О тайных похождениях Хафтара в Израиль?

На модерации Отложенный

В середине января 2022 года в условиях полной секретности самолет ливийского генерал-майора Халифы Хафтара приземлился в аэропорту Бен-Гурион в Тель-Авиве, но некоторые израильские газеты раскрыли «секретный визит».
Визит и предшествовавшие ему непрерывные контакты оставили большой спектр вопросов о причинах и целях данного визита, и каковы их последствия, а также о его возможных последствиях, чего хочет Израиль от Ливии и какова была его роль в «ливийском конфессиональном конфликте» с момента его возникновения?

В условиях сохраняющихся разногласий в Ливии острота кризиса усугубляется эскалацией опасений, что нынешний раздел страны станет «свершившимся фактом», навязанным региональными державами, стремящимися контролировать территорию, и ее иностранными покровителями во главе с Израилем и его прокси.

Подозрительный визит.

15 января 2022 года военный корреспондент официального телеканала «Кан» Итай Блюменталь сообщил, что частный самолет Хафтара (B4-RMA) приземлился в аэропорту Бен-Гурион после пересадки на Кипре. К сообщению прилагались два снимка компании Flight Radar, специализирующейся на отслеживании глобального воздушного движения.
Корреспондент сообщил, что наблюдатели международного воздушного движения засекли самолет, принадлежащий генерал-майору в отставке Хафтару, а израильские СМИ подтвердили, что самолет Хафтара приземлился в аэропорту во второй раз менее чем за три месяца.

Сообщается, что 2 ноября 2021 года в том же аэропорту приземлился самолет Хафтара, на борту которого находился его сын Саддам, а целью визита, по сообщению газеты «Гаарец», было «стремление установить дипломатические отношения с целью получить прямую военную помощь Израиля в продолжающемся конфликте».

9 ноября 2021 года Центр изучения и исследования арабского мира и стран Средиземноморья (базирующийся в Женеве) заявили, что между Хафтаром и Саифом аль-Исламом Каддафи (сыном Муаммара Каддафи), с одной стороны, и между израильскими государственными компаниями, отвечающими за президентские выборы и управления страной, с другой, существует консультационное партнерство».

А в своем отчете центр заявил, что «визит сына Хафтара в Израиль не может быть организован без наставлений со стороны Хафтара и его сторонников в арабском регионе, особенно в странах Арабского залива (ОАЭ и Бахрейне), которые нормализовали (в 2020 году) свои отношения с Израилем, и которые стремятся привлечь все больше стран на путь нормализации».

Израиль годами не оставался в стороне от «острой ситуации» в Ливии. Это было подтверждено газетой «The Jerusalem Post» от 27 июля 2020 года, когда она сообщила, что «израильские офицеры обучали ополчение Хафтара уличным боевым действиям на территориях, находящихся под его контролем, в течение августа и сентября 2019 года».
Издание также сообщило, что «ОАЭ предоставили ополченцам Хафтара израильские системы противоракетной обороны для противодействия беспилотникам, используемым ливийской армией, связанной с законным правительством».

В числе самого настораживающего из того, что упоминались в репортаже широко распространенной упомянутой газеты, информация о том, что «В период с 2017 по 2019 год Хафтар несколько раз встречался с представителями Службы внешней разведки Израиля (Моссад) в столице Египта Каире, где его ополчение снабжали и помогали ему покупать приборы ночного видения и снайперские винтовки».

Об этой израильской стратегии в Ливии и ее взаимодействии с войной рассказал израильский журналист Йосси Мелман в статье, которую он опубликовал в британской газете «Middle East Eye». В ней он рассказал о том, что миссия отправленных инструкторов Моссада состояла в обучении ключевых офицеров Хафтара тактике ведения войны, сбору и анализу разведывательной информации. Все это происходило на специальных лагерях на территории Египта.

А в декабре 2019 года секретный документ, выпущенный посольством Вашингтона в Лондоне и опубликованный сайтом «Africa Confidential», показал, что «США и Израиль тренировали ливийские специальные отряды (Контрас), находившиеся под командованием Хафтара, на своих базах в Чаде, Камеруне и других районах, и что финансирование поступает из Саудовской Аравии через арабский банк в Габоне.



А французская газета «Monde Afrique» упомянула в отчете, опубликованном 2 июля 2020 года, о том, что Хафтар прибег к помощи Израиля в 2015 году после переговоров с представителями «Моссад» в Иордании. Издание сообщило, что «израильские ВВС помогли Хафтару бомбить город Сирт (в 2019 году)».

Израильские цели.

Судя по тому, как часто израильские политики и средства массовой информации обращаются к ливийскому вопросу, создается впечатление, что у Израиля есть «разработанная стратегия и особое видение» решения кризисного состояния в Северной Африке.
25 июня 2020 года информационный ресурс «Досье Дебка» объявил, что в 2017 году группа членов Кнессета провела совместную с политическими деятелями, близкими к Хафтару, конференцию на греческом острове Родос, которая называлась «Примирение между Израилем и Ливией».
Глава Федерации (общины) ливийских евреев Рафаэль Лусон обосновал свое участие в конференции тем, что «все группы населения в Ливии хотят строить отношения с Израилем».
Бывший министр связи Израиля Аюб Кара сообщил о «продолжающихся контактах еврейских и израильских лидеров с официальными ливийскими сторонами, чтобы найти способы улучшить отношения, пользуясь возможностью».

20 мая 2020 года ливийский активист Яхья Сорбило сообщил информационному ресурсу «Alitaliyanews»: «Поддержка Израиля не бескорыстна, и помощь силам Хафтара во вторжении в ливийскую столицу и свержении правительства скрывает цели, которые могут быть воплощены в будущем, если они будут достигнуты».
Он добавил: «Израиль заработал миллиарды долларов, продавая оружие и сдавая в аренду израильских военных советников для нескольких стран, пострадавших от войн в Африке. Природные ресурсы Ливии также являются фактором постоянного поиска богатых нефтью союзников для их продажи. Израиль также может рассчитывать на получение доступа к ливийской нефти после поддержки Хафтара в войне».

Со своей стороны, ливийский журналист Омар Аль-Хасси сказал: «Израиль является активной стороной в ливийском конфликте. Я не говорю, что с первых моментов переворота Хафтара, но сразу после падения режима Муаммара Каддафи (в 2011 году) в планы Израиля вошло сдерживание Ливии и вовлечение ее в лагерь стран контрреволюции, как это произошло в Йемене и Египте, и происходит сейчас в Тунисе.»
Аль-Хасси объяснил, что «в последний период правления Каддафи, хотя он был открыто враждебен Израилю и поддерживал палестинские организации в семидесятых и восьмидесятых годах, он решил начать налаживание отношений с оккупационным государством и для этой миссии он готовил своего сына Сейфа Ислама, которому собирался оставить власть после смерти. Он указал, что «Саиф аль-Ислам ездил в Тель-Авив и вел дела в полной секретности, пока об этом не стало известно после падения правления его отца (1969–2011)».
Аль-Хасси считал, что «Ливия сейчас является стратегической точкой конфликта в Средиземноморском регионе, и я бы сказал, что в Ливии идет мини-мировая война между разными лагерями. Вмешательство Египта и Эмиратов и их поддержка Хафтара в его долгой войне были не чем иным, как работой агентов таких держав, как Франция, Израиль и Россия».
Ливийский журналист объяснил недавний визит Хафтара в Израиль «подготовкой к следующему этапу в свете внутренних раздоров, поскольку он планирует снова попытаться захватить власть, а еще, чтобы обезопасить себя еще больше, и получить зеленый свет Израиля для реализации его плана (свержение законной власти), которая установилась со времен правления Файеза Аль-Сарраджа (особенно в июне 2019 года)».

В заключение Аль-Хасси сказал, что «успех этой схемы означает возвращение к нулю, а также то, что ливийский народ окунется в новую гражданскую войну, вместе с которой вернутся городские сражения и сцены разрушения и опустошения».