Эдвард Сноуден получил бессрочный вид на жительство в России

Сноуден и рад куда-то уехать, но в большинстве других стран велика вероятность, что его там или выдадут или похитят для вывоза на территорию США.

Поэтому, несмотря на то, что Сноудену далеко не все нравится в России, жить в России ему предстоит еще долго.
Есть конечно вариант, что Трамп после выборов помилует его (как и Ассанжа).

В США существует серьезная медийная кампания в поддержку этого решения. В принципе, если Трамп выборы проиграет, то ему терять особо нечего и он конечно может подмахнуть такую бумагу, которая снимет со Сноудена и Ассанжа основные обвинения (но даже в этом случае это не гарантирует их от преследования со стороны ЦРУ и АНБ).

Ну а если не подпишет, то при Байдене, Сноуден точно никуда из России не денется. Ну а в то, что спецслужбы США простят когда-нибудь Сноудена за то, что он раскрыл их грязные секреты, не верится от слова совсем.

Сноуден, как известно, живет в России с 2013 года. И с самого начала в его отношениях с российскими властями все складывалось не слишком гладко: тогда, в июле 2013-го, Владимир Путин заявил, что страна готова предоставить ему политическое убежище, но только в том случае, если Сноуден закончит со своим компроматом на спецслужбы США. Американец, находившийся тогда в транзитной зоне аэропорта Шереметьево, тут же передумал оставаться в России, хотя просил убежища всего за день до этого. 

Как бы там ни было, выбора у него особо не оставалось – США аннулировали его паспорт, а большинство стран, которые он рассматривал в качестве пристанища, отказались его принимать – в том числе Франция и Германия, журналисты из которых будут его потом расспрашивать об ужасах жизни в России. В итоге Сноуден, по его же собственным словам, оказался в России в ловушке. 

Первое время он постоянно искал вокруг американских агентов, желавших его смерти, а теперь спокойно гуляет по московским улицам даже без опаски быть узнанным: «Я могу быть в капюшоне, куртке, с шарфом на лице зимой, так что лицо едва видно, а люди подходят ко мне и говорят: «А вы Сноуден?». Это впечатляет. Я отвечаю: «Да». Но даже при этом о конспирации Сноуден не забывает. 

 

«Каждый раз, выходя на улицу, я несколько меняю свой облик – могу сбрить бороду, надеть другие очки. Мне никогда не нравился холод, пока я не понял, что шапка и шарф дают самую удобную и незаметную анонимность. Я изменил свою походку и всегда смотрю по ходу движения машин, когда перехожу улицу – поэтому я никогда не попадал в объектив видеорегистраторов автомобилей. Ранее я волновался в метро и автобусе, но сейчас все слишком заняты своими смартфонами, чтобы присмотреться к чему-либо. Когда я беру такси, мне приходится вызывать его к ближайшей автобусной остановке или к станции метро, и выходить тоже за несколько кварталов», – пишет он в своих мемуарах.  

Зарабатывает бывший сотрудник АНБ с ЦРУ по-прежнему онлайн-лекциями по кибербезопасности, а также консультированием IT-компаний. Живет (вроде бы) в съемной квартире на окраине Москвы, по городу свободно передвигается на метро. Путешествует по стране – как минимум смог посмотреть на Черное море и Финский залив.

«Я был в Санкт-Петербурге, был в Сочи. Я люблю путешествовать и продолжаю это делать, хотя теперь и не могу пересекать границы. На фоне противоречивой российской политики из виду среди прочего теряется то, что Россия – одна из самых красивых стран мира, а люди здесь дружелюбные и радушные. Когда я сюда приехал, я сам ничего этого не понимал и был в ужасе от этого места, потому что это, конечно же, была вражеская цитадель. Ведь так Россию воспринимают в ЦРУ».

Бывший агент был недоволен и тем, как именно Россия согласилась его приютить. «Настоящая трагедия в том, что я запросил убежище в Германии, Франции, всего в 21 стране. И русские сказали «да» только после того, как все остальные отказали. Выглядело это так, что они даже не хотели говорить «да». Так что я и не напрашивался».

В том же интервью Сноуден заметил, что «хотя и был довольно критичен по отношению к российскому правительству, никто с их стороны до сих пор меня не трогал».

Когда немецкие корреспонденты поинтересовались, не считает ли он «трагедией» свое пребывание в «этой стране». Как оказалось, уже не считает: «Думаю, что это слишком негативная оценка. Все фокусируются на мне. Но дело не во мне. Нет никакой трагедии в том, что я в России. Я вообще никогда не думал, что мне сойдет все с рук. Думал, что результатом будет оранжевый костюм заключенного в тюрьме вроде Гуантанамо, куда меня бы доставили на корабле, чтобы потом сказать: «А мы не знаем, где он». 

«Россияне многое понимают. Они умные, радушные. У них очень красивая страна. Проблема не в них», – сказал Сноуден.

Американец, кажется, уже привык к жизни в Москве, ну или как минимум смирился с тем, что Россия теперь – его второй дом, где в шапке и шарфе легче остаться незамеченным, чем на Гавайях, где он жил ранее. Жалоб, вроде бы, уже тоже нет. И хотя российские СМИ подхватили его слова о том, что в «России он как в ловушке», на самом деле речь была исключительно о ситуации 2013 года в аэропорту – и о ловушке, в которую его загнали американцы, аннулировав паспорт.

Эдвард Сноуден сообщил, что два года назад он женился в России на своей давней подруге. Об этом он рассказал в приуроченном к выходу своей книги Permanent Record (Личное дело) интервью газете The Guardian, выдержки из которого опубликованы на ее сайте.

По словам Сноудена, в 2017 году в одном из российских ЗАГСов он женился на Линдси Миллс, с которой был знаком много лет. Ранее о факте женитьбы экс-агент нигде не упоминал.

Сноуден рассказал, что они встретились на одном из сайтов знакомств, когда ему было 22 года. Тогда он оценил фотографию в ее профиле на 10 из 10, а она, в свою очередь, поставила ему восьмерку.

Спустя семь лет, как отметил Сноуден, он не сообщил Миллс о планах предать огласке информацию о методах слежки американских спецслужб за гражданами, так как в этом случае она бы стала соучастницей.

Также он не стал ей рассказывать о планах сбежать из США и попросить убежище за границей. Однако, как признался Сноуден, его бегство из страны не смутило Миллс. По его признанию, когда он открыл дверь московской квартиры и увидел на пороге свою девушку, то был готов получить пощечину за то, что уехал от нее без объяснения причин. «А чего бы вы ждали, если бы вы сбежали от своей девушки, а она увидела вас в новостях по телевизору, и выяснилось бы, что вы в розыске и не можете вернуться домой? » — задался вопросом Сноуден, добавив, что он не заслуживает столь замечательного человека, как она.

 

3
949
4