Ашхабад запишет русских в туркмены из-за ошибки Москвы

На модерации Отложенный

В том, что с 10 июля они лишатся российского гражданства, виноват МИД РФ

Уже не за горами 10 июля, дата, которую проживающие в Туркменистане обладатели российского и туркменского паспорта ждут с ужасом. Потому что уже 11 июля они либо станут полноправными туркменами, либо бесправными россиянами — гостями края, где пока не угасло солнце Туркменбаши. Преемник «спасителя» (таковым сам себя назвал Сапармурат Ниязов) Гурбангулы Бердымухаммедов остался верен заветам предшественника. Если тот не пошел на уступки России в решении пикантного вопроса с обладателями российско-туркменского гражданства, то почему он должен поступать как-то иначе?

Москва, кажется, отказывается верить в то, что все так серьезно и надеется на снисхождение Ашхабада. Вопрос-то и впрямь непростой, а решать его положительно нынешний глава Туркменистана, кажется, искренне не готов. Наверное даже не со зла, это ведь не просто упрямство, это государственная философия если угодно. Не уступали раньше, не уступаем и уступать не будем. Так что тем туркменам, которые еще сегодня могут въехать в Россию по российскому паспорту, минуя визовый барьер придется определиться. Новый загранпаспорт обладателям «лишнего» гражданства Туркменистан выдавать просто не будет.

Ситуация кажется особенно пикантной в свете того, что вообще-то Москва собственноручно прекратила действие заключенного еще в 1993-м году с Ашхабадом соглашения о двойном гражданстве. Россия пошла на его денонсацию спустя всего лишь десять лет в обмен на выгодную (на тот момент) договоренность по газу. По факту прекращения соглашения был подписан протокол, который тут же ратифицировал туркменский парламент и подписал президент. Россия же ратифицировать данный отказ не стала. Вот только козырь этот, как можно совершенно определенно сказать теперь, увы, не сработал...

Восток — дело все же очень тонкое.

В беседе с обозревателем KM.RU старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, политолог Аждар Куртов оценил российско-туркменский диалог по проблеме двойного гражданства как изначально безнадежный:

- Ситуация тут давно уже зашла в тупик. Наша страна представляет сложившуюся ситуацию достаточно однобоко, как вину исключительно Туркменистана. Если посмотреть заявление Государственной Думы, там говорится, что Туркменистан в одностороннем порядке вышел из соглашения о двойном гражданстве, и сейчас это повторяют все, включая российский МИД. С формально-юридической точки зрения, эта формулировка оправдана, но она очень лукавая. Данное соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства было подписано 23 декабря 1993 года. И само оно, с моей точки зрения, было не совсем хорошо подготовлено, в чем есть непосредственная вина тогдашнего МИДа. В том виде, в каком оно было составлено, его просто не нужно было подписывать.

Надо напомнить обстоятельства, при которых оно появилось в начале 90-х. Тогда Туркменистан испытывал серьезные сложности с реализацией газа, его никто не хотел приобретать, газ из Туркмении поставлялся ее соседу Азербайджану, поскольку в то время сам Баку не добывал его в достаточных объемах.

Но вот только и расплачиваться за поставленный газ не спешил. В этих условиях Ашхабад пошел на подписание соглашения. А в нем есть очень интересная статья 7, которая дословно гласит: «спорные вопросы между сторонами в связи с толкованием и применением настоящего соглашения решаются по дипломатическим каналам».

С формально-юридической стороны все абсолютно верно, это расхожая формулировка, часто встречающаяся в международном праве, но вот только не ушли наши дипломаты нюансов. Туркмены же с удовольствием пошли на подписание соглашения, но вот только скоро политика их поменялась. Вот и решается вопрос этот «по дипломатическим каналам» уже без малого десять лет, с тех пор, как 10 апреля 2003 года был подписан протокол (взамен соглашения от 1993-го года). В этом документе, состоявшем из трех пунктов, обращает на себя внимание пункт второй, который гласит, что протокол этот вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур. Под этой формулой, как правило, понимается ратификация документа в парламенте.

Через 12 дней меджлис Туркменистана ратифицировал этот документ, а еще через очень ограниченное количество времени президент Туркменистана выпустил указ, который собственно и является по сей день основным раздражителем. По этому документу он обязал всех граждан Туркменистана, у которых с 1993 по 2003 годы было приобретено гражданство России определиться в пользу какого либо гражданства. Со ссылкой на Конституцию республики. Нам после этого лишь и оставалось что говорить о том, что «закон обратной силы не имеет». А толку?

То есть на самом деле вина за сложившуюся ситуацию лежит на тех, кто просто не думая и наспех составлял эти документы, кто в какой-то непонятной спешке их принимал. В конце концов, надо ведь знать, с кем ты имеешь дело. Туркменистан — республика непростая, она, напомню, в 1995-м году себя объявила «нейтральным государством», а русские школы там стали закрываться с 1994-го года, было отменено преподавание на русском языке в вузах. Ну вроде ведь все было с ними понятно к 2003-му году-то. Так почему же наши дипломаты не настояли на том, чтобы в документе было оговорено, какие последствия наступают для людей с приобретенным двойным гражданством, чтобы потом не было сюрпризов?

Сейчас наши дипломаты считают, что это мол такая мировая практика, согласно которой закон обратной силы не имеет. Да, это верно, только вот сам Туркменистан с ней не считается. Так что ситуация сейчас зашла в тупик. Десятилетние переговоры «по дипломатическим каналам» ситуацию не разрешили. Ашхабад продолжает жестко стоять на своем, надавить на него экономически у нас нет возможности, так что только и остается, что упрашивать, убеждать, предлагать. Но вот только за оставшиеся полтора месяца вряд ли уже что-либо удастся сделать...