СЕССИЯ-2. МИФЫ О СТУДЕНТАХ-ГЕРОЯХ
По мотивам бесед с психологом Игорем Романовым
Ну, вот и закончилась проклятая се… Но почему ж «проклятая»? Не так страшен оказался чёрт, как его малевали, разговорчивые студентики. А какие ужасы рассказывали, какие страхи нагнетали… а сдать оказалось – плёвое дело… О чём же говорят студенты первые несколько дней после сессии? Уже не страшных, беспощадных преподавателях, питающихся студенческой кровью, уж не слышны сплетни-россказни о том, что сделало их такими.
Вот только что ко мне в кабинет заходил студент Ерасин и рассказывал, что на ихнем факультете две преподавательницы два года назад (т.е. ОДНАЖДЫ) не поделили мужика и С ТЕХ ПОР на экзаменах внимательно рассматривают зачётки. Если стоит «отл» и подпись соперницы – не видать этому студенту оценки выше тройки… Потешил меня студент Ерасин, особенно тем, что преподавательницы рассорились два года назад. Я эту байку уж лет десять как знаю.
Итак, сразу после сессии мифотворчество о преподавателях-злодеях, сменяется героическим эпосом о студентах-богатырях. Конечно, преподаватели остаются злобными и коварными, но студент уже не тот. Студент противостоит чудовищу будучи уже не беспомощным и забитым, а мужественным, умным, знающим все закоулки профессорской души. Он вооружён шпаргалками-кладенцами, совершает на экзамене психологические подвиги и получает в награду красавицу-зачётку с заветной подписью.
Легенда о необычайной наглости. Училась в университете легендарная личность – студент Фильтюк. Он был бездельник, кутила, враль… словом, отличный парень. На лекциях был редким гостем, а учить он не мог. Ничего. Никогда. При этом вообще не имел «хвостов», гениально сдавал экзамены, не повторяя ни разу ни одного приёма…
А доцент Перископова слыла Великой Охотницей за Шпаргалками. Ей бы в таможне работать… Все были уверены, что на этот раз Фильтюку нипочём не списать. Но вот какую картину рисует нам эпос.
Засунув за пазуху, большую, противотанковую тетрадь с чужими лекциями, Фильтюк входит в аудиторию, берёт билет и садится за стол… нет, не за самый дальний, как вы все подумали, а прямо напротив Перископовой. Потом, совершенно не таясь, достаёт тетрадку, находит нужную лекцию и начинает трудолюбиво переписывать её себе на листок. Некоторое время Перископова… ничего не замечает. Потом ещё некоторое… не верит своим глазам… А Фильтюк уже три четверти успел перекатать.
Наконец преподавательница обретает способность говорить, двигаться… медленно подходит… И тут, Фильтюк стремительно пролистывает несколько страниц и торопливой скороговоркой юродивого вопит: «А я не списывал, не списывал, у меня не на той странице открыто». С выражением тупой обречённости Перископова, покачиваясь, идёт к столу, нетвёрдой рукой выводит в зачётке Фильтюка «удовл» и остаётся сломленной на всю жизнь. Студенты завистливо цыкают зубом.
В эпосе про студентов-героев часто существует мотив пробуждения, как, например, у Ильи Муромца: сидел на печи 30 лет, т.е. весь семестр пьянствовал и не учил, а потом ка-ак развил бурную деятельность…
Легенда про деканова внучка. Жил был декан. Звали его Мунькин. Больше всего на свете он любил кого-нибудь на экзамене завалить, а потом отчислить... Т.е. был объективен и справедлив, ибо мало на свете студентов, которых, положа руку, не надо было бы отчислить. А ещё Мунькин обожал своего единственно сынка, которого под интерес мечтал женить на дочери крупного городского начальника. Так вот. На декановом факультете училась блондинка Хвостова, которой учёба давалась тяжело, а поведение – легко. Чувствует эта Хвостова, что декан её после грядущей сессии непременно отчислит.
И созрел у неё коварный план. Во время очередной веселухи в общежитии, до которой, кстати, был очень охоч деканов сынок, она без особого труда утащила Мунькина-младшего к себе в комнату. Всё это видели… И перед самой сессией явилась Хвостова к декану и стала рыдать следующий текст: «Беременная я! Сынком вашим соблазнённая, лживыми посулами обманутая. Как же я ребёночка-сиротинушку, внучёнка вашего, буду кормить без диплома, без образования?»… Много валидолу попил тогда декан Мунькин.
Много полезного услышал от него сластолюбивый отпрыск. В конце концов, порешили дело миром. Блондинка благополучно доучилась до диплома, сохранив свою фигуру стройной, а декан скоро стал ректором.
Эпический студент-герой должен отличаться от обычного толщиной, жизнелюбием, количеством выпиваемого... и, самое главное, беспредельной наглостью. Он решительно не должен ни в чём знать сомнений.
Тот же Фильтюк весил больше центнера и очень гордился этим. Как-то вздумал он перевестись на военный факультет, куда принимали только стройных. И вы думаете, он сел на диету, начал бегать? Нет он стал ходить по общежитию в комнаты девушек и просить их помочь ему сбросить вес… Потому что ЭТО самый лучший способ. Говорят, похудел…
А студент Одеколонов был всеми признанный алкоголик. Приходя на экзамен, он сначала вынимал из кармана початую бутылку водки, надкусанный огурец и только потом находил зачётку. Преподаватели ставили ему тройки со словами: «Что с пьяного возьмёшь? А другим он никогда не бывает…»
Вот что интересно. До встречи с преподавателем-злодеем студент описывается как эпический герой. Т.е. богатырь, который, по крайней мере, не слабее Идолища поганого… Но в тот момент, когда студент берёт билет – богатырский эпос превращается в сказку про Иванушку-дурачка. Вот если бы студент-бездельник в ночь перед экзаменом всё выучил и блестяще ответил без подготовки, то тогда он был бы богатырь. Но нет, это не интересно.
В сказке Евгения Шварца «Два клёна» Баба-яга говорит: «Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит, бывало, все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться… как бы мне, не работая, жить по царски»… А мы тут который год ищем национальную идею. Вот она – вековая мечта нашего народа и его лучшей части – студенчества.
Легенда о том, что Воронеж всё равно, что Париж. Предстоял экзамен по французскому языку. А студент Долбоносов французского языка не знал. Ну, как не знал? А так, что французский текст мог прочитать только, если он был написан русскими буквами. А выучить к экзамену 20 тем? Об этом говорить в присутствии Долбоносова было неприлично.
И что же сделал студент? Он попросил свою подружку-отличницу написать ему русскими буквами тему «Париж», слов эдак на 80, и за четыре дня неимоверным напряжением ума эту тему выучил. Придя на экзамен, попросился отвечать… без подготовки. Ошарашенная француженка протянула ему билет, в которой значилась тема «Воронеж». «Воронеж – это всё равно, что Париж» – решил про себя Долбоносов и стал медленно, тягуче, противным голосом рассказывать то, что знал, заменяя на ходу слово «Пари» на слово «Воронеж». К середине рассказа у преподавательницы появилось чувство несоответствия. Она никогда не слышала, чтобы в Воронеже были Елисейские поля и Эйфелева башня…
«Постойте, что у вас в билете?»
«Ах, простите, я ошибся. Ну, ничего, я сейчас закончу про Воронеж, а уж потом примусь за Париж» – сказал студент и ещё медленнее, ещё противнее загнусавил.
«Нет! – закричала француженка. – Слушать такое два раза за мою зарплату…»
Из аудитории Долбоносов вышел очень расстроенный: «Трояк… пойти, что ли, пересдать».
Не было на свете ещё ни одного студента, который бы причитая перед экзаменом «хоть бы тройку, хоть бы тройку», но, получивши четвёрку, не досадовал, что не пять.
В центре волшебной сказки всегда чудо, нечаянное счастье, которое студенты зовут перед экзаменами. «Халява! Приди!» – слышится ночами из окон общежитий и эхом разносится по городу.
Верь, студент, в это счастье – и сам чёрт тебе не брат. А чтоб сильнее поверить – выдумай какую-нибудь легенду и расскажи друзьям. Они уверуют сразу, ибо в сессию верят всему…
А как же нужно сдавать экзамены, чтоб чувствовать себя психически здоровым, не попадая в мир легенд и мифов? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Комментарии
Комментарий удален модератором
-доцент, на глазах багровея и заикаясь от гнева-"Кккто оона!!???"
Колеега- "Ставь скорее трояк, а то ведь скажет!!!"
Комментарий удален модератором
На что практичный Дон Жуан ответил - Ну вот,с автоматикой разделался...
А была на кафедре высшей математики серьезная преподша,которая иногда перед экзаменом предлагала заядлым картежникам испытать судьбу в преферанс.Лично общался с пострадавшими...
Комментарий удален модератором
А по поводу карт - В ОТИХП на " младшем" курсе учился Толя Барбакару - виртуоз колоды.Толя стал вскоре профессиональным каталой...Попал даже во всесоюзный розыск.Сделал пластику лица...Сейчас писатель,журналист, ведущий передачи "Джентльмены на даче" и других проектов...Пошуруйте в и-нете.Его книги достаточно интересны,свежи.Например,"Одесса-мама" - каталы,кидалы,шулера. Там,кстати,упоминается и Боська Намцов - нынешний лидер оранжоидов...Тот фрукт -ловко бомбил отдыхающих на черноморском побережье...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Не был, а бывал"- взорвался профессор-"два балла, это женский таз!!!"
Ещё через минуты, крадучись в аудиторию пытаются проникнуть две девицы...
-"Что тоже с ралли"- гремит профессор.
"Нет пииисали"- пропищали девочки
Вот теперь Вы будете виноватры в том, что я напишу !!!)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так вот, и в АПИ, и в МАМИ подавляющее большинство студентов на лекции и на семинары ходили. И учились, в основном, нормально. Были, конечно и тугодумы, но экзамены и зачёты за деньги, как сейчас, ни кто не сдавал. Был у нас в МАМИ один уникум-еврей из Киева Серёжа. Сейчас он в Штатах неплохо устроился. Он сам ни одного проекта не делал- все ,не безвозмездно, соседи по общаге. С дипломом он затянул и попросил начертить сразу несколько человек. И получилось, что продольный разрез одного двигателя, а поперечный- другого. До окончания защиты пара дней. Кафедра решала вопрос о допуске. День жаркий, двери открыты.Сергей сидит за дверью, ждёт решения:"Допустят- не допустят".Подходит к нему сокурсник и спрашивает:"Ну как?", а тот сдуру и ляпну:"А куда они денутся".Зав.кафедрой это разозлило:"За кого он нас держит?!".Не допустили. Через год защитился на "отлично"!
.
Странно. Но когда сразу после войны я пошел учиться, то на курсе оказалось несколько фронтовиков. Но главное это дух, желание постичь науку (стать специалистом) и взаимная поддержка. Халявщиков было мало, хотя и были студенты со слабыми способностями..
Как зависит дух студенчества от времени. Сейчас желающих действительно стать специалистами мало, к сожалению.
.
Об уровне, например, математической подготовки абитуриентов можно судить по книге Моденова ( Задачи по математике для поступающих). Тогда мы перерешивали почти весь задачник (он объемный!). А сейчас отличники могут решить такие задачи одну через десять да и то не все.