Саудовская Аравия и Мухаммед Бин Сальман: абсолютная власть и абсолютная коррупция.

Тот факт, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Бин Сальман, являющийся, по мнению некоторых турецких высокопоставленных чиновников в правоохранительной системе страны, главным подозреваемым в деле об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашокджи, оказался в центре внимание международных СМИ, понятно и оправданно. Однако интерес, уделяемый персоне наследного принца, отвлекает внимание от механизмов абсолютной власти, на которые он полагается и откуда черпает свою уверенность. Именно механизмы абсолютной власти бывшим правителям Саудовской Аравии, и Мухаммеду Бин Сальману, а может и будущим правителям, править, не учитывая основ и правил «гармоничной политики». И именно эти механизмы позволяют Мухаммеду Бин Сальману использовать эти унаследованные методы, как насилие, незаконные аресты, пытки и убийства.

Политический конспект.

В прошлом Мухаммед Бин Сальман постоянно напоминал своим собеседникам (оппонентам) о том, что он принадлежит к королевской семье Аль-Саудов, и что он не Ганди и не демократ. Ему не стыдно хвалиться своим богатством и напоминать другим о том, что живет в богатстве и роскоши – обо этом много было сказано. Но как того и следовало ожидать, он не хвастается тем, что за его агрессивность, жестокость и безрассудство ему не грозит какое-либо наказание. В то время, как международное сообщество продолжает осуждать наследного принца, пришло время проанализировать условия и обстоятельства, позволившие ему подняться по лестнице власти и совершить то, о чем пишут ведущие газеты мира в деле саудовского журналиста – ведь, президент Турции в своем знаменитом выступлении перед парламентом прямо обвинил кронпринца в совершении преступлении.
У короля Сальмана не осталось братьев, способных претендовать на власть в стране, с которыми нужно было бы считаться, уважать и которых стоило опасаться, принимая такое историческое решение, как передача всех властных полномочий в руки своего сына. Возможно, настанет день, когда он пожалеет об этом решении.

В королевстве Саудовская Аравия восхождение принца Мухаммеда Бин Сальмана, или любого другого принца, на вершину пирамиды власти, зависит полностью от решения одного человека – короля. В прошлом году (2017) Бин Сальман стал наследным принцем в результате решения, принятого его отцом, королем Сальманом. Не проводилось ни консультаций, ни переговоров по поводу того, что Мухаммед Бин Сальман является «наиболее подходящей кандидатурой, соответствующей этому посту». Именно это выражение повторяют в Саудовской Аравии каждый раз, когда король меняет своих министров или высокопоставленных должностных лиц.



Примерно год спустя это имя стало ассоциироваться со скандалом, который надолго запятнал имидж Саудовской Аравии. Это было единоличным решением короля, который поставил своего сына Мухаммеда во главе власти в королевстве Саудовская Аравия. Даже Комитет по принесению клятвы верности (своего рода избирательная комиссия), созданный королем Абдуллой в 2007 году, был полностью проигнорирован, тем более что многие члены этого комитета умерли в силу своего преклонного возраста. Оставшихся в составе Комитета 33 принцев убрали с высоких должностей, а многих из них арестовали в ноябре 2017 года в ходе антикоррупционной кампании. Позже их освободили, но всем им до сих пор запрещено делать публичные заявления.

Последнее поколение.

За исключением принца Ахмеда, которого не принимают во внимание, король Сальман является последним представителем поколения, которое распоряжалось саудовским королевством, как частной собственностью семьи. В прошлом каждый из братьев занимал высокие посты в правительстве, например, Фейсал, Фахд, Султан, Наиф, Абдулла, или в накоплении капиталов, например, Талаль, другие из них предпочли проводить жизнь в роскоши, разъезжая среди своих дворцов по всему миру.
Это касается всей остальной части королевской семьи, численность которой, по некоторым оценкам, достигает 5 тысяч человек. Сыновья же старших принцев, таких как Фейсал, Фахд, Наиф, Султан и Абдулла, стали представителями своих пожилых отцов, или направлены в разные районы королевства в качестве наместников отдельных районов (губернаторов), или им предоставили другие менее важные посты в системе правления.

Так, например, сыновья Фейсала стали фасадом королевства, выставленного напоказ внешнему миру. Сауд и Турки Аль-Фейсал сыграли важную роль, повлияв на мнение международного сообщества, смотревшего на Саудовскую Аравию с опаской и нерешительно. Первый занимал пост министра иностранных дел королевства более трех десятилетий до самой смерти, второй же стал первым главой разведслужбы, а позже занимал пост посла в Вашингтоне и Лондоне.
Теперь принцу Турки поручено повлиять на некоторые круги в Соединенных Штатах, и с этой ролью он уже познакомился после террористических атак в сентябре 2001 года, когда выступал с лекциями на академических форумах, и даже в церквях и учебных центрах о терпимости Саудовской Аравии и в рамках реализации пропагандистской кампании, в которой так остро нуждалось королевство.
И вновь принц Турки пытается развеять напряженность, возросшую в Соединенных Штатах после убийства Джамаля Хашокджи, организуя встречи с представителями СМИ. Для проведения переговоров с Эрдоганом после случившегося в консульстве преступления в Стамбул был срочно направлен старший брат Турки Халид Аль-Фейсал, эмир района Мекки.

Королевство нуждается в институтах, которые могли бы усмирять принцев, ведущих себя неподобающе.


Когда без каких-либо консультаций, договоренностей, единодушного одобрения продвигают кандидатуру принца, такие люди, как Мухаммед Бин Сальман и появляются у власти в Саудовской Аравии, вызывая беспокойство на внутреннем и международном уровнях. А если такой человек не обладает достаточным уровнем опыта и профессионализма, как в случае с Мухаммедом Бин Сальманом, такая ситуация приводит к возникновению кризиса.

Проверка.

Королевство нуждается в институтах или учреждениях (институциях), которые могут противодействовать принцам, поступающим неправильно. Говорят, что король Сальман лично руководил дисциплинарными процессами по провинившимся принцам, когда занимал пост губернатора провинции Эр-Рияд на протяжении полувека. Однако, к сожалению, оказывается, одному из принцев удалось ускользнуть от родительского контроля.
В условиях отсутствия какого-либо королевского семейного совета или избирательного национального собрания, король обладает абсолютной властью, а его сын может довести страну до гибели. На сегодняшний день Саудовская Аравия – последнее среди королевств, где отсутствует даже какое-то подобие совещательной (законодательной) власти.
Призывая короля отстранить от власти своего сына и судить его за отданное тем распоряжение об убийстве Хашокджи (если верить докладу ЦРУ, опубликованному недавно), мир, похоже, «переступил границы», по словам министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя Аль-Джубейра. Однако, маловероятно, чтобы король отреагировал на эти призывы. Для того, чтобы о таком разрешено было только подумать, должны произойти реальные политические изменения.

В свете недостатка в принцах, обладающих необходимым опытом и способностями, кандидатуры, выдвигаемые королем в качестве преемника, должны пройти проверку в избранном национальном совете, как это происходит, например, в Кувейте. И хотя подобный путь далек от совершенства, избранный национальный совет, по крайней мере, выскажет свое мнение и проголосует, когда ему на рассмотрение будет представлен кандидат, который должен стать наследником короля, согласно демократической системе, хоть она и будет ограниченной, имеющей множество недостатков. По крайней мере, будет иметь место хотя бы видимость некой консультации, чего в Саудовской Аравии в настоящее время даже не пытаются делать.

Дорогой ценой.

Очевидно, что король, который близок к своему девяностолетию, выбрал не того человека на должность наследного принца. Таким образом, он и другие члены королевской семьи заплатили высокую цену за высокомерие и ошибочные поступки Мухаммеда Бин Сальмана.
Репутация Саудовской Аравии за всю историю ее существования не опускалась на такой низкий уровень. Можно предположить, что убийство Хашокджи стало беспрецедентным в истории королевства самопроизвольным кризисом, отражающим отсутствие мудрости и логики, грубости в исполнении и безалаберности в организации и управлении.
Многочисленные саудовские версии событий, озвученные после совершения преступления, свидетельствуют о замешательстве и растерянности, попытках уклониться от ответственности и оградить руководство королевства от любых обвинений. Все эти версии не были основаны на результатах серьезного, честного и справедливого расследования этого политического преступления.

Кроме того, доверие к руководству внутри страны подверглось серьезной встряске. Недавняя поездка короля Сальмана по всей стране отражает стремление восстановить доверие к институтам власти в королевстве, и продемонстрировать свою уверенность, в то время как его сын утопает в пучине международного скандала.

Помимо инвестиций в размере 450 млрд. долларов, которые Бин Сальман обещал выделить, Трамп указал на центральную роль Саудовской Аравии в борьбе с терроризмом, в сдерживании Ирана, и достижении мира с Израилем.
Эта поездка не могла завершиться без раздачи обещаний инициировать финансовые проекты и выделить награды для удаленных провинций, о которых, казалось, полностью забыли ранее, когда все усилия правящего режима были направлены на укрепление власти Мухаммеда Бин Сальмана. Кажется, теперь король Сальман изо всех сил пытается удержать «крышку над скороваркой».

В дополнение к полной поддержке со стороны отца, Мухаммед Бин Сальман нуждается в признании в регионе и в мире. Поэтому, посещая Абу-Даби, Бахрейн, Египет, а затем, появившись на саммите G20 в Аргентине, он тем самым транслирует послание о том, что является доверенным лицом на международной арене.
Этого бы не произошло, если бы он не заручился огромной поддержкой президента США Дональда Трампа, который проигнорировал доклад ЦРУ о причастности Бин Сальмана к преступлению, подчеркнув свою полную поддержку принца.
В своих высказываниях Трамп указал на ряд экономических и политических соображений, которые заставляют его поддерживать саудовского принца. Наряду с инвестициями в размере 450 млрд. долларов, которые были обещаны Мухаммедом Бин Сальманом, Трамп указал на центральную роль Саудовской Аравии в борьбе с терроризмом, сдерживании Ирана и установлении мира с Израилем.
В свете отсутствия какого-либо давления со стороны королевской семьи, ослабления саудовского общества, и международного сообщества, готового закрыть глаза на убийство Хашокджи, кажется, сейчас Бин Сальман крепко удерживает свои позиции. Поскольку в ближайшем будущем король не намерен подрывать власть своего сына в стране, то настоящие перемены наступят не раньше его смерти.

Источник: http://www.dipcomment.com/expert.php?watch=743

7
926
5