«Философия – «сказка» для взрослых»: Абдусалам Гусейнов
ИА REX публикует статью академика РАН, директора Института философии РАН Абдусалама Гусейнова из первого номера журнала «Сократ» (ноябрь 2009 года). Темой этого номера стал кризис в широком смысле слова. Авторы предприняли попытку расширить поле возможных интерпретаций такого явления, как кризис, поместить его в более широкие культурные, теоретические и исторические горизонты.
На ней я узнал, что первые философы появились в VI веке до нашей эры в Древней Греции, в городе Милет. Их было трое: Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Они задумались над единой основой всех вещей и стали искать ответ на вопрос о том, из чего все в мире возникло. Фалес думал, что все произошло из воды. Анаксимен началом всего считал воздух. Эти утверждения мне тогда показались странными. В голове пронеслось: «А как же камни и скалы моего родного Дагестана — они тоже из воды или воздуха?». Не успел я об этом подумать, как лектор уже рассказывал об апейроне. Этим словом первооснову всего в мире обозначил Анаксимандр. Буквально «апейрон» переводится как «отсутствие предела», «бесконечное». Но это разъяснение не помогло мне понять, о чём идёт речь. Апейрон нельзя было ни с чем соотнести. Это понятие привело наш курс в сильное возбуждение. Среди гаммы чувств было также ощущение какой-то своей избранности — ведь мы узнали нечто такое, о чём большинство людей ничего не знает.
Возвращаясь мысленно к той первой лекции, могу сказать: это было замечательно, мудро, что нас сразу стали знакомить с конкретными философами и их учениями. Не стали досаждать предварительными пустыми разговорами о том, чем занимается философия и как она важна. Поистине: чтобы научиться плавать, надо войти в воду. И мы тогда вошли в неё. И тогда же, на своей первой лекции, мы начали ощущать ряд важных истин, к пониманию которых, конечно, пришли значительно позже.
Оказалось: философия — это совершенно особый мир, который не похож на тот, который мы видим и в котором живём. В него можно проникнуть только умом и воображением. «Проникнуть» — даже не точное слово, ибо этот мир не столько познаётся, открывается, сколько создаётся, творится умом и воображением самих философов. Ведь «апейрон» был только началом. За ним пошли логосы, эйдосы, энтелехии, материи, субстанции и т.д. Это, конечно, отличается от змеевгорынычей, кащеев бессмертных, кикимор, — но не более, чем взрослый от ребёнка. В каком-то смысле философия действительно — сказка для взрослых.
Далее, мы узнали, что первые философы на один и тот же вопрос давали разные ответы.
И все они считались равноценными. Так нам приоткрылась исключительно важная истина: философские вопросы — не обычные вопросы, которые задают, чтобы получить на них ответ, это вопросы, которыми постоянно задаются для того, чтобы постоянно о них думать. Более очевидной для нас данная истина стала позже, когда мы дошли до софистов, Сократа, Платона с их спорами и размышлениями о благе, добродетели, справедливости.
Наконец, ещё один урок, уходящий корнями в тот первый сентябрьский день 1956 года. Говоря о Фалесе, этом Адаме философии, лектор не мог не затронуть связанного с его биографией курьёза. Однажды, наблюдая за звёздами, Фалес упал в яму. Старая женщина посмеялась над ним, сказав, что он смотрит на небо, но не видит того, что под ногами. Так впервые прозвучал многократно повторяемый позже упрёк философии в её непрактичности, оторванности от жизни. Фалес ответил той старушке, а одновременно всем такого рода последующим критикам философии самым убедительным образом. Благодаря своим небесным увлечениям он рассчитал, что предстоящий урожай оливок будет очень обильным, и заранее по низкой цене скупил маслобойни. А затем, когда пришла пора урожая, который действительно оказался богатым, он стал сдавать в аренду маслобойни уже с большой выгодой для себя. Он тем самым доказал: философ занимается небесными делами не потому, что не может быть успешным и практичным в житейском смысле слова, а потому, что не хочет этого. У него другие приоритеты.
Философия — не просто особый род занятий. Это ещё и особое отношение к жизни, особый строй ценностей. Интеллектуальные наслаждения и духовные ценности она ставит выше чувственных удовольствий и материальных выгод. Философией не просто занимаются, ею в известным смысле живут. Может быть, поэтому у философов не бывает хобби. Меня много раз спрашивали, не жалею ли я о своём выборе. Никогда не понимал этого вопроса, как никогда не мог представить себя инженером, врачом, спортсменом. Занятия философией и жизнь в философской среде мне кажутся таким же естественным делом, как и внешность, которой меня наделила природа. Разница только в том, что обрести свою индивидуальность мне случилось. А оказаться связанным с философией мне посчастливилось.
Познай самого себя — так звучит одно из первых суждений, вокруг которого вращалась философская мысль с момента своего зарождения. Его приписывают многим, в том числе и Фалесу. Вряд ли в данном случае авторство имеет значение. Прав был отечественный философ Григорий Сковорода, говоря именно в связи с данным изречением, что «истина безначальна». Это значит: разум каждого человека может стать её началом.
Желаю читателям журнала стать чуть-чуть философами.
Источник: http://www.iarex.ru/articles/18529.html
Статья 17: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 29: Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
http://ru-philosophy.livejournal.com/1225372.html
Никто из них, не то, что по звездам, даже по кофейной гуще не пытался (может потому, что и так всем понятно было) угадать урожай, например, зерновых.
Вспомните, в каждом ВУЗе кафедра Политэкономии, Научного коммунизма с всегда укомплектованным штатом сотрудников.
Я почему то хорошо запомнил нашу молоденькую преподавательницу, которая, приподнимая очки, на очередную нашу билиберду всегда спрашивала: «Простите, но у Вас за этим что то стоит?», и если уверенно отвечали: «Стоит, конечно стоит!» - гарантировали себе четверку.
"...философы на один и тот же вопрос давали разные ответы. И все они считались равноценными..." каждое мнение имеет право на существование... на ГП мне приходилось сталкиваться с тем, что мою точку зрения отметали и втаптывали в грязь, не утруждаясь объяснениями...
1. Необходимо начать с указания на феномен сознания. пусть каждый его обнаружит у себя, как я.
2. Основные свойства Мира, реальности. Мир один, целостен, непротиворечив.
3. Формулировка критерия истины. Должен получиться строго научный критерий.
4. Понятие об идеальной разумной осознающей сущности.
5. Понятие об глобальном историческом процессе.
6. Метатеория мировоззрений.
7. Понятие о концептуальной власти.
8. Раскрытие потенциала мозга.
9. Понятие о манипуляторах, философах и религиях.
Есть прямая корреляция, между развитием государств и их отношении в философии.
Что было бы с точными науками без Декарта, например?