Олимпиада — трамплин для нового рывка

Депутат Государственной думы Дмитрий Носов — о том, зачем России была нужна сочинская Олимпиада

Наша домашняя сочинская Олимпиада оказалась для нашего спорта самой успешной за всю историю страны. Спортсмены продемонстрировали настоящее чудо, показав результаты, которых не было даже во времена СССР.

Однако сейчас важно не расслабляться и в нахлынувшей эйфории не забыть о том, что Олимпиада в Сочи — это не завершение пути, а лишь его начало, начало возрождения прекрасных спортивных традиций, прекрасный трамплин в будущее. Несмотря на то что за последние годы был сделан большой рывок, остается ряд важных проблем, о которых невозможно не говорить.

Спорт — зеркало нашего мира. Все страны так или иначе объединяются по каким-либо принципам. Так же и в спорте. И если для ясности проводить аналогии, то летние Олимпийские игры — как ассамблея ООН, где каждый может принять участие.

А вот уже зимние Олимпийские игры — как «большая двадцатка», G20, куда входят все развитые страны, которым под силу серьезные капиталовложения в высокотехнологичные виды спорта, какими и являются зимние виды спорта.

А вот уже страны — призеры этих зимних Игр вообще как закрытый «элитарный клуб», G8, где на олимпийских пьедесталах представлены силы, как раз сумевшие объединить науку, технологии и инновации.

Сегодня Олимпийские игры — это прежде всего гонка технологий.

В Сочи спортсмены превзошли все наши ожидания. Большую роль сыграла отмена так называемого медального плана, над атлетами не довлели эти цифры, этот дамоклов меч статистики. Они ощутили мощнейший прилив сил, и этот всеобщий национальный подъем стал для них допингом и вкупе с поддержкой болельщиков дал огромный прилив сил. Но в следующий раз такого допинга у них может уже и не быть, а любой другой — запрещен...

Важнейшая составляющая олимпийского успеха — спортивная медицина. Составляющая не единственная, конечно, но очень существенная. А у нас здесь, по большому счету, есть зеленка с аскорбинкой да массажисты.

О какой спортивной медицине может идти речь, если, например, в Великобритании три института специально готовят спортивных врачей, у нас — ни одного учебного заведения, где бы таких специалистов выпускали.

Знаю, например, что на предстоящую Паралимпиаду командируют врачей из обычных районных московских поликлиник. А обычный врач и спортивный врач — большая разница. Общаюсь со многими спортсменами, которые рассказывают, что их диспансеризация до сих пор сводится к «дышите — не дышите». Вот и вынуждены наши атлеты прорываться с устаревшей «палкой-копалкой» против высокотехнологичных европейских и американских «бульдозеров».

Олимпийские победы — это лишь доли секунды, определяющие расклад на пьедестале.

И именно этих долей секунды нам и будет не хватать. А в них как раз и есть те самые «высокие технологии», достижения фармакологии. Речь не о допинге, речь о разрешенных новейших, только-только разработанных препаратах. Невозможно отрицать то, что спортсмены используют медицинские препараты для поддержания и совершенствования формы. Другое дело, что какие-то препараты являются запрещенными, какие-то — нет или еще нет...

И задача современной медицины состоит в том, чтобы спортсмену действительно помочь, а не надеяться опять только на «русский дух».

Так как физические возможности у спортсменов приблизительно равны, в соревнования вступают инновационные разработки. И здесь мы далеко не первые. Есть два пути — производить или покупать. Мы покупаем.

Но покупать — это значит приобретать «почти» новое, то есть то, что у других уже есть. Вот у нас есть центр инноваций «Сколково» — вы хоть раз слышали, что там разработали какие-то супертехнологичные лезвия для бобслея или инновационную смазку для лыж?

Я сам сейчас купил витамины и аминокислоты, потому что регулярно тренируюсь, и знаю, что мне нужно восстанавливаться. И это обычные тренировки для поддержания формы, а теперь представьте, какие нагрузки у профессионалов и какие препараты нужны для восстановления им, чтобы не сойти с дистанции в спорте высших достижений.

У нас вся спортмедицина сосредоточена в Федеральном медико-биологическом агентстве России. ФМБА сегодня находится в ведении Минздрава, которому со своей бы реформой разобраться, а до проблем спорта уж тем более никакого дела нет. Сколько бы В.Л. Мутко ни радел за возвращение ФМБА в ведение Минспорта — всё тщетно. 

Идем дальше. Что касается вопроса о всеми «любимых» функционерах спорта и ответственности за результаты. А ответственности-то, по большому счету, и нет. Есть Олимпийский комитет, в задачи которого входит собрать, экипировать и отправить спортсменов на соревнования. Только это находится в ведении ОК, и претензии во всем остальном — явно не к этой структуре.

Самое интересное начинается при ближайшем рассмотрении взаимодействия Минспорта и спортивных федераций. Что представляют из себя федерации — это общественные организации. Они получают аккредитацию, после чего Минспорт выделяет им деньги, причем спросить с них за расходование этих средств возможности не имеет. Вот и получается такая удобная ситуация — никто ни за что не отвечает.

И самое важное — развитие массового спорта, который был полностью потерян в 1990-е и сейчас только-только начинает восстанавливаться. В советское время у нас была длинная «скамейка запасных», сейчас ее практически нет. Сложно воспитать чемпионов, когда нет массовых турниров, где самое главное — соревновательная составляющая.

Получается, что на это, увы, денег нет, и тренеры вынуждены сами финансировать поездки своих подопечных. Если сейчас мы не будем поддерживать и развивать массовые турниры, то в будущем ничего хорошего можем не ждать.

Проблемы требуют решения, но, поймите, за них не должны отвечать спортсмены. Наши хоккеисты как были для меня родными, так и останутся, а то любят у нас на вчерашних героев ведро помоев выливать те же, кто вчера еще возносил их до небес.

На самом деле сейчас очень важно не потерять то, что уже есть, чтобы развитие Сочи не остановилось после проведения Олимпиады, чтобы этот созданный потенциал не потерять и приумножить. Ведь Сочи может стать могучим спортивным кластером нашей страны, где успешно будут проводиться сборы, соревнования и всевозможные спортивные мероприятия.

А Олимпийский парк я предлагаю сделать всероссийским детским спортивным лагерем, где наши юные спортсмены будут жить — зимой тренироваться, а летом отдыхать. Будет здорово, если мы возродим эту хорошую советскую традицию здесь, в Сочи.

Результаты Олимпиады должны оцениваться не только по месту в медальном зачете, но и в том количестве детей, которые пошли и стали заниматься спортом. В том количестве медицинских препаратов, изобретенных для спортсменов, которые потом будут применяться в российских лекарствах, в количестве технологий и инноваций в сфере восстановления и реабилитации, которые потом будут поднимать людей с инвалидных колясок и восстанавливать обыкновенных граждан после тяжелых травм.

Вот для чего нужна Олимпиада.

Если мы строим какой-то спортивный объект, то для того, чтобы там проводились турниры и максимальное количество людей там занимались спортом. Тогда и расходы на здравоохранение снизятся — люди здоровее будут!

 Автор — бронзовый призер турнира по дзюдо Олимпиады в Афинах, депутат Государственной думы РФ.

Источник: http://izvestia.ru/news/566508

11
309
8