Как китайцы полетят на Луну?

На модерации Отложенный

[Выдержки из статьи на сайте журнала «Новости космонавтики»]

18-21 сентября в городе Фучжоу состоялась Китайская космическая конференция, на которой руководители отдельных направлений исследования и освоения космоса доложили о состоянии своих проектов.

Гвоздем программы, безусловно, стал доклад «Предварительный план пилотируемого исследования Луны и мысли по этому поводу» заместителя главного конструктора Китайской пилотируемой космической программы Чжоу Яньфэя. В Китае он получил весьма странное освещение: главное государственное информационное агентство Синьхуа проигнорировало доклад, ведомственная газета «Чжунго хантянь бао» посвятило ему два абзаца в общем перечне, а вот как издаваемая для зарубежной аудитории Global Times осветила более подробно. Впрочем, поскольку ключевые слайды презентации «утекли» в Сеть в первый же день, мы можем обсудить предложения по существу.

Сразу скажем, что отказ от предлагавшегося на протяжении многих лет сверхтяжелого носителя CZ-9 и выбор более легкого средства выведения вовсе не является новостью. Мы зафиксировали это решение еще в октябре 2018 г. и успели сообщить о нем в последнем номере журнала «Новости космонавтики» (№12, 2018). Чжоу Яньфэй подтвердил, что рассматривались оба варианта, и был выбран тот, что обещал более короткие сроки и меньшие проблемы при разработке.

Доклад подтверждает основные характеристики изделия: высота 87 м, стартовая масса 2200 т, масса полезного груза – 70 тонн на низкую орбиту или 27 тонн на траекторию полета к Луне. Ракета использует трехблочную первую ступень с семью кислородно-керосиновыми ЖРД YF-100K на каждом блоке пятиметрового диаметра, два высотных YF-100M на второй ступени и три кислородно-водородных YF-75D на третьей. Если сопоставить его с зарубежными аналогами, то ближе всего был бы Falcon Heavy с дополнительной ступенью Centaur.

В качестве вероятного места строительства стартового комплекса под такой носитель докладчик назвал космодром Вэньчан на острове Хайнань – выбор достаточно очевидный, учитывая его береговое положение и относительную близость к экватору.

Действительно новой частью выступления была предлагаемая двухпусковая схема лунной экспедиции. На первом носителе запускается лунный модуль вместе с тормозной ступенью, который выходит на первую окололунную орбиту. Если все проходит успешно, на второй ракете стартует пилотируемый корабль нового поколения с экипажем. После встречи и стыковки на окололунной орбите весь комплекс снижается на предпосадочную орбиту. Экипаж переходит в лунный модуль и расстыковывается. Основную часть торможения осуществляет тормозная ступень, затем она отделяется и падает на Луну, а лунный модуль завершает процесс прилунения. После выполнения программы работ на поверхности лунный модуль (за исключением посадочного шасси) стартует и стыкуется на орбите с основным кораблем. После обратного перехода экипажа выполняется сход с окололунной орбиты и полет к Земле. Командный модуль отделяется перед входом в атмосферу и приземляется или приводняется и может использоваться повторно.



Кроме трех основных элементов этой схемы – носителя, пилотируемого корабля нового поколения и лунного модуля – в нее могут быть включены два дополнительных: окололунная орбитальная станция и мобильная лаборатория для экскурсий по Луне.

Чжоу Яньфэй считает, что Китай способен осуществить лунную экспедицию в одиночку, так как имеет необходимые технологии, команду хорошо подготовленных профессионалов и высокоэффективную систему исследований и управления ими. Тем не менее необходимо преодолеть множество технических и инженерных препятствий: отработать корабль нового поколения, создать «полусверхтяжелый» носитель и лунный модуль, сформировать наземную систему управления для работы на окололунных орбитах и на Луне, подготовить космонавтов.

Предполагается, что они смонтируют на Луне научные приборы и установки, позволяющие понять образование и эволюцию Луны, воспользоваться условиями низкой гравитации, слабого магнитного поля и высокого вакуума для выполнения мультидисциплинарных исследований в области физики, химии, астрономии, биологии и т.д., извлекать местные ресурсы и изучать проблемы выживания и жизнеобеспечения на Луне. В конечном итоге они смогут построить там жилую базу и заложить основу для дальнейшего продвижения человека в космос.

Добавим, что на Первом всекитайском совещании по космической науке, состоявшейся 25-28 октября 2019 г. в Сямэне, заместитель главного конструктора пилотируемой программы Чэнь Шаньгуан назвал лунную базу промежуточной ступенью для отработки технологий и накопления опыта. «Долгосрочная цель – это отправка людей на Марс», – сказал он.

Каков статус китайского лунного проекта сегодня? Известно, что по нему выполнено технико-экономическое обоснование и что 9 октября 2019 г. разработчики нового носителя из Китайской исследовательской академии ракет-носителей CALT защитили аванпроект в Канцелярии по делам Программы пилотируемых космических полетов Китая.

Насколько можно судить из опубликованных сообщений, программа пилотируемой лунной экспедиции Китая пока не утверждена к реализации на государственном уровне. Тем не менее в апреле 2019 г. руководитель Китайской национальной космической администрации Чжан Кэцзянь заявил, что она должна быть реализована в течение ближайших 10 лет.

https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/76035.html