К беспорядкам в Нидерландах: первый международный майдан

На модерации Отложенный

Сегодня ночью в нидерландском г. Роттердаме (650 тыс. жителей) полиция применила дубинки, псов и боевых всадников для разгона протестов. В свою очередь, протестующие (до нескольких тысяч человек) портили полицейские автомобили и метали в полицейских бутылки. О пострадавших среди людей и лошадей не сообщается.

Казалось бы, рядовой голландский протест отличается важным моментом. Речь идёт о протесте местной турецкой общины против изгнания из второго по величине города Голландии Фатьмы Бетул Саян Кайи, министра Турции по делам семьи. Фатьма Кайя прибыла в Роттердам с целью возглавить предстоящее шествие в поддержку предстоящего в середине апреля референдума о реформировании Турции из парламентской республики в президентскую.

Эта реформа в принципе не представляет собой никакого особого наступления на демократию - даже критики указывают, что она в значительной степени превращает Турцию в "америкоподобное" государство с рядом "европейских" нюансов. Президент получает полномочия объявлять чрезвычайное положение и распускать парламент, вводить некоторые указы напрямую, назначать министров и формировать бюджет.

Однако эта реформа усиливает президента, в данном случае - президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который не отличается ни кротостью, ни надёжностью в качестве партнёра. От этого президента нескрываемо были бы рады избавиться как Европейский Союз, так и Соединённые Штаты - что минувшим летом, во время попытки переворота в Турции, выразилось в крайне сдержанной и заторможенной реакции на происходящее что со стороны ЕС, что со стороны США. К тому же предполагаемый организатор и вдохновитель переворота, теолог Ф. Гюлен - по-прежнему живёт в союзной как бы Турции Америке и не выдан Эрдогану ни при Обаме, ни при Трампе.

На этом фоне идея турецкого президента провести шествия в поддержку референдума во всех городах мира, где проживает много турок - выглядит особенно оскорбительной.

Порядка одной шестой части турок живут за рубежами собственно Турции. При этом у большинства из них сохранено турецкое гражданство. В частности, до 3 млн живут в Германии, около полумиллиона - в Великобритании, столько же в Нидерландах. Всего, по данным правительства Турции, около 5 млн турецких граждан проживают за пределами республики, преимущественно в Западной Европе.



За их голоса безусловно стоит биться. Но фокус в том, что для Европы проведение маршей в поддержку Эрдогана в своих городах есть аналог маршей в поддержку В.В. Путина, проводимых местными русскими культурными центрами (просто представим себе, если бы нечто подобное было устроено в Лондоне или Берлине).

Следует отметить, что Запад в целом по определению не рассматривает Турцию как равную себе государственную единицу, турок как равных себе обладателей полного пакета прав и т.д. Несмотря на формально сохраняющиеся союзнические отношения и большую зависимость от Анкары (в руках Турции - "мигрантопровод", который способен затопить ЕС беженцами в считанные месяцы). Несмотря на это, а отчасти именно поэтому ЕС постоянно ураганно критикует Турцию за множественные нарушения прав человека.

И именно поэтому города Германии и Голландии начали запрещать шествия сторонников Эрдогана, а представителей его - в довольно средневековом духе изгонять из городских стен.

Так, власти Роттердама, около 9% жителей которого составляют турки, не пустили Фатьму Кайю в консульство, взяли под конвой и под конвоем доставили к немецкой границе.

...Фактически уступать в данной ситуации не может ни одна из сторон. Европейское чиновничество не может политически допускать у себя шествий с портретами "почти диктатора". Сам руководитель Турции - не может сносить откровенно оскорбительного отношения со стороны даже не лидеров Европы, а каких-то местных хакимов-наместников.

Поэтому его высказывания о "нацистском" характере происходящего не сказать чтобы беспочвенны.

Кстати, во всём происходящем есть ещё один нюанс. При наличии нескольких миллионов (да хотя бы и сотен тысяч) искренних поклонников в Евросоюзе, при этом сосредоточенных в сильно урбанизированной её германо-нидерландо-бельгийской части - Р.Т. Эрдоган в состоянии организовать, если можно так выразиться, первый в сверхновой истории "международный майдан".

То есть давление на власти с помощью организованного уличного меньшинства, представляющего при этом иностранную державу.

Перспективы этого жанра в обстановке "иммигрантской" Европы головокружительны.

Виктор Мараховский