«Воздушный охотник» JNAAM ставит под вопрос потенциал Су-35С и МиГ-35. Первые итоги от задержки проекта РВВ-АЕ-ПД

На модерации Отложенный

Здравая доля ура-патриотизма никогда не повредит при аналитическом обзоре перспективных отечественных концептов военной техники, особенно когда их параметры находятся на уровне или значительно опережают возможности зарубежных аналогов. Данное утверждение полностью справедливо для многоканального зенитно-ракетного комплекса ПВО-ПРО С-300В4, в состав ракетного вооружения которого были введены передовые сверхдальнобойные ракеты-перехватчики 9М82МВ с дальностью 400 км, высотой перехвата около 50-70 и скоростью поражаемой цели в 4600 м/с. Данная ЗУР является сегодня единственной в мире сверхдальнобойной ракетой, оснащённой активной радиолокационной ГСН, которая позволяет уничтожать удалённые загоризонтные объекты на дальностях более 100 км без помощи дивизионного многофункционального радиолокатора подсвета и наведения. Справедливо это и для сверхманевренного многофункционального истребителя Су-35С, оснащённого мощнейшим в мире бортовым радаром Н035 «Ирбис-Э», способным обнаружить большинство западных истребителей на дистанции 300-400 км (в зависимости от ЭПР).

Тем не менее, если уникальные противовоздушные характеристики «Антея» в обозримом будущем сохранят превосходство над догоняющими западными аналогами с меньшей дальностью и скоростью поражаемых цели, то все положительные стороны «Сушек» и ожидающихся к принятию на вооружение строевых частей МиГ-35 могут просто «рассыпаться в пыль» от одного лишь недофинансирования и «замораживания» проекта ракетно-прямоточной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» «Изделие 180-ПД». И здесь уже далеко не до ура-патриотизма, ведь противник находится «у ворот» существенного технологического прорыва в области разработки ракет воздушного боя нового поколения. Данный прорыв вполне способен сместить эффективность российской тактической авиации (в плане выполнения задач по завоеванию господства в воздухе) на твёрдое третье место, после ВВС Китайской Народной Республики.

Речь идёт о старте совместного японско-британского проекта дальнобойной ракеты воздушного боя JNAAM (Joint New Air-to-Air Missile), договорённость по которому была достигнута между представителями внешнеполитических и оборонных ведомств двух государств ещё в конце 2015 года, а затем окончательно подкреплена визитом министра обороны Майкла Фэллона и главы МИД Великобритании Филиппа Хэммонда в Японию 8 января 2016 года. Здесь мы имеем дело не с обыкновенной дальнобойной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» типа AIM-120D, а с перспективной УРВВ, обладающей уникальной помехозащищённостью от многочисленных комплексов радиоэлектронной борьбы, установленных как на перехватываемых летательных аппаратах, так и на прикрывающих средствах РЭБ воздушного базирования.

JNAAM является гибридом британско-французской ракетно-прямоточной ракеты воздушного боя «Meteor» от компании MBDA и японской ракеты «воздух-воздух» средней дальности AAM-4B, где от первой будет взята конструкция планера и интегрального ракетно-прямоточного двигателя, а от второй - аппаратный блок инерциально-навигационной системы и активная радиолокационная головка самонаведения с активной ФАР.

Наличие интегрального ракетно-прямоточного двигателя со стартовым ускорителем и твердотопливным зарядом борсодержащего газогенератора позволит JNAAM, равно как и MBDA «Meteor», перехватывать воздушные цели на дальности 150-170 км, сохранять высокую скорость (3,5-4М) на завершающем участке полёта (в десятки раз повышает успешность перехвата в сравнении с AIM-120D), регулировать скорость полёта в зависимости от типа цели посредством клапана газогенератора, находящегося в передней стенке камеры сгорания; следовательно, изделие имеет гораздо больший удельный импульс тяги, превосходящий аналогичный параметр у отечественных УРВВ Р-77, РВВ-СД и Р-27ЭР/ЭМ.

Если последние типы ракет, ввиду потери скоростных качеств, не смогут перехватить маневрирующий объект на дальности 70-90 км, то для JNAAM это не является проблемой и в 150 километрах от точки пуска. Пришло время детально ознакомиться с активной радиолокационной головкой самонаведения JNAAM. Известно, что на большинстве современных зенитных управляемых ракет (9М96Е2, «Aster-30», ERINT и 9М82МВ), а также ракет воздушного боя (РВВ-АЕ/СД, Р-37, AMRAAM, «Astra», MICA-EM и т.д.) применяются АРГСН на основе щелевых антенных решёток, работающих в частотном диапазоне 8-40 ГГц (X, J, Ku и Ka-диапазоны), но обладающих низкой помехозащищённостью и дальностью «захвата» целей с ЭПР 1 м2 от 12 до 30 км.

И это без интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, где эффективная дальность действия может ещё больше снизиться.

На JNAAM будет применяться перспективная активная радиолокационная ГСН на базе АФАР, которая является «сердцем» японских УРВВ AAM-4B.

Она имеет массу тактико-технологических достоинств перед устаревшими волноводно-щелевыми ГСН.

Во-первых, это высочайшая помехозащищённость, позволяющая селекционировать воздушную цель на фоне сразу нескольких источников мощных радиоэлектронных помех шумового, заградительного и уводящего типов.

Проблему могут представлять лишь авиационные станции РЭБ, излучающие мощные имитационные помехи; против любых других типов помех могут использоваться «обнуления» диаграммы направленности в сторону излучателей помех.

Во-вторых, ГСН с активной ФАР, разработанная компанией «Mitsubishi Electric Corporation», обладает в 1,4 раза большим энергетическим потенциалом, позволяя захватывать цель с ЭПР 1,5-2 м2 (МиГ-29СМТ или МиГ-35) на дальности 17-25 км в сравнении с такими щелевыми ГСН, как французская AD4A или российская 9Б-1103М-200ПА. Как следствие, режим «пустил-забыл» реализуется на 40% раньше и, вместо опасной процедуры подсвета цели с одновременным сближением, пилот может значительно раньше начать выполнение противоракетного манёвра, что в итоге может сохранить жизнь экипажу и дать возможность продолжить операцию по завоеванию превосходства в воздухе.

В-третьих, специалисты «Mitsubishi Electric Corporation», совместно с исследователями из «Technology Research and Development Institute», разработали для инерциальной навигационной системы AAM-4B уникальный программный алгоритм, позволяющий на 15-20% сократить траекторию и время полёта к цели. Если практически во всех инерциальных навигационных системах ракет воздушного боя американского, западноевропейского и азиатского производства присутствует алгоритм с методом «пропорционального наведения» («Proportional Navigation»), предусматривающий постоянное «преследование» цели с нерациональным маневрированием и расходом кинетической энергии, то ИНС ракеты JNAAM будет использовать метод «наведения с прогнозированием движения цели» («Motion Prediction»).

 Его суть заключается в том, что в момент схода ракеты с подвески бортовая РЛС точно определяет местоположение удалённой цели (включая снижение или набор высоты, либо замедление или разгон), целеуказание передаётся на ИН-модуль ракеты, после чего её БЦВМ рассчитывает упреждающую точку встречи с целью. Ракета не следует за целью, постоянно корректируя и удлинняя траекторию, а направляется в расчётную точку, что позволяет ускорить время перехвата. (надо полагать, расчет на прямолинейность движения цели).

Связь ракеты с носителем осуществляется по кодированному радиоканалу тактической сети «Link-16», что указывает на возможность выдачи целеуказания не только с истребителя-носителя, но и с других юнитов, оснащённых терминалами «MIDS/TADIL-L» (самолёты ДРЛО E-3C/G «Sentry», E-2D, самолёты РЭР RC-135V/W, большинство многоцелевых истребителей ОВВС стран НАТО, наземные радары AN/TPS-75 и эсминцы/крейсера УРО «Arleigh Burke/Ticonderoga»).

Активная радиолокационная головка самонаведения с АФАР также предусматривает применение ракеты JNAAM в режиме «воздух-поверхность», для меньшего кругового вероятного отклонения в этом случае может потребоваться введение дополнительного миллиметрового канала работы, увеличивающего точность.

Исходя из возможностей современных АФАР-РЛС, перспективный гибрид MBDA «Meteor» и AAM-4B сможет использоваться и в пассивном режиме работы ГСН, который позволит поражать наземные РЛС ДРЛО, лишая противника важной тактической информации о воздушной обстановке. Уже сейчас осведомлённые источники заявляют об увеличении энергетических возможностей ГСН JNAAM, ведь на горизонте активное внедрение приёмо-передающих модулей на базе нитрида галлия (GaN), над чем активно работают японские специалисты.

Такое исполнение АРГСН даст возможность пеленговать цели с ЭПР 1,5 м2 в радиусе 25-30 км, что является уникальным показателем для антенной решётки диаметром порядка 155 мм. Как стало известно 1 сентября 2017 года из документа «Оборонные программы и бюджет Японии», сформулированного Минобороны Японии за последние несколько месяцев, в следующем году планируется выделение 66 млн. долларов на продвижение совместного с Великобританией проекта перспективной ракеты дальнего воздушного боя JNAAM.

Сейчас будущее изделие можно считать главным тактическим активом воздушного господства британских малозаметных истребителей СКВП F-35B и заказанных Японией F-35A.

Данную информацию пора воспринимать всерьёз уже сегодня. Ведь, если у Военно-воздушных сил Китая уже имеется достойный асимметричный ответ на будущие JNAAM Воздушных сил самообороны Японии в виде сверхдальнобойных «воздушных убийц» PL-12D/15/21D, практически готовых к серийному производству, наш проект РВВ-АЕ-ПД всё ещё находится «в долгом ящике», открывать который, по-видимому, никто так и не намерен.

Между тем, напомним, что даже мощнейшие бортовые радары «Ирбис-Э» и «Белка» не определяют превосходства над воздушным противником, обладающим наиболее дальнобойными и точными ракетами-перехватчиками в мире.

Источники информации: http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=3761

http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rvv-cd/rvv-cd.shtml

http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml