Что вам, бабам, мешает делать научную карьеру после института/строить карьеру?

На модерации Отложенный

я вспоминаю советский мультфильм про Золушку. Там мачеха на просьбу Золушки поехать на бал говорит: окей, без проблем, только «потрудись еще немножко: перемой-ка всю посуду и натри полы повсюду, дров на месяц наколи, на год кофе намели, посади среди цветов сорок розовых кустов и, пока ни подрастут, подметай дорожки тут». А потом смело можешь на бал!

«Потрудись еще немножко»

Так и в ситуации, когда женщину, якобы, ничего не сковывает на пути великих свершений. Ничего, кроме… родителей, которые говорят, что в космос будет летать твой будущий муж, а ты учись варить борщ, чтобы накормить его, когда прилетит обратно. Кто его накормит, если не ты? Не будь эгоисткой, жить для других – в этом счастье женщины!

Ничего, кроме педагогов, которые твердят, что девочки тупее мальчиков, хотя и старательнее. Пусть идут работать менеджерками в банк, там старательность приветствуется, а мальчики – это бесшабашные гении, которым суждено поразить мир своими оригинальными идеями в области литературы или физики.

«Потрудись еще немножко»

Ничего, кроме того самого мужа, который требует борща, потому что весь день залипал в офисе, ой, в смысле, летал в космосе, а потому устал, и вообще, он не умеет, а ты жена, тебя этому учили.

И в женщинах эта программа уже должна быть на уровне генов заложена – пришла с работы, купила еды по дороге домой, приборочку мигом сделала, борщ сварила, стол накрыла, позвала ужинать мужа и детей.

Детей, которых умоляет родить этот самый муж, и твои родители, и его родители, и общество, скандирующее из каждого утюга, что настоящая женщина должна быть мамой, это женское счастье, без детей жизнь женщины неполноценна! И которых внезапно сваливают на тебя, потому что а на кого еще, муж работает, родители мужа болеют, твои родители за три тысячи километров живут, а тебя как раз с работы уволили в связи с беременностью, да и вообще – сидеть с детьми это женское дело, ты их родила, ты с ними и сиди, не муж же их рожал.

Воспитание и содержание детей растягивается на восемнадцать лет, и при том растить ты их можешь в полном одиночестве, ведь ты потолстела и погрубела, а мужу нужно вдохновение. Он же в космосе летает, это не твои низменные заботы: вонючие подгузники, детские болезни, проблемы в школе, одеть-обуть-накормить-подтереть. И вообще, чего ты жалуешься, это же твое женское счастье.

Перемой-ка всю посуду и натри полы повсюду, дров на месяц наколи, на год кофе намели, посади среди цветов сорок розовых кустов и, пока ни подрастут, подметай дорожки тут…

На этом месте сексисты должны сказать: «Ну, если бы она по-настоящему хотела в космос, она бы все трудности преодолела и на всех вокруг, требующих от нее быть не только и не столько человеком, сколько женщиной, забила бы.

И вообще, жить надо своим умом, идти к своей мечте и никого не слушать, бороться, а если не хочешь бороться – заткнись и жуй, что дали».

Не буду говорить, насколько это бестактно, сексисты ведь не за такт и эмпатию, они за сермяжную правду жизни горой стоят. Правда в том, что тому, кто не сталкивался с подобным прессингом любимых, близких людей и общества (от патриарха, который говорит, что аборт это убийство, до голливудского фильма, где показано, что женщина глубоко несчастна без мужчины и детей), очень легко с высоты своего чувства собственной важности говорить о том, что и кому надо делать.

Правда в том, что мужчины не подвергаются прессингу именно такого рода и в таком объеме — например, пресловутая «женская» дилемма «карьера или семья», очень редко упоминается в отношении к мужчинам, хотя вроде как должна. В фильмах часто показывают, что мужчина ради великого дела жизни уходит из семьи, и это подается как принцип и героизм. Ах, как он страдает, какая великая жертва! Представьте, как выглядела бы женщина в таком фильме: подлая предательница, которая родного мужа и ребенка принесла в жертву собственным амбициям.

Мужчинам не говорят, что они должны жить ради других – не в смысле самореализации ради других, не в смысле подъема по карьерной лестнице ради денег для семьи, а буквально обслуживать бытовые нужды других, стирать одежду, в которой муж пойдет самореализоваться, готовить еду, чтобы муж не отвлекался от самореализации, растить детей в декрете, чтобы муж продолжал самореализовываться, даже если эта «самореализация» заключается в бесконечном кофе и соцсетях на работе.

Тому, кто не сталкивался с подобным прессингом любимых, близких людей и общества, очень легко с высоты своего чувства собственной важности говорить о том, что и кому надо делать.

Как следствие, сексисты очень плохо представляют себе жизнь в качестве обслуги. Не просто формальной работы, а когда всю жизнь тебе промывали мозги, что ты можешь быть только обслуживающим персоналом, в этом и есть твое предназначение и главное счастье, о большем мечтать и вредно, и бессмысленно. Поэтому заявления о том, что никто и ничто не мешает женщинам быть не обслуживающим персоналом, а самодостаточной свободной личностью, ориентированной на самореализацию, выглядит даже не как издевка, а как непонимание жизни и искренняя вера в то, что если ты сам спишь в белом замке на шелковых подушках, то, значит, все так живут или ничто не мешает другим жить точно так же.