не предоставил Титов Иван из Управления общественных связей Сбербанка России, то я не поленилась и взяла на себя труд Вам сообщить, сколько Герман Оскарович, по самым приблизительным подсчетам, получает «бонусов», помимо официальной зарплаты. А уж если бы он каждый год перечислял половину своих доходов обездоленным детям, то у нас и все родительские чада запросились бы под его опеку.
 
ВООБЩЕ фигура Германа Оскаровича Грефа очень интересна в своем многообразии. Как следует из его биографии, он в прямом смысле выбился из грязи в князи, как Алексашка Меншиков: родившись в селе, Греф проделал большой путь, как в советское время писали, от «простого оперативника» (но в нашем случае – «солдата»?) ВВ МВД СССР до члена кабинета министров РФ (раньше было бы – «члена ЦК»). А потом, фигурально выражаясь, стал «кумом королю и сватом министру». В качестве отступных из правительства он получил во владение ОАО «Сбербанк», при этом замечу, что как специалист широкого профиля Герман Оскарович не отягощен образованиями ни в экономической, ни в финансовой области. Надеюсь, что он очень силен в юриспруденции. Много позже, достигнув вершин власти, он отучился в Академии государственной службы при президенте РФ и даже защитил, наконец, диссертацию. Греф – практик в экономике и финансах. Правда, вспомнить его выдающиеся экономические прожекты уже не могу, и к каким вершинам они привели Россию, тоже. Но этот его профессионализм, а также работа по специальности у нас в стране, во всяком случае в высших эшелонах власти, не приветствуются – лишнее это все на таком празднике жизни. Здесь важно иное: входить в нужную страту и быть лично преданным земляком или коллегой, хотя бы по формальному признаку.
Вам, мои друзья, может показаться, что я незаслуженно обижаю нашего замечательного во всех отношениях Германа Оскаровича. Так вот, в свое оправдание могу сказать, что это все просто от неразделенной любви, мы как «два берега у одной реки», он в одной страте, а я – в другой, там, где мы все потихоньку бандерложим. На самом же деле я его просто обожаю.
Сейчас, когда он стал меньше мелькать на экранах, мне так не хватает его веселеньких рубашечек с галстучками! Они как-то всегда бодрили душу и вызывали разные радужные ассоциации, повышая настроение. А его задушевные беседы с маргиналами, когда он мог остановить свой кортеж по пути на работу в Белый дом и потратить свое драгоценное время на доведение до сведения пьяно сидящего на тротуаре бомжа, разъясняя его иссушенному алкоголем мозгу перспективы дальнейшего экономического развития нашей страны в ближайшее двадцатилетие!
Разве это кто-то еще из министров делал? Вот так, по-простому, ходил в народ? Главное – донести до людей, до каждого человека из другой страты, можно сказать, до почти марсианина, свои мысли, заботы, радения и чаяния о будущем России. И уж совсем не важно, что бомжу давно наплевать, откуда и куда будет развиваться экономика страны. Для него, бомжа, главное, чтобы охрана министерская бока не намяла и пиво не отняла. Такое же не могло не радовать и не веселить. А с годами, покинув правительство, он как-то поутих, стал менее заметен. Только в инете про него и бонусы читанешь, да изредка мелькнет его облик в новостной программе – не успеваешь даже насладиться зрелищем.
 
НО НАКОНЕЦ-ТО я дождалась звездного часа на Петербуржском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2012). Наконец-то высказался и Герман Оскарович – он был модератором конференции. Теперь всем стало ясно, куда и зачем двигается страна. А ему можно верить. Греф – фигура, приближенная ко двору. И он весь в этом своем публичном выступлении: открытый, прямой и честный, словно вновь на белом коне, но только воображаемом, гарцует перед аудиторией и будоражит публику. Гардемарин! Гусар! Красавец!
Глава Сбера как всегда весомо, и, как мне кажется, очень демократически вещал о том, что на форуме говорятся страшные вещи. Он долго, натужно, порою сбивчиво, плутая в дебрях историко-религиозного экскурса, рассказывал аудитории то о своем видении буддизма, то марксизма, то каббалы и даже не забыл о Лао-Цзы – правда, в своей собственной интерпретации.
Например, в этом учении есть обращенная к правителю проповедь недеяния, которая означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путем возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали.
Эта часть трактата каким-то образом прошла мимо Грефа, вернее, ее первая половина. Некоторые же другие афоризмы сего учения было бы не худо и ему знать, даже не слишком углубляясь и погружаясь в дебри даосизма: «Коль много накопишь, много исчезнет»; «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков»; «Когда множатся законы и приказы – растет число воров и разбойников»; «Отрицание Пути – это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища». Но господину Грефу на душу легло, видимо, только одно: «Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных».
Вот выдержки из его выступления на форуме, где он модерировал конференцию и эпатировал публику своими речами: «Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения. Как только простые люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда имеют знания. Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции, – пояснил Греф. – Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию, не через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины спущенных на головы СМИ, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все СМИ заняты сохранением страт?»
В целом, это высказывание – квинтэссенция всей нашей государственной политики, которая была выражена устами г-на Грефа. Это именно то, о чем мы, низы, давно догадались, а верхи знали, но боялись нам озвучить. Устами Грефа глаголет истина, а Герман Оскарович – тот же «младореформатор».
Участников конференции речи Германа Оскаровича просто потрясли до глубины души: с такой римской прямотой может высказываться только малыш, но не государственный муж. Даже г-жа Набиуллина Эльвира Сахипзадовна, к которой затем обратился г-н Греф для продолжения обсуждения его мыслей, как-то криво усмехнулась на эти сентенции: нельзя же, мол, так прямо, в лоб и на всю страну!
 
СЛОВО – не воробей. Дальше г-н Греф, уже постфактум, неуклюже пытался вывернуться, что это-де у него «шутка юмора» такая, что это он «подзаводил» дис­куссию и «разогревал» участников, его не так поняли. В каждой шутке есть только доля шутки, а остальное – правда. И она выползла наружу. Наш бывший министр взял и «топнул в лужу» с экрана, а брызги полетели во все стороны.
Так что нечего удивляться, что процесс деструкции образования в России идет пол­ным ходом. В контексте данного откровенного высказывания Германа Оскаровича борьба Олега Николаевича Смолина и его товарищей за образование в России выглядит действительно в полном смысле экстремизмом, направленным на подрыв основ ныне существующего и установившегося в реальности политического строя. Есть одна маленькая страта, к которой себя причисляет г-н Греф, которая должна всеми управлять, а для этого – образование должно умереть. Точка.
Еще раз спасибо и низкий поклон Герману Оскаровичу за прямоту и честность, за чистую правду, которую хоть один человек из верховной страты решился озвучить публично и донести до народа истинное направление всех дальнейших реформ: в МВД, армии, науке, медицине, экономике, промышленности, сельском хозяйстве и т.п. Вектор направления реформ ясен!
 
Ольга ГУБАРЕВА