FP: Россия и Китай бросают вызов США теперь и на Луне

На модерации Отложенный


В середине июня 2021 года Россия и Китай представили дорожную карту проекта совместной базы на Луне, получившей название Международной лунной исследовательской станции (ILRS). Это является последним примером растущего многостороннего российско-китайского сотрудничества и прямым соперничеством с США, так как будет конкурировать с планами NASA, пишет американское издание Foreign Policy.

 

Задумка Москвы и Пекина ошеломляет своей амбициозностью. Она рассчитана на несколько десятилетий и бросает вызов программе «Артемида» (Artemis) Вашингтона, нацеленной на создание глобальной коалиции. Запланировано 14 миссий, которые должны завершиться созданием обитаемой базы. Помимо научно-исследовательской работы, там будут заниматься разработкой новых технологий, экспериментировать с добычей ресурсов и готовить фундамент для последующих космических миссий


– уточняется в публикации.

Пока ни одна страна не приняла приглашение РФ и КНР стать участником в ILRS. Например, европейцы озабочены двумя вопросами. Есть ли реальная возможность реализовать проект и не является ли он очередным демаршем пропагандистской машины? Детальный взгляд показывает, что проект сталкивается с многочисленными серьезными препятствиями, судя по неоднозначной истории российско-китайского космического сотрудничества, устрашающим техническим барьерам и хрупкому политическому балансу, который должен сохраняться для успеха.

Предлагаемая лунная база станет самым значительным совместным проектом Москвы и Пекина в космосе. В 1957 году СССР и Китай подписали Новое оборонно-техническое соглашение, в соответствии с которым Москва предоставила Пекину ядерный и ракетный потенциал. Но к 1960 году советские советники покинули китайскую территорию – Москва прекратила сотрудничество из-за серьезных разногласий между двумя крупнейшими коммунистическими державами на планете.

В последующие десятилетия СССР сосредоточил свое внимание на конкуренции с США, в то время как Китай продвигал свою собственную космическую программу. В 1990-х годах сотрудничество Москвы и Пекина возобновилось.

КНР купила у РФ космические технологии, в том числе для пилотируемых кораблей «Союз», чем ускорила развитие свой программы.

В 2007 году Китай и Россия подписали соглашение о совместном исследовании Марса, но в 2011 году произошла нештатная ситуация, которая привела к досадной неудаче. Стартовав с Байконура, обе ступени ракета-носителя «Зенит-2SБ» отработали штатно, но маршевые двигатели российской автоматической межпланетной станции «Фобос Грунт» не включились и АМС не перешла на траекторию полета к Марсу. «Фобос Грунт» должен был доставить на Землю образцы грунта со спутника Марса, а заодно отвезти к «красной планете» китайский микроспутник.

Создание и поддержание лунной базы потребует огромных финансовых затрат и новых технических решений как со стороны КНР, так и РФ. Потребуются прорывы в робототехнике, ракетостроении и жилищном строительстве. При этом у проекта нет государственного бюджета, но он наверняка потребует десятков миллиардов долларов. Для сравнения, по оценкам НАСА, к 2025 году программа Artemis будет стоить $86 млрд.

При этом российская космическая отрасль испытывает серьезную нехватку средств. Космическая программа Китая лучше обеспечена ресурсами, уступая лишь США. Но Пекин может не захотеть оплачивать совместный с россиянами проект, а сосредоточится на имеющихся собственных разработках. Но создание совместной обитаемой лунной базы – это престиж и реализация амбиций двух стран, которые до этого лишь высаживали на Луну планетоходы. Поэтому важнейшим фактором является политическая воля обеих стран. Но она может быть подорвана несколькими способами: внутренними проблемами, другими приоритетами и дальнейшими отношениями между Москвой и Пекином, а также продолжат ли они соперничество с Вашингтоном.

Китай и Россия продвигают свой совместный лунный проект, заявляя, что он «принесет пользу всему человечеству». План сталкивается с существенными, но преодолимыми проблемами. Другим странам придется выбирать между ILRS и Artemis, исследуя жизнеспособность и практическую ценность того или другого проекта, подытожило СМИ.