Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Одд Стрелла. С кого сочиняли байку о Вещем Олеге

1017 21 6

...  ДРУЗЬЯ  -  вам  хорошо  уже  известно  -  что  я  не  верю  ОФИЦИОЗНОЙ  ИСТОРИОГРАФИИ  ......  и  для  этого  у  меня  есть  весские  основания  ....

И  СЕЙЧАС  Я  ВАМ  ПРИВЕДУ ТАКОЙ ПРИМЕР - почему  я  не  верю  Официозной  Историографии  -  на  примере  летописных  баек  о  некоем  Вещем  Олеге  .....  

О  Вещем Олеге сведения дошли до нас не только в древнейшем летописном своде Повесть временных лет (ПВЛ), который находится в начале большинства русских летописей, но и в Новгородском Начальном своде, находящемся в начале Новгородской Первой летописи (НПЛ). И сведения из НПЛ во многом не совпадают со сведениями из ПВЛ. Вещий Олег, пожалуй, первый персонаж русского летописания, на которого мы имеем возможность посмотреть как бы с двух точек зрения, изложенных двумя летописцами, независимо друг от друга.

Описание призвания Рюрика и описание подчинения Киева Олегом в ПВЛ и в НПЛ, практически, идентичны. Но вот далее начинаются разночтения. Если ПВЛ называет Олега Киевским князем, то согласно НПЛ Вещий Олег князем не был - он там назван лишь воеводой при малолетнем Игоре.

И НПЛ, и ПВЛ сообщают о военных походах Олега и Игоря на Византию. Судя по описаниям, речь в летописях идет об одном и том же походе, но в НПЛ он привязан к 907 году, причем точно указана численность участников похода: 2000 кораблей по 40 человек в корабле. Получается,что в поход на кораблях идут 80 000 человек!

Причем, летописец из ПВЛ пишет про поход "на конях и на кораблях", но в последующем тексте про конных воинов-участников похода не упоминается не словом. Возможно, летописец о конных участниках похода просто забыл, т.к. и весь этот поход им выдуман, либо, что более вероятно, сведения о нем записаны летописцем со слов народных сказителей.

В летописном описании похода 907 года вообще масса красочных сказочных деталей. Корабли Вещего Олега двигаются посуху под парусами на колесах. Олег прибивает щит над воротами Цареграда. Византийцы платят ему огромную дань - по 12 гривен (т.е. по 4 кг!) серебра на человека - на всех 80 000 человек (а были ли столько сереьра во всем Цареграде? А во всей Византии?). Византийцы, якобы, делают для сотне кораблей паруса из паволок (дорогих шелковых тканей), но эти паруса "изорвал ветер".

 

Набор таких, заведомо невозможных, но метафорически-ярких эпизодов показывает, что история о походе Олега на Цареград была народной сказкой, историей, видимо, вобравшей в себя все прежде известные походы славян "на греков", с прибавлением преувеличений и нравящихся публике ярких поэтических деталей. Летописец ПВЛ, видимо, записал народную сказку про древний поход сказочного богатыря Вещего Олега, распеваемую баянами на потребу публике, приняв её за описание конкретного военного похода древности.

В византийских источниках ни о каком походе 907 года не известно. И в НПЛ о подобном походе не упоминается. А помещенный следом за описанием похода договор, согласно ПВЛ, якобы, заключенный Русью и Византией после похода 907 г., оказался компиляцией русско-византийских договоров 911 и 944 годов. То есть этот договор 907 года был летописцем домыслен, по аналогии с другими, существовавшими договорами.

Согласно же НПЛ Олег не совершал самостоятельного похода на Византию. Согласно НПЛ Олег совершил поход на Византию вместе с князем Игорем, причем только в 920 году. И численность участников похода Игоря, согласно НПЛ более правдоподобна - всего 10 тысяч воинов.

Согласно же ПВЛ Игорь совершил самостоятельный поход на Византию в 941 году, причем повел в поход десять тысяч кораблей! Возможно, описывая поход Игоря и НПЛ   и ПВЛ сообщают об одном и том же походе, просто привязывая его к разным датам. Привязка ранних летописных сообщений к конкретным датам, до конца X века как я писал уже ранее, была крайне приблизительна.

Арабские источники ничего не сообщают нам о походах Вещего Олега, однако довольно подробно пишут о каких-то походах русов на кораблях, как на Византию, так и на страны Прикаспийского региона, куда русы пробирались на судах через Дон и Волгу.

В ходе "Каспийских походов" происходили столкновения русов с и жителями Персии и Закавказья, а на Волге - с хазарами.

Многие историки пытались как-то увязать арабские, византийские и русские летописные сообщения в общую картину военной деятельности русских князей в X веке, но внятной общей картины пока не получилось ни у кого. Опираясь на весь набор этих сообщений можно с уверенностью говорить лишь о том, что с территории Руси в X веке был совершен целый ряд крупных, хорошо организованных военных походов на более богатые южные страны.

В этих похода участвовали тысячи людей. Некоторые из этих походов, особенно, направленных на Византию, оканчивались удачно, военными победами и богатой добычей, что и привело к созданию какого-то народного эпоса о "походах Вещего Олега". Именно отголоски этого эпоса и были, видимо, записаны в ПВЛ в виде жизнеописания Вещего Олега.

 

 Волхв и Вещий Олег. Картина Васнецова В.М.

 

Обе летописи - и ПВЛ, и НПЛ сообщают нам одну и ту же легенду о смерти Вещего Олега "от коня своего", известную нам всем еще со школы по прекрасному стихотворению Пушкина.

Интересно то, что точно такая же, в деталях, история есть в скандинавских сагах.

Легендарный герой саг Одд Стрелла (персонаж не исторический, а сказочный, совершающий массу чудесных подвигов, побивающий врагов и чудовищ в доисторические времена), точно так же, как и летописный Вещий Олег получает предсказание (правда, не от волхва, а от колдуньи), о том, что умрет от своего коня.

Он отсылает коня от себя. Через несколько лет вспоминает об этом коне. Ему сообщают, что конь умер. Одд смеется над предсказателями, идет посмотреть на могилу коня, ставит ему ногу на череп, из черепа выползает гадюка и кусает его.

Сюжет про Вещего Олега в саге об Одде Стрелле повторяется во всех подробностях, а это явный признак заимствования сюжета.

 

                      Вещий Олег над костями коня. Васнецов В.М.

 

Сага об Одде Стрелле была записана не ранее XIII века, а ПВЛ была написана в конце XI - начале XII вв., так что заимствование сюжета "смерть от коня своего" шло, вероятно, с Руси в Скандинавию.

Однако, наиболее вероятно, что заимствование сюжета скандинавскими скальдами произошло не из русских летописей, а из русской устной традиции.

Ведь, как мы увидели из сказочного содержания историй о Вещем Олеге, ---  он явно был героем былин и сказок, настолько популярным, что попал в летопись в качестве легендарного правителя Руси, "вклинившись" между легендарным Рюриком и уже точно историческим персонажем, князем Игорем.

Согласно ПВЛ, могила Вещего Олега находится в Киеве на горе Щековице.

Согласно НПЛ могила Олега находится в Ладоге, но также новгородская летопись сообщает и о том, что согласно другому преданию, Олег ушёл «за море».

Согласно ПВЛ Олег умер в 912 году, а согласно НПЛ в 922 году.

Взгляд на Вещего Олега "с двух сторон" привел к тому, что этот исторический персонаж стал двоиться и просто исчез. Из исторического персонажа с известными годами правления и смерти, он превратился в героя народных преданий и сказок, вписанного в летопись в более менее произвольному, удобном для летописца, месте.

Неужели же не было на Руси никакого киевского князя Олега? - Был, скорее всего.

Но мы про него ничего достоверного не знаем. Возможно на Руси в X веке было даже несколько князей, носящих имя Олег, или был один Олег и несколько других ярких правителей и военачальников, которые, все вместе, стали прототипами героя русских былин - Вещего Олега.

Некоторые русские историки XIX века даже отождествляли летописного Вещего Олега с былинным героем Вольгой.    Почему бы и нет?

Сказочно-удачливый князь-завоеватель Вещий Олег из былин, истории про которого были записанны летописцами в конце XI - начале XII века, вполне мог к XIX веку, когда были записаны русские былины, переродится в удачливого завоевателя князя-колдуна Вольгу.

 

{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}
Loading...

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (21)

moderastam nl .net

комментирует материал 06.04.2020 #

Лучше бы рассказал байку о владимире кровавое "красное солнышко".Кровипивушко был еще тот.

user avatar
Надежда Секретарева

комментирует материал 06.04.2020 #

легенды и мифы

no avatar
Wadim Lasker

отвечает Надежда Секретарева на комментарий 06.04.2020 #

к сожалению - это не легенды и мифы - это гораздо хуже
это целенаправленная и злонамеренная ложь
ведь это не просто сказка или былина
это выдаётся за правду писанную в документальной форме - так называемых летописей

user avatar
Надежда Секретарева

отвечает Wadim Lasker на комментарий 06.04.2020 #

так в летописях ничего и нет про князя Вещего Олега, так , повествуют, что были Олеги, один в Киеве,
другой в Ладоге...
Ничего плохого в героических эпических сказаниях разных народов не вижу - эпос великая сила...

no avatar
Владимир Яковенко

отвечает Надежда Секретарева на комментарий 06.04.2020 #

Уважаемая - никто ничего не имеет против эпоса - если это так и называется
но если этим сказкам придаётся научный и документально-достоверный статус
то это нечто иное - и отношение к этим байкам - савсем другое
не надо выдавать и художественные байки - и псевдо-древние летописи
от 17 -18 веков - за историческую и научную точность и достоверность
речь идёт ровно об этом ,,,,,,,!

no avatar
Надежда Секретарева

отвечает Владимир Яковенко на комментарий 06.04.2020 #

неужели... есть подобные утверждения ... сомневаюсь

no avatar
Владимир Яковенко

отвечает Надежда Секретарева на комментарий 08.04.2020 #

есть официальные учебники - или вам это не известно ,,,,,,

no avatar
Арман Абильсиитов

отвечает Wadim Lasker на комментарий 07.04.2020 #

Какое же зло принесло Вам повествование о вещем Олеге - легенда ли то, былина или летопись? Повесть временных лет писал (сочинял?) Суслов, Мединский или Геббельс?

no avatar
Владимир Яковенко

отвечает Арман Абильсиитов на комментарий 08.04.2020 #

а вы сами кто - можно узнать ,,,,,,,,, аватарка явно лживая - от кого прячемся

no avatar
Арман Абильсиитов

отвечает Владимир Яковенко на комментарий 08.04.2020 #

Аватарка - какая-то случайная картинка, я не раз приносил за нее извинения, приношу снова. А что значит - кто? Переводчик, книжный редактор, в прошлом школьный учитель. Что Вам дает эта информация?

no avatar
pawel pegow

комментирует материал 06.04.2020 #

Нам глубь веков уже видна:
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
(с)

no avatar
Wlad Nordicheskiy

комментирует материал 06.04.2020 #

очень интересно - оказывается и тут плагиат
летописи - с плагиатом - вот так история - ?

no avatar
Левон Степанян

комментирует материал 06.04.2020 #

враньё - кругом враньё - - вся страна - это историческая ложь ,,,,,

no avatar
кот бегемот

отвечает Левон Степанян на комментарий 08.04.2020 #

Наворочены в истории- по заказу предержащих- горы Лжи.
Московия - к примеру, по "заказу" Екатерины II - страна обрусевших финноугров, с вренени Александра Невского Улус Золотой Орды, почти никакого отношения к Руси.
Обрусевшие финноугры Московии с легкой руки "историков-борзописцев" становятся "великороссами" и даже "старшим братом" хехе, всех славян, а россияне ведь вылитая чухня и мордва, хехе.
Ослепли все!!?
При этом славяне и финноугры одинаково уважаемые народы,но зачем "имперский" фейк Екатерины, шитый белыми нитками, поддерживать!!?

no avatar
Арман Абильсиитов

комментирует материал 07.04.2020 #

Лгут обольстители-мистики, никаких Караибских морей нет на свете, и не плывут в них отчаянные флибустьеры, и не гонится за ними корвет, не стелется над волною пушечный дым. Нет ничего, и ничего и не было! Вон чахлая липа есть, есть чугунная решетка, и за ней бульвар... И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно... О боги, боги мои, яду мне, яду!..
М. Булгаков. Мастер и Маргарита

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland