Голос врага

На модерации Отложенный
 arguendi Сегодня 09:47  
 
 

Пока можно сформулировать лишь несколько практически бесспорных наблюдений.
Все остальное – от лукавого.

1. Единственный кризис, который имеется в наличии по итогам 2014 года, – это валютный. Рубль в течение года потерял более 20% своей стоимости, что по неписанным, но более или менее широко разделяемым среди экономистов представлениям, означает валютный кризис. В первой половине декабря наблюдалась даже настоящая валютная паника.

2. Большинство чиновников и экономистов (исключение представляет, кажется, только С.Демура) этого предсказать не смог. Наоборот, было немало тех, кто предсказывал прямо противоположное.

3. Никаких других кризисов – инфляционного, бюджетного, долгового, финансового, банковского, торгового, производственного, экономического – в настоящее время нет. Колебания практически всех сколько-нибудь значимых экономических индикаторов до настоящего времени не выходят за пределы, считающиеся кризисными или критическими.

4. Среди факторов падения рубля чаще других называются: снижение мировых цен на нефть, западные санкции, а также некие «структурные факторы». Эти факторы ни в отдельности, ни вместе взятые не в состоянии полностью объяснить произошедший валютный катаклизм.



5. Многочисленные оглашения общеэкономических «краха», «катастрофы», «рецессии», просто «кризиса» не подтверждаются объективными данными.

6. Что на самом деле, скорее всего, будет происходить в ближайшее время?
Интенсивная структурная перестройка российской экономики.
Та самая, о желательности и необходимости которой исписаны в последние десятилетия тысячи страниц, о которой так много и так регулярно говорится на всех экономических совещаниях и конференциях.
Отрасли и производства, ориентированные на использование рентных доходов, подвергнутся сокращению. Доходы граждан в долларовом измерении упадут. Потребление сократится, в особенности престижное.
Отрасли и производства, ориентированные на здоровый спрос на внутреннем и внешнем рынках, в течение длительного времени задавленные завышенным курсом национальной валюты, получат мощный стимул для развития.
Более того, они его уже начали получать. Российская промышленность, находившаяся в течение предыдущих двух лет в цикле «стагнация-рецессия-стагнация», в последние три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) испытывает очевидное оживление, ускоряющееся с каждым месяцем.