Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Народы России: Ижора

1573 51 23

Ижорцы

Ижо́ра (ижо́ры, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) — финно-угорский народ, один из коренных малочисленных народов России (в 2002 году численность ижор в России составляла 327 человек, в 2010 году — 266 человек). В древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях, исповедовали православие. К настоящему времени почти полностью ассимилированы, количество говорящих на родном языке — несколько сотен человек.

Ижорцы — коренное население части нынешней Ленинградской области. В середине прошлого столетия по политическим мотивам народ, численность которого составляла порядка 17 000 человек, был расселен по всей стране, рассеявшись и ассимилировавшись. Однако это не помешало сохранить в памяти тысячи фольклорных песен и плачей, уникальный эпос и аутентичные обряды, сформировавшиеся в дохристианские времена.

Название

Существует несколько версий происхождения названия народности. Наиболее распространен топонимический вариант образования от имени реки Ижора, вдоль берегов которой расселилась одна из отделившихся ветвей древнего прибалтийско-финского племени корела.

Исследователи расходятся во мнениях, относительно происхождения топонима. Существует две основных версии:

<ol>
  • Слово «ижора» имеет финские корни, обозначает «неприветливый, грубый».
  • Название произошло от карельского выражения «инкери маа», имеющего значение «прекрасная земля».
  • </ol>

    Где живут, численность

    После выделения в самостоятельный этнос на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры народ выдвинулся из бассейна реки Ижора. Освоение территорий происходило в западном направлении, затрагивая южное побережье Финского залива. Ижорская земля входила в состав Ингерманландии. Располагалась в восточной ее части, занимая территории юго-западного Приладожья и берега Невы.

    Первые достоверные данные о численности ижорцев дала перепись 1848 г., зафиксировавшая 17 800 человек, проживавших в 222 поселениях Санкт-Петербургской губернии. В годы Великой Отечественной войны большая часть народа отправлена на принудительные работы в Финляндию. В 1944 г., после подписания с финнами мира, ижорцы вернулись в СССР, однако были выселены из мест исторического обитания в другие регионы России. Это привело к рассеиванию и полной ассимиляции подавляющего большинства представителей народности.
    Согласно переписи 2002 г., в России проживали 327 ижорцев, в 2010 г. число сократилось до 266 человек. Большая часть живет в Ленинградской области на территориях Кингисеппского и Ломоносовского районов — 177 человек. В селе Вистино проживают 43 ижорца, здесь же находится Ижорский этнографический музей. Существуют крупные диаспоры за рубежом:

    <ol>
  • Эстония — 62 человека (по переписи 2000 г.).
  • Украина — 822 человека (по переписи 2001 г.), из них 788 ижорцев приходилось на Крым.
  • </ol>

    Язык

    Ижорский язык, имеющий 4 диалекта, относится к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Ряд лингвистов полагает, что язык произошел от языка-основы древних карел, со временем вобрав в себя черты соседских диалектов, в том числе водского. Национальная письменность появилась лишь в тридцатых годах прошлого столетия, однако к 1937 г. преподавание на национальном языке прекратилось.
    Данные переписи 2002 г. показали, что на территории России ижорским языком владеет 362 человека: на 35 человек больше, чем зафиксированное число представителей народности. Двойственная ситуация связана с процессом ассимиляции и укоренившимся с советских лет страхом репрессий. Фактически знавшие родной язык и принадлежавшие к ижорскому народу люди, записывались русскими или карелами.

    История

    Первые достоверные упоминания об ижорцах относятся к XII столетию: папа Александр III писал в булле о племени язычников ингров, считавшихся опасным и сильным народом. В этот же период начинается их активное взаимодействие с новгородцами, на стороне которых народ выступал в военных походах. Летопись 1228 г. повествует об участии ижорцев в битве со вторгшимся в Ладогу племенем емь.

    Закрепились отношения в 1240 г., когда ижорский староста Пелгусий сообщил о появлении шведской флотилии князю Александру Невскому. Это послужило стартом к началу знаменитой Невской битвы. Разграничению культуры карел и ижорцев поспособствовал Ореховецкий мирный договор 1323 г., согласно которому новгородские земли отделялись от шведских.
    Начинается повсеместное насаждение православия. Народ крестили, но языческие верования сохранялись до XVI-XVII вв., после тесно сплетясь с православными канонами. Происходят активные заимствования из культуры и быта русских. Это привело к тому, что после захвата спорных территорий в 1611 г. Швецией большая часть ижорцев покинула насиженные земли, переселившись в Российское государство. В 1710 г. Петр I включил территории, получившие название Ингерманландии, в состав Санкт-Петербургской губернии.

    Внешность

    Ижорцы относятся к европеоидной расе с небольшой монголоидной примесью. Ученые определяют антропологический тип, как беломоро-балтийский.

    Отмечают следующие характерные особенности внешности:

    • средний рост порядка 164-168 см, что выше, чем у русских и соседних народов;
    • по большей части светлые оттенки глаз и волос, хотя встречается темная пигментация;
    • значительный рост растительности на лице;
    • лицо некрупное, но высокое и узкое;
    • выступающие скулы;
    • зауженные глаза, встречается складка верхнего века, эпикантус;
    • выступающий нос, низкое переносье, курносость;
    • выступающий подбородок;
    • широкий рот.

    Одежда

    Мужская одежда отличалась простотой: широкие штаны и длинная рубаха из домотканой светлой материи, льняной кафтан. В праздничные дни подпоясывались, надевали кожаные сапоги, суконное пальто коричневого, синего или белого цвета — гордость каждого мужчины. Внимание вызывает свадебный наряд жениха, состоящий из ряда обязательных элементов:

    • вышитая матерью рубаха из льна, богато декорированная по рукавам, груди и вороту блестками, по подолу — орнаментом с изображением коней, петухов;
    • рубаху подвязывали сшитым сестрой поясом: следили, чтобы богато украшенные концы были видны, поскольку этот элемент одежды отпугивал злых духов;
    • завершали наряд синие чулки, кожаные штаны, сапоги.

    Женский повседневный костюм отличался необычным кроем, большим количеством деталей и составных частей, богатым декором, имевшим сакральное значение. Длинную холщовую рубаху закрепляли у горла овальной пряжкой из серебра, украшенной жемчугом или камнями — фибулой. Поверх надевали состоящий из двух частей сарафан: на одно плечо накидывали шерстяное полотнище на лямке, закрывавшее левый бок. Более широкое полотнище синего или черного цвета крестообразно закрепляли на другом плече: оно закрывало правую часть туловища.

    Дополняли наряд передником, расшитым продольными полосами из бисера и раковин каури, сложным узором с использованием жемчуга. Обязательный аксессуар — спинной пояс, крепившийся ремешками на поясе. На него подвешивали «змеиные головы», как называли каури. Украшали пояс вышивкой золотыми, серебряными нитями. Задача украшения — защита от злых духов.
    Девушки заплетали волосы в косы, в период между сватовством и венчанием носили их распущенными. После свадьбы женщины брились наголо: позволялось вновь отрастить волосы лишь после рождения первенца. После свадьбы женщин обязывали носить особый головной убор саппано: невысокую шапку, сшитую из разноцветных полос материи и богато украшенную. По спине, под украшениями, спускался кусок материи, доходивший до пят. Снимать саппано позволялось лишь в «бабий праздник» и в бане. Спать полагалось в головном уборе: недовольство этой традицией отразилось в фольклоре.

    Жизнь

    Мужчина считался главой семьи, но роль женщины была высока. Она решала хозяйственные, бытовые вопросы, почиталась мужем и детьми. Выбирал невесту жених, после чего присылал в дом выбранной девушки сватов. Согласно традиции, приходили они трижды, чтобы:

    <ol>
  • Заявить о намерении жениться.
  • Получить согласие на брак.
  • Вместе с женихом для обручения.
  • </ol>

     

    Перед свадьбой замужние женщины вместе с невестой собирались для проведения обряда куббээлид — выпекания свадебных хлебов. Во время замешивания теста опытные подруги неприлично шутили. Получившуюся заготовку украшали кругами, расположенными один в одном: узор символизировал плодородие и деторождение. Жених с друзьями в канун свадьбы ходил в баню: там сопровождающие, в свою очередь, подшучивали над будущим мужем, пели шутливые обрядовые песни.

    Свадьба состояла из двух этапов: венчания и увоза невесты. В первый день жених и невеста встречались в церкви, где происходило таинство венчания. После молодожены разъезжались по домам, где со своими семьями устраивали праздники. На следующий день за невестой приезжал свадебный поезд, увозивший ее из отчего дома в дом мужа. На пороге молодых встречала свекровь с хлебом и пивом, благословлявшая пару на счастливую жизнь. Существовала традиция: во время свадебного пира невеста за общий стол не садилась: стояла поодаль, приветствуя гостей.

    Культура

    Ижорцы знамениты богатым песенным фольклором: исследователям удалось сохранить несколько тысяч песен-рун и плачей. На весь мир приобрела известность ижорская певица-сказительница, известная под псевдонимом Прасковья Никитина.
    В конце XIX столетия за деньги она пела народные и собственные песни исследователям. После приобрела известность, давала концерты в Хельсинки и других финских городах. Необычную исполнительницу рисовали известные художники, слушал композитор Ян Сибелиус. В 1893г. опубликован сборник песен Прасковьи Никитиной, настоящее имя женщины — Ларин Параске.

     

    Религия

    Древние ижорцы были язычниками, верили в духов-хозяев и духов-покровителей, населяющих весь окружающий мир. Особо чтили солнце: вплоть до XX столетия сохранялся обычай креститься на солнце с утра, в полдень, после дождя. Солярные символы встречались в орнаменте одежды, декоре домов.
    Легенда о сотворении мира гласит, что ласточка долго летала над бескрайней водной гладью, пока не увидела кочку. Сев, птица снесла яйцо, после разбившееся: из желтка появилось солнце, из белка месяц, из скорлупы звезды. Ласточки и жаворонки считались благими вестниками, их почитали, образы птиц часто встречаются в фольклоре

    Насаждение христианства ижорцы восприняли неохотно, однако к XVII-XVIII вв. повсеместно распространились православные праздники, тесно переплетавшиеся с национальной религией. Любимый женский праздник — Юрьев день, Юрги, день первого выпаса скота или бабий праздник. С утра женщина с ножом в зубах и иконой святого Георгия в руках заходила в хлев, обходя животных, прося у святого защиты. После нож втыкали под порогом, а животных выгоняли на улицу вне зависимости от погодных условий.
    Настоящий женский праздник начинался вечером: в одной избе собирались до 40 замужних ижорок. С собой приносили угощения, традиционно успехом пользовались блюда из яиц. В этот вечер позволялось оставлять голову непокрытой: женщины ели, пили водку и вино, пели песни. По традиции особо славили тех, кто в этом году вышел замуж, впервые родил или дождался первого внука. С собой на праздник приглашали пастуха, игравшего на свирели, подливавшего вино, развлекавшего женщин. Обычай связан с поверьем, что на лето пастуху запрещалось иметь плотскую близость, поэтому его символически воспринимали в бабий праздник как подругу.

    Ингуши -

    Источник: travelask.ru
    {{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

    Комментировать

    осталось 1800 символов
    Развернуть комментарии

    Все комментарии (51)

    ×
    Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

    Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

    Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

    Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

    Цена 10.00 MP
    Цена 40.00 MP
    Цена 70.00 MP
    Цена 120.00 MP
    Оплата

    К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

    Войти как пользователь
    email
    {{ err }}
    Password
    {{ err }}
    captcha
    {{ err }}
    Обычная pегистрация

    Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

    email
    {{ errors.email_error }}
    password
    {{ errors.password_error }}
    password
    {{ errors.confirm_password_error }}
    {{ errors.first_name_error }}
    {{ errors.last_name_error }}
    {{ errors.sex_error }}
    {{ errors.birth_date_error }}
    {{ errors.agree_to_terms_error }}
    Восстановление пароля
    email
    {{ errors.email }}
    Восстановление пароля
    Выбор аккаунта

    Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com