После 20 лет перерыва в Украине начали умирать от бешенства

На модерации Отложенный



После 20 лет перерыва в Украине начали умирать от бешенства, также увеличилось количество смертей от ботулизма. По словам эксперта Виктора Сердюка, деньги на реанимационные мероприятия при редких болезнях в бюджет не закладываются уже два года.


Минздрав инициирует проведение заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины из-за ситуации с вакцинацией в стране. Об этом сообщила и.о. министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун. Такое заседание должно помочь решить проблему и вакцинировать 95% детей, как это рекомендовано Всемирной организацией здоровья.

Ситуацию с вакцинацией и лечением редких болезней в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Насколько критическая ситуация с вакцинацией?

- Ситуация действительно критическая, поскольку один из принципов иммунопрофилактики — это максимальный охват, 90-95%, как рекомендует Минздрав. Если получается меньше, где-то 60-70, где-то вообще нет охвата, это уже критично. Поэтому действительно, можно выходить с такими заявлениями к СНБО и тому подобное. Следующая мысль — это то, что программы профилактики все время финансировались лучше в процентном отношении к другим программам. Но почему-то не получалось.

Хватает вакцин в Украине?

— Поскольку не финансируется информационно-разъяснительная кампания относительно потребностей в вакцинации, поэтому у людей путаница. На самом деле в Днепре нужна была не вакцина для профилактики. В Днепре нужно было ребенка спасать в реанимации соответствующими сыворотками, анатоксинами и тому подобное. Это совсем другие вещи. Вакцинация направлена на профилактику, на предупреждение заболеваний. Но когда заболевание произошло, человека надо спасать. У нас отсутствует вообще сыворотка для спасения. Например, нельзя предупредить ботулизм, так же нельзя предупредить яд гадюки, когда она кусает. Поэтому здесь нужно четко отличать предупреждения, то есть иммунопрофилактике как таковая и спасение жизни.

Почему родители отказываются делать детям прививки?

— Здесь огромный перекос идет. То есть действительно в связи с тем, что вакцинация, иммунопрофилактика требует высокой степени доверия в обществе и доверия к тому, кто это проводит. А доверие надо формировать. К сожалению, огромная степень недоверия к усилиям государства, Минздрава приводит к тому, что отказываются. Только с этим связано. Нужно восстанавливать доверие. Над этим надо работать, это надо финансировать.

Есть дефицит вакцин?

— Для иммунопрофилактики да, есть сегодня дефицит. Действительно, это угроза, которая может возникнуть, люди могут болеть, люди могут заражаться.

Дефицит связан с недостаточным финансированием госбюджета?

— В частности с недостаточным финансированием госбюджета. Это первое. Второе — он связывается с тем, что, вообще нулевое финансирование информационных кампаний.

Почему не хватает сывороток?

Также проблема в финансировании?

— Нужно максимум 50-60 копеек на одного украинца в год, чтобы обеспечить соответствующие реанимационные мероприятия интенсивного лечения этих болезней. Этого не делается два года. Два года назад уже писали в СНБО и в Минздрав, и в Администрацию президента и никакой реакции. Сейчас только неделю назад завезли около ста флакончиков от ботулизма. Этого хватит на десять человек. У нас в Украине примерно 600-700 случаев ботулизма в год. Но этого не делается. Насколько это дешевый продукт? Индивидуально он дорогой, для государства дешевый. Поэтому это неинтересно никакой фармации, лоббистам.

Нельзя на этом заработать денег, поэтому никто не занимается?

— Никто этим не занимается. Впервые за 20 лет в прошлом году начались случаи смерти от бешенства, случаи смерти от ботулизма были всегда, но выросли в два раза в этом году, потому что люди беднеют, едят некачественные продукты, количество их растет.

Нардеп Береза сообщал, что эти лекарства завозились из РФ. Сейчас из-за политической ситуации поставки прекращены. Эта информация соответствует действительности?

— Первый очень важный момент — заводы там не сертифицированы и используются для внутрироссийского производства. Второй момент — закончился срок регистрации и россияне даже не подавали, не продлевали этого, не было инициатив. Это было известно всем, в том числе СНБО, СБУ, Администрации президента еще два года назад.

Прокомментируйте заявление Ульяны Супрун о том, что в министерстве сейчас никто не занимается госзакупками. Действительно все так плохо?

— Действительно, сейчас лекарства для онкобольных детей уже третий месяц находятся на складе в Борисполе вместо того, чтобы быть в "Охматдете" или в других онкоцентрах. Это лекарство 2015 года, это деньги, которые были уже отправлены в 2015 году за границу. Понятно, что это никому не интересно. Деньги отправили и до свидания. Сейчас нужно просто сделать жесткий шаг, просто заехать на склад в Борисполь и забрать оттуда лекарства, а потом разбираться — кто кому чего-то не добавил. Детей прямо сегодня нужно спасать, этого никто не хочет.

То есть на складе все есть?

- На складе все есть. Но теперь один заместитель министра рапортует, что он уже в штаб-квартире Европейского бюро ВОЗ будет за что-то отвечать, второй исчез после победной коллегии Минздрава, где представили лучшую очередную концепцию реформирования, сразу пропал после этого. А вы хотите, чтобы кто-то занимался закупками. Крысы убежали с корабля, корабль начал тонуть. Сейчас новое руководство. Это первый шаг, который нужно сделать.

Государство должно способствовать регистрации аналогов дорогих иностранных лекарств, которых в Украине нет, а не наводнять рынок дешевым аспирином и диклофенаком. Также необходимо снять 7% НДС и налог на импорт. Такое мнение в эфире радиостанции Голос Столицы ранее выразил Виктор Сердюк. Медицинский эксперт Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине Екатерина Булавинова считает, что на фоне "полного отсутствия всего" доставку в страну одной хорошей вакцины можно считать прорывом.