«Дружба» XXI века

На модерации Отложенный
Экономика
«Дружба» XXI века  
05 февраля 12:45
 
АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН
Проект трансазиатского нефтепровода между Россией и Индией будет согласован в течение полугодия.
«Дружба» XXI века -

Об этом официально заявили представители Индийской национальной нефтегазовой компании (Oil and Natural Gas Corporation, ONGC). Таким образом, Россия меняет основной – европейский – вектор энергоэкспортной политики. По прогнозам, активный спрос на углеводороды не только в Китае, но и в Индии, одной из крупнейших экономик Азии и мира, продолжит расти.

Геополитические выгоды такой трансформации очевидны: хотя бы в связи с поддерживаемыми Россией планами Индии стать полноправной участницей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В неё, напомним, помимо нашей страны и Китая, входят государства Средней Азии.

Принципиально важно то, что трубопроводные поставки нефти в Индию поддерживает КНР, так как один из вариантов проекта – прокладка трубопровода из Алтайского региона через Северо-Западный Китай. Таким образом, рынок ШОС будет обеспечен преимущественно российской нефтью.

Стратегический трубопровод получил поддержку президента Владимира Путина. «Россия и Индия договорились об образовании совместной исследовательской группы для изучения возможности прямой наземной транспортировки углеводородов», – сказано в совместном заявлении по итогам состоявшихся в октябре переговоров Владимира Путина с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Отметим, что обсуждение проекта главами наших государств началось ещё в 2005-м.

А в конце 2013-го за его осуществление выступило руководство ONGC: «проведение нефтепровода из России представляется целесообразным. Детали проекта и его реализации будут уточняться с российской стороной».

Что касается возможного участия КНР, директор Центра стратегических исследований в энергетике Ся Ишань считает, что «проект выгоден как Индии, так и Китаю, поскольку позволит КНР стать, в дополнение к «статусу» получателя российской нефти, и её транзитёром». «Маршрут нового трансазиатского нефтепровода может пройти из российского Алтая в Китай и далее до территории Индии», – предполагает Ся Ишань.

Активизация обсуждения проекта, по мнению директора агентства «Газовый бизнес» Михаила Ермоловича, может быть связана и с созданием российско-индийского СП в городе нефтепереработчиков Джамнагаре (штат Гуджарат). Инвестиции в предприятие оцениваются в 450 миллионов долларов. Здесь будет выпускаться до 100 тысяч тонн продуктов глубокой переработки в широком ассортименте.

Индия планирует существенно нарастить резервы чёрного золота, что связано с ростом внутреннего спроса.

В связи с консультациями по нефтепроводному проекту, секретарь индийского МИДа Аджай Бисария в середине января заявил, что «закупки нефти в РФ составили в 2013-м 176 миллионов долларов, но Индия намерена покупать больше… Для этого нужен сухопутный маршрут».

Трасса российско-индийской «трубы» обсуждается пока по общей схеме: РФ-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Индия. До 35 процентов трассы приходится на высокогорные районы. Предварительная стоимость проекта –30 миллиардов долларов. Его реализация, по оценкам экспертов, возможна к 2020–2022 годам.

Стоит вспомнить, что в своё время нефтепровод «Дружба», пущенный в середине 1960-х, сыграл решающую роль в энергетической и в целом экономической интеграции стран СЭВ. Похоже, аналогичную роль будет играть и нынешний российско-индийский проект.

Поставки по нему взаимовыгодны и экономически, и географически. «Труба» существенно короче маршрутов от месторождений Северной Африки или с терминалов Восточного Средиземноморья. То есть, и расходы меньше.

Но, пожалуй, ещё важнее то, что этими поставками будет закреплена энергетическая самодостаточность всего региона ШОС.

Кстати, именно энергетическая составляющая интеграции становится всё более притягательной для других азиатских стран, не только СНГ. Так, в начале декабря участники ШОС подписали Меморандум о создании Энергетического клуба. К документу присоединились Афганистан, Белоруссия, Монголия, Турция и Шри-Ланка, пока не состоящие в блоке.

Что же касается западного рынка, в связи с кризисом в евровалютной зоне спрос на нефть там очень волатилен. Вдобавок, всё большее значение начинают обретать чисто политические факторы. Точнее – если нужно «надавить» на нашу страну в каких-либо вопросах, в ЕС на какое-то время сокращают ввоз российской нефти (и газа), взамен увеличивают импорт того же сырья, к примеру, из Норвегии, Северной Африки, региона Персидского залива.

Хотя бы поэтому нам требуются новые рынки энергопродуктов – особенно те, где развиваются интеграционные процессы с участием России.

Так, «растущий «обмен» инвестициями между РФ и КНР сопровождается более активным вхождением российского и китайского бизнеса в экономики других стран ШОС, – отмечает президент Всемирной организации кредиторов (World Organization of Creditors, WOC) Роберт Абдуллин. – Темпы экономического роста в странах ШОС и, например, отношение госдолга к ВВП, выглядят более благоприятными в сравнении с показателями многих других стран, в том числе индустриальных». Поэтому, по оценкам WOC, к более тесному экономическому партнёрству с ШОС тяготеют и Пакистан, Монголия, Вьетнам.

В целом, по мнению президента Фонда востоковедческих исследований Сергея Лузянина, «и с содержательной, и с внешней (имиджевой) стороны для ШОС нужны знаковые, прорывные проекты. Эта организация должна стать по-хорошему дерзкой, амбициозной и эффективной».

Российско-индийский нефтяной проект вполне отвечает эти критериям.