Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Народы России: Долганы

1425 58 18

Долганы                                                           

Долга́ны (самоназвание — долган, һака (саха)якут. тыа киһи) — тюркский народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра. Верующие — православные.

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с 16 века. В результате образовался долганский этнос. В мире проживает около 8 000 представителей народности.

Где живут                                                                   

Основная часть долган населяет Российскую Федерацию, Красноярский край, а именно территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Проживают в Якутии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

Название

В течение длительного времени у народа не было общего названия, они называли себя по имени рода. Этноним «долган» произошел от названия эвенкийского рода народности, переводится как «средний, внутренний, срединный». С 1935 года официально было принято называть долган «саха». Другие наименования народа: «тыа-кихи», долган. Якуты называют их «тыа».

Язык

Говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков. Основан на якутском, подверженном воздействию эвенкийского. В долганском выделяют пять говоров:

<ol>
  • пясинский
  • норильский
  • авамский
  • попигайский
  • хатангский
  • </ol>

    Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан», была выпущена в 1973 году. В 1984 вышел букварь. Письменность на основе русского алфавита официально была принята в 1970 году. Периодически на долганском публикуются материалы в газете «Таймыр».

    Религия

    Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Позже, с приходом русских, приняли православие, проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали им свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы. Календарь долган был построен на православных святцах, специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни назвался «паскал».

    Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Духи и божества делились на 3 категории:

    <ol>
  • «иччи», невидимые существа, способные вселяться в любые объекты;
  • «айыы», доброжелательные к человеку духи;
  • «абаасы», недоброжелательные к людям духи, живут в подземном мире.Переходить из одной части мира в другую во время камлания — ритуальных действий, мог только шаман (ойун), чей бубен и костюм были якутского типа. Различали шаманов по уровню владения мастерством магии:
    • «уостуган ойун», шаман, имеющий удила, обладающий комплектом ритуальных атрибутов;
    • «ырыахыт», певцы-врачеватели, не имевшие бубна, костюма с погремушками;
    • «муолин ойун», шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира.

    Шаманы могли быть различными избранниками духов:

    • «атыыр», великие
    • «орто», средние
    • «ылгын», слабые, мелкие

    Почитали долганы «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Быть ими могли различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Существовала культовая скульптура из дерева.

    Еда

    Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством народа были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину — мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу — сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде, делали блюдо сагудай. Растения почти не входили в рацион народа. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.

  • Внешность

    Долганы больше относятся внешне к тунгусскому типу, нежели к якутскому. У них продолговатое лицо, высокий лоб, добродушное, серьезное выражение лица. Женщины и девушки отличаются пылким характером и красотой. И мужчины, и женщины волосы заплетали в косы, носили на голове наличник из бисера.

    Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Спереди по поясу, вдоль пол одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя.

    Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

     

  • Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор, сшитый из трех частей: первая, прикрывала темя, затылок, другие две пришивали по бокам, они прикрывали щеки, уши. Другой вариант капора шился из двух частей, одна располагалась поперек головы, другая была полукруглой формы, прикрывала затылок. Шили головные уборы из ровдуги, сукна, для подкладки использовали мех оленя, вокруг лица делали пышную опушку, по нижнему краю капора опушка была небольшая. В сильный мороз носили капоры из шкурок волка, лисицы, песца.

    Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника. Унты женские и мужские украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными вставками. Верхнюю часть шили из сукна красного цвета 12 см шириной, расшивали его бисером, узором «розетка», которая чередуется с узорными вертикальными полосами. Камусы для обуви выбирали очень темного или белого цвета.

    В унтайки для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной шкуры оленя. Детская обувь отличалась краем носовой части, которая была округлой формы, как лопатка. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры, внутрь мехом. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы

  • Жизнь

    Основная часть народа к 1920-м годам жила в «станках» — маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром. Когда наступала весна, семьи собирались в кочевые группы, у каждой была своя территория. Осенью группы распадались на отдельные семьи, которые до времени возвращения в станки кочевали, занимались охотой на песца, дикого оленя. Зимовали в лесотундре, немного отступая от границы леса к югу, летом переходили немного севернее.

    Семьи долган были патриархальными, в основном малые. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа. Раньше мужчины могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такой обычай уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

    Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя, дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. Охота на оленя с помощью кожаной сети была заимствована у нганасан. На песца ходили с ловушками (пас).

    Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа. Но оленей запрягали и сидели в нартах совсем по-другому. Собак использовали пастушеских.

    Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей, рукояток. Женщины занимались пошивом и выделкой одежды.

     

  • Жилище

    Жили долганы в нескольких типах жилища:

    • голомо
    • тунгусский чум
    • якутский балаган
    • русская изба

    Мобильное жилище долган-оленеводов, нартенный чум (балок) — каркасное жилище, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента, парусины. Жилище перевозили из одного стойбища на другое в упряжке из 5 или 7 оленей.

    Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. В местностях, где мало леса, оленеводы полностью перевозили жилище, затем за несколько минут устанавливали его на новом месте. В зависимости от времени года и наличия материала, покрышки были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом использовали ровдугу, бересту. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных, корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище покрывали двойными, чтобы мех был внутри и снаружи.

    Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую — слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.

     

  • Культура

  • Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев, нганасан. Выделяют 4 музыкальных жанра:

    • обрядовый
    • эпический
    • фоносигнальный
    • инструментальный

    С начала 20 века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.

    У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

    Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

    В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

  • Традиции

  •  

    У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

     

    Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

     

    В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

     

  • https://travelask.ru/articles/dolgany-samyy-severnyy-tyurkoyazychnyy-narod

     

  • </ol>
    {{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

    Комментировать

    осталось 1800 символов
    Свернуть комментарии

    Все комментарии (60)

    Анатолий Чередниченко

    комментирует материал 01.10.2019 #

    В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе проживает уникальный тюркский народ – долганы. Долганы являются самым северным тюркским этносом и вместе с тем одним из наиболее малочисленных. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек.

    Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера – саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.

    no avatar
    𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    отвечает Анатолий Чередниченко на комментарий 01.10.2019 #

    Спасибо, Анатолий!

    https://www.youtube.com/watch?v=r_ZBcTrwYfg

    no avatar
    𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    отвечает Анатолий Чередниченко на комментарий 01.10.2019 #

    https://www.youtube.com/watch?v=u-Pn-Q3s7rs

    no avatar
    𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    отвечает Анатолий Чередниченко на комментарий 01.10.2019 #

    https://www.youtube.com/watch?v=C4AhTSYFw5s

    no avatar
    pawel pegow

    комментирует материал 01.10.2019 #

    https://www.youtube.com/watch?v=NmxytSA1e-c

    no avatar
    Галина Пешехонова

    комментирует материал 01.10.2019 #



    no avatar
    Анатолий Чередниченко

    отвечает Галина Пешехонова на комментарий 01.10.2019 #

    На вторые сутки сменила оленей на собачьи упряжка, Галя прибыла к нам.

    no avatar
    Галина Пешехонова

    отвечает Анатолий Чередниченко на комментарий 01.10.2019 #

    За час обернулась!

    no avatar
    Ольга Ана-Конда

    отвечает Галина Пешехонова на комментарий 01.10.2019 #

    Шустрая! Заметила, что женщины красивые и пылкие?

    no avatar
    Галина Пешехонова

    отвечает Ольга Ана-Конда на комментарий 01.10.2019 #

    Дублёнка на ней обалденная и сапоги, я бы взяла!

    no avatar
    Ольга Ана-Конда

    отвечает Галина Пешехонова на комментарий 01.10.2019 #

    Губа не дура!

    no avatar
    pawel pegow

    комментирует материал 01.10.2019 #

    Опять мадам сдублировала мой ролик:))
    Некрасиво.
    Я поставил раньше.

    no avatar
    Димитрий Острокопытов

    комментирует материал 01.10.2019 #

    Спасибо. Интересная народность Севера. Понравилось описание их жизни и быта.

    no avatar
    Илона Арбенина

    комментирует материал 01.10.2019 #

    Северный народ... Очень красивая одежда.
    Традиции хорошие.

    no avatar
    Фёдор71

    отвечает Илона Арбенина на комментарий 01.10.2019 #

    Слов, нет.
    Аромат, такой стоит, что словами просто не передать.
    Переехать, поближе к этим красавцам, не желаете?
    Окунуться в традиции, носить их одежду, и вообще, быть поближе.
    Чередниченко, возомнил себя, великим?
    Удаляет, абсолютно нейтральные комментарии.

    no avatar#}
    Светлана Вет

    комментирует материал 01.10.2019 #

    КАПОР - прекрасный головной убор!
    Ка́пор — женский головной убор эпохи бидермейера
    В детстве носила капор, сшитый точно так же, как у долган.

    Опушка - кролик!
    Всё равно - мы одной крови!

    Унты!
    Боже, какая красота!
    Хочу унты с бисером!

    Две мои пенсии!
    Но ХОЧУ!

    no avatar
    Фёдор71

    отвечает Светлана Вет на комментарий 01.10.2019 #

    Можете не верить, но переодически виду, унты, меховые одежды аборигенов Севера, выброшенными у норильских подъездов
    Люди, покупают квартиры, и всё барахло, в том числе и абсолютно новое, выбрасывают на улицу. Практическая ценность, у унтов, стремится к нулю.
    Всего лишь, несколько раз видел, как в унтах, кто-то ходит по городу

    no avatar#}
    Светлана Вет

    комментирует материал 01.10.2019 #


    Почти в трех тысячах километрах к северо-западу от Якутска, где река Анабар впадает в море Лаптевых, существует небольшое село Юрюнг-Хая, известное как единственное в республике место компактного проживания долган

    no avatar
    Светлана Вет

    комментирует материал 01.10.2019 #




    Весна в Анабаре приходит с главным праздником – Днем оленевода. На это событие в Юрюнг-Хая съезжаются все оленеводческие бригады улуса и подводят своего рода итоги прошедшего года. Очень зрелищна и разнообразна программа праздника, особенно спортивная. Метание аркана, прыжки через нарты, гонки на оленях, лыжах, снегоходах – мужчины, женщины и дети с особым азартом участвуют в этих соревнованиях.

    no avatar
    Светлана Вет

    отвечает Светлана Вет на комментарий 01.10.2019 #


    КАКАЯ КРАСОТА!

    С высоты птичьего полета анабарская тундра кажется бесконечной равниной удивительной красоты. Летом в тундре все оживает. Если зимой и весной в целях экономии дров, воды и топлива, мужчины кочуют одни, то в этот сезон в тундру выезжают жены с детьми, братья и сестры.

    no avatar
    Светлана Вет

    отвечает Светлана Вет на комментарий 01.10.2019 #



    "Человек жив, пока олень жив", говорят долганы. Немало тяжелых испытаний выпало на долю этого северного народа, но они сумели сохранить свое исконное: оленя, традиции, культуру. Теперь старшее поколение волнует один вопрос: что выберут их дети? Мир глобальной цивилизации или тундру? Смогут ли они устоять перед соблазнами большого мира и найти в себе силы продолжать дело предков? Время покажет...
    ДЕТИ - ВЕЗДЕ И ВСЕГДА ПРЕКРАСНЫ!

    ИНТЕРЕСНО!

    no avatar
    Елена Кузнецова

    комментирует материал 01.10.2019 #

    Интересный народ, красивые одежды шьют и украшают! Про похоронные обычаи повторился материал!

    no avatar
    Анатолий Чередниченко

    отвечает Елена Кузнецова на комментарий 01.10.2019 #

    Учту, пропустил.

    no avatar
    Алия Анна

    комментирует материал 01.10.2019 #

    Познакомиться бы с каждым народом на их земле.
    В их жилище, за их столом. Посетить их достопримечательности воочию.
    Жизни не хватит. Хороший пост.
    www.youtube.com/watch?v=VIFmEGhPIOs#action=share

    no avatar
    Анатолий Чередниченко

    отвечает Алия Анна на комментарий 02.10.2019 #

    Но мы стали немного богаче.

    no avatar
    Надежда Секретарева

    комментирует материал 01.10.2019 #

    Спасибо! Очень интересный народ.
    Красивые у них одежды и обувь,
    с очень тщательной и тонкой отделкой... засмотрелась...

    no avatar
    ×
    Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

    Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

    Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

    Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

    Цена 10.00 MP
    Цена 40.00 MP
    Цена 70.00 MP
    Цена 120.00 MP
    Оплата

    К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

    Войти как пользователь
    email
    {{ err }}
    Password
    {{ err }}
    captcha
    {{ err }}
    Обычная pегистрация

    Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

    email
    {{ errors.email_error }}
    password
    {{ errors.password_error }}
    password
    {{ errors.confirm_password_error }}
    {{ errors.first_name_error }}
    {{ errors.last_name_error }}
    {{ errors.sex_error }}
    {{ errors.birth_date_error }}
    {{ errors.agree_to_terms_error }}
    Восстановление пароля
    email
    {{ errors.email }}
    Восстановление пароля
    Выбор аккаунта

    Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com