Философия в древней Греции до Сократа

На модерации Отложенный

Европейская философия возникла в Древней Греции около VI в. до н. э. в благоприятных условиях демократических городов-полисов, когда свободные аристократы духа пытались понять природу вещей и устройство мироздания. Нельзя сказать, чтобы до них люди не ставили такие вопросы. Но они опирались на магию, мифы, религию, традиции, авторитет. Философы же посчитали ненадежными такие источники, а показания чувств — сомнительными. Стало быть, надо размышлять, исследовать, искать достоверность. Поэтому становление философии в Европе проходило совершенно иначе, чем в древней Индии и Китае. К античной философии относят творчество греко-римских мыслителей с VII века до н.э. по VI век н.э. Короткий расцвет Эллады и греческой философии приходится на V – IV века до н.э. и связан с именами Сократа и его последователей – Платона и Аристотеля. С III века до н.э. начинается период упадка греко-римской философии, усилившийся с насаждением христианства и длившийся почти семь веков. Первых греческих философов, живших до 469 года до н. э. (год рождения Сократа) называют досократиками. Их интересовали естественные причины и начала Вселенной, они искали фундаментальную субстанцию, которая, по их мнению, скрывается за всеми явлениями. Они не верили, что боги и сверхъестественные силы обуславливают явления природы. Они всему искали естественное объяснение, понимая Вселенную как систему взаимосвязанных явлений, которые мыслящий человек может и должен понять. Философия Древней Греции оказала огромное влияние на всю западную культуру. Наши современные философские идеи, наука и логика, этика и политика имеют свои корни и истоки в этом кратком и удивительном расцвете философской мысли. Милетская школа. В Древней Греции были разные философские школы, называемые или по названиям городов, где проживали мыслители, или по их именам. В городе Милет жили Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Фалес утверждал, что в основе мироздания лежит вода, Анаксимен—воздух, Анаксимандр утверждал, что в основе всего сущего некое неопределенное, беспредельное и изменчивое начало - апейрон, а не конкретное вещество. Пифагор (V в. до н. э.) и его ученики стремились понять, почему вещи отличаются друг от друга, если у них, согласно милетской школе, одна основа – будь то вода, воздух или апейрон. Пифагорейцы приходят к умозрительному выводу о том, что пределом, отличающим один предмет от другого, является форма, которая органично присуща вещам и состоит из величин, чисел. В основе мира вещей, природных явлений и музыкальных звуков лежит гармония чисел, они есть основа устойчивого существования. Пифагору приписывают немало мудрых изречений. Одному тирану он сказал, что «жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни, иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.– М.: Мысль, 1979.– С. 334) Гераклит жил в V в. до н. э. в городе Эфес. Он ставит вопрос о развитии мира и о связи в нем различных сил. В основе меняющегося мира лежит борьба, война различных сил и стихий, причём всепожирающий огонь восстанавливает космическую справедливость. «Всё течет» говорит он. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Гераклита называли тёмным за его заумную манеру выражаться и презрение к невеждам. Да и вообще о людях он был невысокого мнения: «Большинство набивает брюхо подобно скоту», «Многие – плохи». Он считал, что «Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно». Каков же результат у этих мыслителей? Имеем ли мы строгие логические и философские понятия? Нет, философская мысль еще слишком отягощена непосредственно-чувственным и мифологическим грузом. По сути, это еще протофилософия, объективно выполнявшая задачу освобождения от мифологического мышления.

Вклад в решение этой задачи внесли и мыслители из города Элеи, которых в истории философии и назвали элеатами. Парменид (540 – 470 г. до н. э.) и Зенон (490 – 430 г. до н. э.), оба из г. Элеи. Желали совместить философию единого милетцев и диалектику многого Гераклита. Парменид рассуждает уже не об огне или воде, а рассуждает о бытии, ставит вопрос о его отношении к мышлению. А а это уже постановка типично философского вопроса. Бытие неделимо, неподвижно, не возникает и не погибает, т. к. это означало бы переход в небытие. Заслуга Парменида в том, что он установил несовпадение мышления и ощущения, сущности и кажимости. По сути это означало открытие роли теоретического мышления, падение мифологии, основанной на чувственных характеристиках, рождение философской рефлексии. Зенон создал 40 доказательств правоты Парменида. До нас дошло 9. Это так называемые апории Зенона (от греч. «а» — отрицательная частица и «порос» — выход.). В этих парадоксальных рассуждениях («Ахиллес и черепаха», «Лысый», «Стрела» и др.) Зенон указывает на противоречивость человеческого мышления, на необходимость логического построения суждений. Заслуга элеатов в разработке логических понятий. Демокрит (460 – около 360 гг. до н. э.) присоединился к выводам Парменида о том, что бытие едино и вечно, но принял и мнение Эмпедокла о множественности его носителей. Как представить бытие Парменида разбитым на части? Это невозможно, если не допустить существования пустоты. Вещи же состоят из неделимых мельчайших частичек – атомов, которые, собираясь и взаимодействуя, образуют их. Следовательно, существуют атомы разных видов и пустота, вот из них и состоит мир. Демокрит различает чувственное и рассудочное знание и полагает, что чувственный опыт – исходный пункт познания, но истинное знание, истинная «природа вещей», (т. е. атомы) постигается с помощью рассудочного мышления. Демокрит был близок к материалистическому механистическому миропониманию, рассматривая причинные связи как движение и соударение атомов. Он считал, что есть атомы смертной души и атомы тела, из них и состоит человек. Боги тоже состоят из атомов и тоже не вечны. Лучшей формой государства Демокрит, естественно, признавал демократический полис, а высшей добродетелью — безмятежную мудрость; Досократики давали различные и часто противоречивые ответы на философские вопросы. Но их достоинство в самом факте постановки вопросов и их исследовании. Ведь до них не было никакой философской традиции, господствовало мифологическое мышление, одушевляющее природу. Конечно, были конкретные знания и здравый смысл, сооружали корабли и храмы. Но именно философы-досократики заложили фундамент всей будущей философии, проложили путь от мифа к логосу, к философскому разуму. В древнегреческих городах с развитием ремесленничества и торговли, с возникновением выборных органов и суда появились софисты, платные учителя риторики, которые за деньги учили приёмам побеждать в судебных тяжбах и спорах. Они говорили об ограниченности и противоречивости наших знаний, ниспровергали авторитеты. Они шли на ухищрения и нарушения ещё толком не сформулированных правил логики, лишь бы выиграть дело. Известен софизм: Скажи, то чего ты не потерял, ты имеешь? Человек отвечает: Имею. -Ты рога не потерял? - Нет. - Следовательно ты рогат. Тем не менее софисты способствовали развитию логики и философии, показали необходимость критического отношения к себе и другим людям, к явлениям общественной жизни. Софист Протагор (480-410 до н.э.) утверждал, что меняется и мир и человек, всё изменчиво и взаимосвязано, нет абсолютов, истина и ложь, добро и зло относительны. Ему приписывают выражение «Человек есть мера всех вещей». Протагор даже осмелился высказать сомнение в существовании богов, за что был изгнан из Афин. У софистов в молодости учился и Сократ.