ДВУЛИКИЙ ЕСПЧ

На модерации Отложенный

Россия остаётся под юрисдикцией Европейского суда по правам человека, но может не исполнять его решения, если они противоречат Конституции России. Такой вердикт огласил Конституционный суд РФ.

Есть мнение, что «Право любит недремлющих». Во всяком случае, так считали древние римляне. С их мнением вполне совпадают по смыслу и другие образчики народной мудрости, о которых все мы хорошо знаем, например: «вода камень точит» или «под лежачий камень вода не течёт».

Так вот для  тысяч наших сограждан, тех самых – «недремлющих», которых «любит Право», Европейский суд по правам человека стал последней инстанцией в поисках правды, восстановления справедливости, а заодно и содержимого своих кошельков.

Россия, ратифицировав Конвенцию по правам человека 30 марта 1998 года, наверное, не раз уже пожалела об этом, выплатив и продолжая выплачивать весьма солидные суммы истцам, нашедшим таки свою правду в Страсбурге.

Например, в 2007 году только за незаконное привлечение лиц к уголовной ответственности, чем наше «родное» правосудие частенько грешит,    Европейский суд по правам человека вынес решения о взыскании с России 4,3 миллиона евро. Учитывая то, что на 15 января 2010 года, на рассмотрении ЕСПЧ находилось 27 тысяч жалоб, поступивших из России, можно сделать вывод, что наши сограждане с большим доверием относятся к этой судебной инстанции.

И видимо,  положение это сохранится до тех пор, пока наш Российский суд не станет таким, каким мы все хотим его видеть – быстрым, справедливым, до блеска очищенным от коррупции и не подконтрольным никому и ничему, кроме Буквы и Духа Закона.

Однако эта, несомненно, позитивная роль Европейского суда по правам человека в судьбах униженных и оскорблённых, подчас перечёркивается его пристрастием совать нос туда, куда не просят, принимать решения не совместимые с национальной политикой тех или иных государств, а если говорить совсем коротко, то – излишней политической ангажированностью.

Возникает вопрос: а не загнали ли мы сами себя в некие ловко расставленные сети в своём стремлении пополнить ряды «цивилизованных» стран, охотно подписывая всевозможные конвенции и прочие бумажки, здорово напоминающие брачные контракты?

Все наши претензии к Западу оборачиваются, как правило, против нас же самих, и пользы России от Совета Европы, Страсбургского Суда по правам человека и прочих западных институтов выпадает ничуть не больше, чем той незабвенной унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла.