Почему Лукашенко часто говорит об участии Беларуси в спецоперации российской армии на Украине

На модерации Отложенный

Мы готовы ополчиться на правду — лишь бы не померкла наша звезда. Мы сердимся на реальность и держимся за иллюзию, как за сокровище, которое хотят у нас похитить. Тут-то и начинается пора сознательного самообмана и его непременного спутника — отвращения к реальности.
Джордж Мередит, "Эгоист"



А. Лукашенко 25 марта 2022 года в очередной раз заявил о том, что «у нас нет планов воевать в Украине» (https://t.me/pul_1/5097). После 24 февраля руководитель Беларуси по три-четыре раза в неделю возвращается к теме участия Беларуси в спецоперации российской армии на Украине. Это плохой признак.

Информационная кампания

Беларусь находится на краю очень опасной политической дестабилизации, стартом которой может стать любой слух о вводе белорусских подразделений на Украину. Напомним, что с первых дней российской спецоперации белорусские оппозиционные СМИ были буквально переполнены «совершенно правдивыми и проверенными» сообщениями о том, что белорусские танки и прочая техника уже вовсю действует на украинской территории. На этой лжи «погорели» многие информационные ресурсы, навсегда покинув зону доверия. Ложь была столь очевидна, что через несколько дней информационная истерика прекратилась сама собой, так как стало ясно, что белорусские оппозиционные СМИ сами себя дискредитируют и ничем не отличаются от лукашенковского агитпропа.

Однако следом началась новая информационная кампания: в белорусском медиа пространстве появились даты, когда белорусские войска пересекут границу с Украиной и примут участие в российской «агрессии». Но даты проходили, а белорусские танки, покатавшись по гомельским проселочным дорогам, вернулись в свои части, где их встречали с огромной помпой, словно прибыли фронтовики, взявшие по меньшей мере Берлин. Минск, как всегда, занят имитацией своего участия в боевых действиях, но уже для России.

Так где белорусское вторжение на Украину и нужно ли оно А. Лукашенко?

Где белорусская война против Украины?

Учитывая, что о вторжении белорусской армии на Украину в основном говорят политические противники А. Лукашенко, то возникает ощущение, что первый бенефициар такого вторжения – белорусская оппозиция/эмиграция. Заинтересованность понятна и традиционна. Белорусская оппозиция десятилетиями ждали некую внешнюю силу, которая должна была за них ликвидировать власть А. Лукашенко, но при этом совершенно бескорыстно.

Причем, если несменяемый белорусский руководитель постоянно пытался балансировать между Востоком и Западом, «прижимаясь» для баланса к слабейшему полюсу (Россия, конечно, экономически слабее Запада (Евросоюза), то и оппозиция балансировала между Западом и Москвой, то рассчитывая, что Вашингтон всё-таки задушит А. Лукашенко, то поднимая в медиа пространстве очередную информационную кампанию против России, требуя от Москвы «забрать своего ставленника». Причем, как правило, в этом случае никакого перехвата власти внутри страны даже не планировалось. Напомним, что в августе 2020 г. влияние белорусской оппозиции стало обнаруживаться на маршах в белорусской столице только через несколько дней после 9 августа и очень быстро было заведено в тупик флажками, цветочками, шариками и «сердечками».

Так и сейчас, белорусская оппозиция пытается пристроиться к Украине, рассчитывая, что если Киев победит Москву (!), то заодно украинцы сделают доброе дело для белорусской оппозиции и свергут А. Лукашенко. Но это брутальная формула, так как на самом деле все гораздо сложнее и не однозначнее. Мы еще вернемся этой политической «цепочке» …

Зачем Украине Беларусь?

Украинский привкус противостояния белорусской оппозиции и гражданского общества с политическим режимом четко обнаружился только в 2021 году. До этого Киев только периодически всплывал в контексте антилукашенковской пропаганды, что было понятно: Минск и Киев были очень заинтересованы в торговле друг с другом и старались уклоняться от конфликта.

Украина с одной стороны, получала огромные объемы белорусских нефтепродуктов, выработанных на Мозырьском НПЗ из дешевой российской нефти, а с другой стороны Беларусь обеспечивала через свою территорию доставку украинских продовольственных товаров, прежде всего мяса, да и другого на российский рынок.

Когда белорусские спецслужбы обнаружили украинский «след» в минском Сопротивлении и влияние украинских информационных ресурсов в белорусском медиа пространстве стало быстро нарастать, то белорусские власти, опираясь на статистику товарооборота с Украиной, демонстративно обиделись. Триггером стало присоединение Киева к санкциям против Минска. В Беларуси началась антиукраинская информационная компания, в которой принимал участие А. Лукашенко, который постоянно вспоминал услуги, которые Минск оказывал Киеву, организовывая контрабандный транзит в Россию.

Но на самом деле антиукраинская кампания в Беларуси, в которой приняли активное участие самые видные представители белорусского «экспертного сообщества», была направлено на Россию с целью доказательства «преданности» Минска союзному долгу. В этом смысле объективно Киев даже подыгрывал Минску.

Реплика

Примерно в таком же формате сейчас в Минске каждую неделю ловят неких «террористов» и «подрывников». Эти успехи в борьбе против «террористического подполья» преподносятся Москве в качестве доказательства борьбы Минска против агентуры Киева и НАТО в тылу российской спецоперации на Украине. Это все понятно, но в данном случае стоит предупредить белорусские спецслужбы. Не стоит перебарщивать. То, что КГБ РБ ловит реальных активистов – молодых людей, преисполненных желанием отомстить режиму А. Лукашенко, то в этом нет сомнений. Этих детей жалко, но они не готовы к реальной подпольной борьбе и то, что к ним «цепляют» целый террористический «шлейф», то это выглядит как современная интерпретация опыта НКВД и ГЕСТАПО, что конечно карикатурно и непрофессионально.

Главная мишень – Москва.

В 2021 году Киев действовал на белорусском политическом поле и в белорусском медиа пространстве вполне логично: одно дело торговля, а другое дело – организовать на территории Беларуси «второй фронт» против России. Поэтому на начальном этапе украинские информационные каналы вроде как концентрировали свою критику как на А. Лукашенко, так и на В. Путине, но уже с лета 2021 года на первый план вышла главная задача: громить Россию и её президента, сделать белорусское общество жестко антироссийским. С этого момента А. Лукашенко почти полностью исчез из приоритетов украинских информационных ресурсов. При этом мы должны подсказать тем, кто анализирует белорусское медиа пространство, что огромная часть белорусских блогов и каналов сейчас получают финансирование из Киева и фактически стали частью украинской информационной сети в Беларуси. Безусловно, это украинское информационное вторжение сыграло свою немалую роль в неприятии основной частью белорусского общества российской спецоперации на Украине и, как следствие, возможного подключения к спецоперации белорусских воинских частей.

Нужна ли А. Лукашенко Украина?

Учитывая тот факт, что официальный Минск уже получил солидный объем финансово-ресурсной поддержки от Москвы и был обнадежен освобождением от оплаты взятых кредитов на несколько лет вперед, то по идее А. Лукашенко может сейчас тихо отсиживаться в «кустиках», рассчитывая не углубляться в российско-украинский конфликт. Но тут есть свои нюансы.

Первый нюанс мы уже неоднократно рассматривали: вероятность геополитического поворота. Еще раз повторим, что в современных условиях вероятность такого «финта ушами» небольшая, но существует: В МИДе РБ сидит В. Макей, начался процесс освобождения политических заключенных, западные соцсети на территории Беларуси остаются доступными и, что самое главное, А.

Лукашенко продолжает публично открещиваться от российской спецоперации. То есть А. Лукашенко сидит в засаде и надеется, как мы уже десятки раз отмечали, что ненависть Запада к В. Путину оставит ему шанс.

Однако не стоит забывать, что санкции, введенные против Беларуси Западом, говорят о том, что Вашингтон и Брюссель считают, что А. Лукашенко перешел последние «красные линии» и игра с ним закончилась. Напомним, что до мая 2021 года, когда над Беларусью был перехвачен европейский пассажирский авиалайнер, Запад был настроен по-прежнему использовать Минск в качестве инструмента давления на Москву, тем более что больше четверти века Москва этот «инструмент» против себя сама и оплачивала.

Но, тогда как быть с белорусским вторжением на Украину? Оно возможно только в том случае, если считать, что А. Лукашенко окончательно «примкнул» к России. Но тут не все сходится. В рамках политики балансирования принято присоединяться к слабейшему полюсу, о чем мы уже писали выше. Но в рамках теории примыкания, принято «примыкать к сильнейшему, т.е. к НАТО и Евросоюза. Тогда «сидение в «кустиках» А. Лукашенко многое объясняет, т.е. он инстинктивно ищет варианты выживания уже после России.

Есть и другие аспекты. В частности, никуда не уйти от понимания того, что белорусская армия не готова к боевым действиям, и на Украине российским войскам придется выделять спепциальные подразделения для «прикрытия» белорусского «союзника», что, естественно, выльется в дополнительные жертвы среди русских солдат. Кроме того, в среде белорусского генералитета нет желающий воевать на своей Родине (большая часть белорусских генералов являются выходцами из Украины).

Есть еще один аспект, и он связан с личностью А. Лукашенко, который очень любит шикарный мундир и огромную фуражку. Лавры полководца – мечта белорусского руководителя и его не очень волнует то, что его амбиции могут быть оплачены жизнями сотен белорусских солдат-срочников. Но зато потом А. Лукашенко может объявить, что именно он является окончательным победителем и сейчас мир не сможет игнорировать Минск. Опыт есть. Ведь согласно современной трактовке истории Великой отечественной войны получается, что Берлин брали белорусы и только…

Реплика

На самом деле единственным министром обороны РБ, обладающим реальным полководческим дарованием, был генерал-полковник Леонид Семенович Мальцев, который дважды занимал столь высокий пост. Свой талант он раскрыл в организации отпора реальным бандформированиям, которые появились в горах во время проведения учений вооруженных сил России, Киргизии, Казахстана и Узбекистана (ноябрь 1999 г.). Объединенный штаб под руководством Л. Мальцева занимался организацией уничтожения банд и установлением контроля над горными перевалами. В итоге, генерал Мальцев произвел очень сильное впечатление на военное руководство стран СНГ, за что его сразу невзлюбил А. Лукашенко (позавидовал славе генерала).

Кому это выгодно?

Нет никаких сомнений, что вторжение на Украину нужно в первую очередь политическим противникам несменяемого белорусского руководителя. Тут необходимо объяснить: белорусская оппозиция в настоящее время полностью находится на стороне Украины и ведет массированную антироссийскую пропагандистскую кампанию. Отсюда и призывы бить в Беларуси автомашины с российскими номерами (между прочим, чаще всего владельцы этих машин – граждане Беларуси, работающие в России) или вообще пускать под откос железнодорожные составы с российской техникой и прочее, что должно символизировать открытие в Беларуси «второго фронта» против России.

На самом деле мы должны помнить, что белорусская оппозиция в свое время не смогла создать полноценное Сопротивление даже против А. Лукашенко, располагающего всего несколькими сотнями подготовленных бойцов спецподразделений КГБ и МВД, но сейчас натравливает активистов против целой армии, прикрываемой в Беларуси военной контрразведкой. Но в пропагандистском плане все эти громкие заявления и объявляемые планы, естественно, смотрятся очень креативно, но не более...

Реплика

В качестве примера такой «борьбы» за медиа пространства можно привести «героические» дела так называемого белорусского батальона имени К. Калиновского, чья деятельность освещается на оппозиционных ресурсах в формате каких-то былин и эпосов. Эти 40-50 человек (батальон?) очень эффектно смотрятся в чистенькой амуниции и уже, как оказалось, разгромили группировку российских войск под Киевом в пару десятков тысяч солдат регулярной армии («Белорусы разбили оккупанта в Киевской области», https://t.me/bnkbel/80806). Просто страшно подумать, что сможет этот загадочный «батальон» сотворить в Беларуси, если, конечно, перейдет границу. Уверены, что в этом случае Минск падет мгновенно, а А. Лукашенко сдастся в плен С. Тихановской.

Стратегия

Вернемся к стратегии белорусской оппозиции в рамках конфликта на Украине. Примкнув к западному антироссийскому фронту (напомним, что у белорусской оппозиции не было иного выхода, она всегда «боролась» прежде всего с Москвой, и только по остаточному принципу с А. Лукашенко), официальные оппоненты режима сейчас могут рассчитывать на победу не просто Киева, но именно Запада. Иными словами, они загнаны в четко очерченный геополитический фарватер, что делает их заложниками режима А. Лукашенко. Но не все так просто. Политическая конъюнктура изменчива, что и произошло в конце февраля 2022 г.

Сейчас, благодаря началу российской спецоперации на Украине впервые с 2020 года антироссийский и проукраинский курс белорусской оппозиции поддерживается широкими народными массами в Беларуси, а также большей частью белорусской номенклатуры и армии. Играя на традиционном страхе белорусского народа перед войной, лозунг «Нет войне» оказался столь действенным, что им пытается воспользоваться и А. Лукашенко. Сейчас белорусский руководитель оказался самым «миролюбивым» главой государства в Восточной Европе, но в итоге в Беларуси буквально на наших глазах формируется единый (!) антироссийский фронт, что исключительно выгодно А. Лукашенко – его противникам не до него. Дело в том, формат антивоенного движения подразумевает немедленное прекращение огня и вывод с Украины российских войск, что означает поражение России. Понятно, что А. Лукашенко страхуется на случай поражения России…

Но ведь если Россия проиграет конфликт и будет отдана на расправу украинским зондеркомандам (на Донбассе очень хорошо знают украинских карателей) и западным корпорациям, то следом почти мгновенно будет решена судьба Беларуси (об А. Лукашенко в этом случае можно даже не вспоминать), так как все годы существования Беларуси, даже с 1991 до 1994 год, именно Россия оплачивала и прикрывала белорусский суверенитет. Кто-то рассчитывает на то, что националисты из Киева будут поддерживать независимую Беларусь? Это, конечно, не просто иллюзии, а политическая слепота…

Нет никаких сомнений, что в случае «отхода» России под градом западных и украинских ультиматумов, никакой независимой Беларуси не останется. Под шумок раздела и разграбления России, Беларусь будет поделена между Украиной и Польшей, а также примкнувшей к ним Литвой. Народ побежит, что и было неоднократно в его истории…

Но если Россия победит? В этом случае украинская проблема будет ликвидирована, конфликт исчезнет, и Россия обезопасит себя с юго-востока и юга. Как поступить в этом случае белорусской оппозиции? Мечтать о том, чтобы Пентагон уничтожил Россию? Каждый год праздновать День Воли в польской столице и целовать следы покрышек лимузина президента США на варшавской мостовой? Превращаться в политизированную секту?

Мир после российско-украинской войны кардинально изменится, Беларусь тоже будет меняться, но кто-то рискует навсегда остаться за «бортом», на тротуаре европейских столиц…

А. Суздальцев