Сложная судьба лазуритовых колонн Исаакиевского собора

На модерации Отложенный

 

Сложная судьба лазуритовых колонн Исаакиевского собора

Замечательное украшение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге – алтарные колонны, сверху донизу облицованные дорогими сортами поделочных камней, малахитом и лазуритом.

Про умопомрачительную стоимость малахитовых колонн я недавно писала (ссылка в конце статьи), а еще более ценный и редкий в 19-м веке лазурит достоин отдельной истории.

Малахитовых девятиметровых колонн десять, а лазуритовых – всего две, по сторонам «царских врат», и лазуритовые почти вдвое ниже. Перечень материалов, использовавшихся для декора храма, утверждался лично императором Николаем I, а он, вообще говоря, здорово разбирался в минералах и камнях.

 

Общий вид алтаря Исаакиевского собора. Пятиметровые лазуритовые колонны кажутся крошками рядом с девятиметровыми малахитовыми.

 

Общий вид алтаря Исаакиевского собора. Пятиметровые лазуритовые колонны кажутся крошками рядом с девятиметровыми малахитовыми.

Первоначально архитектор Монферран предлагал сделать пятиметровые колонны у царских врат из целых глыб красного шокшинского порфира или яшмы российского происхождения, но Николай I выбрал дорогой привозной афганский лазурит.

Бадахшанское месторождение лазурита в Афганистане находится на высоте четырех тысяч метров, оно разрабатывается уже более шести тысяч лет, открыто и сейчас. Даже в наше время дорога к месторождению толком работает только в летний сезон, а в 19-м веке доставка добытого камня вниз была еще более сложным и дорогостоящим делом.

 Темно-синий бадахшанский лазурит считается самым красивым и ценным сортом в мире (в Бадахшане добывают три сорта лазурита, различающиеся по цвету и включениям)

Темно-синий бадахшанский лазурит считается самым красивым и ценным сортом в мире (в Бадахшане добывают три сорта лазурита, различающиеся по цвету и включениям)

В России есть и свои месторождения лазурита. Как раз в середине 19-го века, когда пришла пора отделки строящегося с 1818 года храма, открыли лазурит в Забайкайлье. Царь сравнивал цены и образцы, и все же остановился на бадахшанском лазурите – он самого высокого качества, темно-синий, с небольшим содержанием включений, а наш байкальский, хоть и тоже хорошего сорта, светлее.

 

Наш, байкальский лазурит, тоже очень хорош, но все же немного светлее - а это для лазурита считается минусом. На фото Лионский зал в Царскосельском дворце в Санкт-Петербурге, где в интерьере использован байкальский лазурит

 

Наш, байкальский лазурит, тоже очень хорош, но все же немного светлее - а это для лазурита считается минусом. На фото Лионский зал в Царскосельском дворце в Санкт-Петербурге, где в интерьере использован байкальский лазурит

В пору строительства храма логистика доставки товаров из Центральной Азии была не вполне удобной – нельзя было просто отправить заказ на нужное количество камня и ждать посылку. Азиатские грузы привозили в Россию речным путем и торговали ими на Нижегородской ярмарке, грандиознейшем рынке самых разнообразных восточных товаров.

Несколько лет подряд на Нижегородскую ярмарку командировались специалисты по закупкам лазурита для строящегося Исаакия. Они отбирали из привезенных афганцами кусков камня самые качественные и подходящие к одобренным царем образцам.

Суммарно было закуплено 78 пудов лазурита (1250 кг), а обошлись две колонны вместе с подгонкой и закреплением облицовки в 74 тысячи серебряных рублей (эквивалент 89 кг чистого золота или 400 млн рублей на сегодняшние деньги).

 

Сложная судьба лазуритовых колонн Исаакиевского собора

 

То есть в расчете на пуд, лазурит обошелся казне впятеро дороже малахита, которого на десять больших колонн закупили полторы тысячи пудов. Пуд малахита стоил 175 рублей серебром, а пуд лазурита – 950 серебряных рублей.

Техника облицовки лазуритовых колонн была той же, что и для малахитовых – на бронзовые плитки наклеивались подобранные по цвету кусочки камня (так называемая техника «русской мозаики»), далее этими плитками обкладывались цилиндрические чугунные основы колонн.

Но лазуритом занималась отдельная мастерская при Петергофской гранильной фабрики. Кстати, директор фабрики, Николай Ефремович Бухгольц, родом из курляндских дворян, за участие в работах над Исаакием получил наследуемый баронский титул.

 

Сложная судьба лазуритовых колонн Исаакиевского собора

 

И клей, который использовали для крепления лазуритовых пластинок на бронзу, отличался от того, которым крепили малахит. Вернее, в случае лазурита, это была мастика, имеющая в составе гипс, смолу шеллак и краситель в основе из канифоли.

Со временем оказалось, что мастика под лазуритом очень капризна к перепадам температуры и влажности, да и в целом, как выяснилось, срок службы такого клея не более ста лет. Даже такие, казалось бы, мелкие воздействия, как сквозняки от открывающихся царских врат и тепло от свечей вносили свое негативное влияние на сохранность дорогостоящих лазуритовых колонн.

 

Сложная судьба лазуритовых колонн Исаакиевского собора

 

Особенно обострилась ситуация после революции – резко ухудшились отопление и вентиляция собора, и с такой тщательностью подобранные лазуритовые пластинки просто посыпались во многих местах. Катастрофой стали годы Великой Отечественной войны, когда храм то совсем промерзал, то набирал критическую влажность, то подвергался вибрации от разрывающихся неподалеку снарядов.

В 1950-х лазуритовые колонны начали реставрировать. На полную переборку и замену негодной мастики не было средств, но восполнение многих утраченных кусков лазурита и очистка потемневшей поверхности камня была сделана вполне удовлетворительно.

 

Современная реставрация Исаакиевского собора приобрела глобальные масштабы - обновление требуется не только алтарным колоннам храма

 

Современная реставрация Исаакиевского собора приобрела глобальные масштабы - обновление требуется не только алтарным колоннам храма

И все же это было полумерой, несколько лет назад решено было провести полную реконструкцию лазуритовых колонн. Сейчас лазурит перестал быть таким дорогим камней, каким считался раньше – открыли несколько крупных месторождений на Памире, в Таджикистане и Чилийских Андах. Так что подходящий материал для ремонта нашли без особенного труда.

Проблема скорее в сложности основной цели – придать колоннам максимально близкий к первоначальному вид, для этого требуется чистка и новая шлифовка помутневшего камня, восстановление исторической мастики. И все это – в центре туристической активности города, ведь закрыть на ремонт храм целиком было бы нехорошо.