Блог Кречетникова. Послужной список президента

На модерации Отложенный

31 декабря 1999 года Борис Ельцин неожиданно объявил о своей отставке.

Исполняется 15 лет правления Владимира Путина - с условным перерывом в 2008-2012 годах, когда в Кремле находился "старый товарищ с одной группой крови", но "национальный лидер" фактически оставался первым человеком в государстве.

Другая страна

За это время политический ландшафт России изменился до неузнаваемости. Вместо плюрализма и согласования интересов выстроена "вертикаль власти", по которой сверху вниз идут приказы, снизу вверх доклады, а те, кого не спрашивают, могут оставаться при своем мнении.

В области экономики Владимир Путин, особенно на начальном этапе, воплотил ряд либеральных начинаний: ввел частную собственность на землю, плоскую шкалу подоходного налога, монетизацию льгот.

Однако в сфере политической все принятые за полтора десятилетия ключевые законы были направлены на укрепление единоличной власти, централизации и контроля над обществом, и ни один - на расширение свободы слова, развитие независимых гражданских институтов и федерализма, разделение властей.

Либеральные инициативы либо отвергаются, либо комментируются в том духе, что дело, может, и неплохое, но время для него неизвестно, когда наступит.

Напротив, запретительные и ограничительные идеи встречаются на ура и оформляются в авральном порядке, зачастую без должной проработки деталей и продумывания последствий, под аккомпанемент разговоров, что закон нужно принимать, а там поглядим, как он будет работать.

Президент и нация

В середине "нулевых" годов газета "Коммерсант" напечатала статью под заголовком: "Каждый Блэр хотел бы править, как Путин, только общество другое".

Действительно, большинство россиян, уставших от политических пертурбаций, приветствовали или по крайней мере не возражали против установления сильной власти.

Вера в "хорошего царя" и отношение к оппозиции как к себялюбивым смутьянам - давняя российская традиция.

После Ельцина с его "работой с документами" и непредсказуемыми "загогулинами" Путин выглядел, по крайней мере, адекватным человеком.

Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей породила явление, которое в экспертном сообществе именуют "пактом Путина": ограничение демократии в обмен на рост благосостояния.

Если в конце 1990-х годов общим местом являлись рассуждения о том, что со "сверхпрезидентской" конституцией необходимо срочно что-то делать, то, начиная с 2000 года, все озаботились одним: какими бы еще полномочиями наделить главу государства, да как сделать, чтобы правил он подольше.

Однако есть мнение, что истинно великий государственный муж, желающий войти в историю со знаком "плюс", должен понимать, что хорошо и что плохо, и терпеливо вести страну туда, куда нужно, а не эксплуатировать недостатки национальной психологии к своей выгоде.

Унитарное государство

Сторонники Владимира Путина ставят ему в заслугу предотвращение "развала на удельные княжества", которое, на их взгляд, на рубеже двух веков реально угрожало стране.

Идею, будто Россия способна существовать только в форме самодержавной империи, впервые теоретически сформулировала еще Екатерина II в своем "Наказе".

Оппоненты замечают, что сепаратистские настроения на момент прихода Путина в Кремль были сильны только в Чечне, а в остальных регионах отражали маргинальную точку зрения.

Люди объединяются и размежевываются, в основном, по национальному признаку. В Российской Федерации свыше 80% населения составляют русские, и почти во всех субъектах их большинство. С какой стати Калининградская область или Приморский край стали бы отделяться? Пример СССР, состоявшего из национальных республик, в данном случае не корректен.

Тем не менее, Владимир Путин начал свою деятельность с кампании по "приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным", в 2001 году реформировал Совет Федерации, заменив в нем губернаторов и спикеров их назначенцами.

С тех пор верхняя палата, изначально задуманная как аналог старинных Земских соборов, представляющий не партии, а "землю русскую", и способный сказать свое веское слово в случае кризиса, утратила прежнее значение. Большинство новых "сенаторов" составили либо крупные бизнесмены, либо проштрафившиеся или выработавшие свой ресурс чиновники, зачастую не имевшие прежде отношения к регионам, которые представляют.

В 2004 году после теракта в Беслане были отменены прямые выборы губернаторов, хотя скептики недоуменно вопрошали: какое отношение нестабильность на Северном Кавказе имеет к Тамбовской области?

В 2006 году прошла реформа местного самоуправления, после которой главы исполнительной власти большей части муниципальных образований стали не выбираться, а назначаться.

В результате, по оценкам политологов, Россия стала федерацией лишь по названию.

Да, к тому имелись объективные предпосылки в виде сырьевого характера российской экономики и, как следствие, неравенства в доходах между регионами. Но сверхцентрализация стимулирует власти субъектов федерации заботиться о расширении лоббистских возможностей больше, чем о расширении налоговой базы, и тормозит развитие демократии и гражданского общества.

Больше самостоятельности регионов в экономических вопросах и учета местных особенностей России, наверно, не повредили бы. Законы американских штатов различаются довольно сильно, что не мешает США быть единым и эффективным государством.

Периодически возникают разговоры о преобразовании Совета Федерации в полноценный выборный сенат. Высказывались в этом духе и некоторые высокопоставленные представители Кремля, в частности, Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко, но воз, как говорится, и ныне там.

Губернаторские выборы были возвращены в начале 2012 года в ходе "медведевской политреформы".

По данным опроса "Левада-центра" в октябре 2014 года, 63% россиян поддерживают их, и лишь 9% полагают, что они не нужны.

Эксперты практически единодушно считают восстановление выборов правильным шагом, хотя некоторые сомневаются в их качестве.

В частности, вызывают вопросы так называемый "муниципальный фильтр" для кандидатов и распространившаяся практика увольнения "старого" губернатора президентским указом за несколько месяцев до выборов и назначения временно исполняющего обязанности, который, заняв руководящий кабинет, получает большое преимущество перед соперниками.

Шесть лучше, чем четыре?

В плане расширения собственных полномочий за Владимира Путина все сделали авторы конституции 1993 года. Власти у президента России больше, чем было после манифеста 17 октября 1905 года у государя императора.

Срок президентской легислатуры в 2008 году был увеличен с четырех до шести лет. Это стало одной из первых политических инициатив Дмитрия Медведева.

Аналитики тогда гадали, для кого он это делал. Как оказалось, не для себя.

Предложения о реформах политической системы наталкивались и наталкиваются на стандартное возражение, что менять конституцию очень сложно. В данном случае оказалось так легко, что никто и не заметил.

Основной аргумент состоял в том, что Россия - страна большая, за четыре года сделать ничего не успеешь. А США, выходит, маленькая?

В мире президентов обычно выбирают на 4-5 лет. Более продолжительные сроки существуют в парламентских республиках, где глава государства - фигура во многом церемониальная.

Одним из требований оппозиции является ограничение возможности избираться президентом двумя сроками на протяжении всей жизни. В 2012 году на встрече депутатов с главой государства коммунист Владимир Бортко предложил убрать из Основного закона слово "подряд".

Путин ответил, что вопрос заслуживает изучения, но дальнейших действий за этим не последовало.

"Скрепительные законы"

После возвращения Владимира Путина в Кремль на третий срок "запретительные" законы пошли потоком.

В ряде случаев инициатива, во всяком случае официально, исходила не от Кремля, а от думских единороссов, что не снимает ответственности с президента, который подписывает эти законы. Да и вообще российские реалии таковы, что без одобрения первого лица в стране ничего серьезного не делается.

Некоторые эксперты увидели здесь месть"креативному классу", посмевшему поднять голос. Ах, вы так? Ну, вы еще пожалеете!

Одни нововведения непосредственно затрагивают политический процесс и функционирование гражданского общества, как законы о митингах, об "иностранных агентах", о "национализации элиты", о досудебном блокировании интернет-ресурсов, о блогерах, а также более десяти поправок в закон 2002 года "О противодействии экстремизму", другие нет. Но направление одно: дополнительные запреты и ужесточение наказаний.

При этом наметилась новая тенденция. Раньше одним из ключевых элементов "пакта Путина" являлось невмешательство власти в личные дела граждан: живите, как хотите, только политикой не занимайтесь. Теперь пошло наступление на интеллектуальную и поведенческую свободу под флагом консервативной морали, "традиционных ценностей" и "духовных скреп".

Закон о защите чувств верующих разделил россиян на тех, с чьими чувствами все обязаны считаться, и тех, чьи чувства государство не признает общественно значимыми.

Закон против "реабилитации нацизма", по оценкам независимых историков, при буквальном толковании запрещает любую критику действий руководства СССР до и во время войны, ставя крест на объективном изучении и критическом анализе этого периода.

Закон о "гей-пропаганде" поставил секс-меньшинства в положение граждан второго сорта, которые должны вести себя тихо и быть благодарными за то, что их хотя бы в тюрьмы не сажают.

Закон против сепаратизма сделал подсудным делом даже теоретическое обсуждение возможности выхода тех или иных регионов из федерации.

Закон о защите детей от вредной информации, опять-таки, если понимать его так, как он написан, подводит под запрет даже советский мультфильм "Ну, погоди!" - а зачем детям показывают, как Волк курит?

"Закон Димы Яковлева", по мнению многих, продемонстрировал, что ради "ответа Чемберлену" власти готовы пренебречь судьбами больных сирот.

Закон, обязывающий граждан информировать Федеральную миграционную службу о наличии у них двойного гражданства, вроде бы не ущемляет прав и свобод, поскольку речь идет лишь об уведомлении. Но пояснение одного из его соавторов Андрея Лугового - "Чтобы спецслужбы в случае необходимости могли принять меры" - прозвучало угрожающе.

Когда в канун Нового года Дума вернула на телевидение рекламу отечественного вина и пива, поднялась не одна бровь: надо же, что-то разрешили, вместо того, чтобы в очередной раз запретить или ограничить!

Правда, некоторые из перечисленных законов практически не применяются. Похоже, их вводили не ради практического результата, а чтобы обозначить свое моральное отношение к чему-то, и нарочно формулировали расплывчато, дабы выборочно карать неугодных.

Убеждения и удобство

По оценкам большинства наблюдателей, взгляды Владимира Путина за последние 15 лет, если и претерпели эволюцию, то главным образом в сфере внешней политики, а его подходы к устройству государства и отношениям между властью и обществом были и остаются неизменными: ручное управление через своих людей и отношение к демократии как к пустословию и помехе для работы. И вряд ли кому-то удастся убедить его в обратном.

Действительно ли президент уверен, что от свободы и политической конкуренции обществу, по крайней мере, российскому, один вред, или просто любит власть и хочет пользоваться ею как можно полнее и как можно дольше?

А может, одно не исключает другого? Если человеку что-то удобно, он легко поверит, что так объективно лучше.

Другие материалы в этом блоге:

Об уроках года и века

Приговор Навальным: тонкая работа

Остаться человеком в борьбе с террором

Последний мессия

О Путине и западных лидерах

О Молдавии, боксе и преферансе

Зачем цирку памятник Неру?

О национальном достоянии России

Почему Горби разлюбил Запад

О культуре и цензуре

О "символике коллаборационистов" и политической мудрости

О Донбассе и компромиссе

О "плане Путина" для Донбасса

О российских военных отпускниках

О пакте Молотова-Риббентропа и сферах влияния

О флаге и будущем России

О пенсиях, извинениях и министерской солидарности

О мировом неравенстве