Владимир Колокольцев недоволен общественным советом при МВД

На модерации Отложенный

Иван Петров

 

В силовых ведомствах общественные советы (ОС) — структура скорее формальная. Глава МВД Владимир Колокольцев старался это исправить: вместо певцов и музыкантов позвал туда юристов и журналистов. Даже создал нормативно-правовую базу, но и это не помогло. Вчера он обрушился с критикой на членов общественного совета при МВД, которые не используют предоставленные им полномочия.

Анатолий Кучерена, отойдя от адвокатской практики в начале 2000-х годов, оказался нарасхват в различных государственных и окологосударственных структурах. Сейчас он возглавляет в Общественной палате комиссию по общественному контролю за деятельно­стью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы, входит в общественные советы при ФСБ, Минюсте, ФСИН, является одним из руководителей Ассоциации юристов России. Но одно из самых значимых его назначений состоялось два месяца назад, когда он был избран председателем общественного совета при МВД. В среду в здании МВД прошло первое заседание в режиме видеоконференции с регионами.

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев всегда уделял много внимания обратной связи с населением, опирался в своих решениях на представителей общественности. Поэтому в МВД были рады, когда наконец удалось заменить на посту председателя ОС при МВД засидевшегося там поэта-песенника Илью Резника (сложил с себя полномочия после инцидента с его выездом на встречную полосу на Кутузовском проспекте) на профессионального юриста.

«Нам бы хотелось, чтобы общественники выезжали в регионы, посещали отделения полиции, проводили независимую экспертизу нормативных актов, министр Колокольцев категорически поставил вопрос, чтобы совет наконец заработал, — прокомментировал источ­ник РБК daily в МВД. — Однако этого до сих пор не прои­зошло». «Механизм взаимодействия отлажен не повсеместно, в ряде регионов советы до сих пор работают формально, для галочки, — раскритиковал работу своих советников глава МВД. — К сожалению, как наших отдельных руководителей, так и отдельных членов общественных советов устраивает, что эти полномочия остаются только на бу­маге.

В некоторых регионах заседания общественных советов проходят всего четыре раза в год».

«Ранее некоторые из членов ОС аргументировали свою пассивность отсут­ствием достаточных полномочий для активной работы, — говорит собеседник РБК daily в МВД. — Но впоследствии нормативная база для них была создана, что, к сожалению, никак не отразилось на качестве их работы». С 1 января 2013 года в силу вступил приказ Владимира Колокольцева, разрешающий членам общественных советов беспрепятственно посещать отделы полиции и места содержания подследственных. Кроме того, общественники вправе присутствовать при приеме полицейскими граждан, наблюдать работу дежурных частей и патрульных нарядов, присутствовать в рядах полиции на массовых мероприятиях и даже участвовать в аттестационных комиссиях.

Пассивность общественных советов — проблема, присущая абсолютно всем силовым ведомствам. Разница в том, что силовики сами всеми силами стараются сделать работу общественников сугубо формальной и набирают для этого в них преимущественно популярных артистов, никак не вмешивающихся в деятельность силовиков. Минобороны недавно обновило свой общественный совет, пригласив в него актера Сергея Безрукова, певца и композитора Олега Газманова, продюсера и каскадера Александра Иншакова. В общественном совете при Следственном комитете России присутствует французская певица Мирей Матье, которая в Москве была последний раз несколько лет назад.

«МВД пошло своим путем: министр Колокольцев наделил реальными полномочиями членов общественных советов, набрал в совет известных правозащитников, юристов и журналистов, и вот тут-то выяснилось, что рыба гниет не с головы, — прокомментировал РБК daily гендиректор юридической компании ICN Максим Смирнов. — Все заняты своими непосредственными обязанностями и не особо хотят тратить время на поездки по регионам и вникание в проблемы полиции. Зато теперь ни один правозащитник не сможет запеть любимую песню о том, что их никуда не пускают, реальных рычагов влияния на полицию не дают и так далее».