Подземные сокровища и подводные города Израиля

На модерации Отложенный

Израиль – это не только святыни Иерусалима и Тель-Авив, с его бьющей ключом энергией. Здесь можно побывать в пещере Али-Бабы и почувствовать себя первооткрывателем Атлантиды.

 

 

Беседа о экстремальном туризме в Израиле

Израиль очень богат интересными объектами для экстремального туризма. К сожалению, практически никто не знает, сколько у нас богатств. На самом деле, мы не уступаем своими треками даже всемирно известному Таиланду. Мы даже «покруче» будем. Во-первых, у нас есть впадина Мертвого моря – самая низкая точка Земли. Со всех сторон ее окружают горы. За тысячи лет зимние селевые потоки вырыли каньоны, которыми усеяно побережье Мертвого моря. Каждый из таких каньонов – потенциальный маршрут для экстремального туризма. Это сухие ущелья, по которым идешь, преодолевая каскадные водопады. Общепринятое название такого вида туризма – «каньонинг», но в Израиле принято называть его «снеплинг». Это спуск по веревкам. Такая цепочка водопадов может достигать 100-120 метров в висе.

Такие же водные каньоны есть на севере. Это Черное ущелье, Йегудия. Там они с водой, и ты на веревках спускаешься внутрь водопада, на тебя падает вода. Ты приводняешься в огромной ванне под водопадом, и надо отключаться от снаряжения, переплывать ее. Это летние маршруты. Зимой сезон заканчивается, и вся активность переходит на Мертвое море – там сезон круглый год. Хочу отметить, что летом на Мертвом море маршруты лучше проходить по ночам – днем там слишком жарко.

Не менее интересна спелеология – наука об изучении пещер, точнее – кейвинг, спортивное прохождение пещер. Есть два основных района для спуска в пещеры. Первый – плато Мертвого моря, прежде всего – гора Сдом. Она, как голландский сыр дырками, изрешечена пещерами, которые спускаются вглубь плато и выходят, как правило, к Мертвому морю. Там же находится и самая длинная на Земле соляная пещера – Мальхам, которую, правда, посещать нельзя.

Соляные пещеры – это нечто феерическое по своей красоте. Помимо сталактитов с их свода спускаются белыми нитями кристаллы соли. Получается такое царство теней с белыми соляными гирляндами. Чувствуешь, будто попал в сокровищницу. Соляные кристаллы растут очень быстро и за пару лет картина меняется.

 

Конфигурация пещер обычно такая: сверху это огромный входной колодец, а дальше – идущая к Мертвому морю извилистая подземная река. Спускаешься в колодец обычно на веревках – это около 80 метров «в висе», а затем от получаса до часа идешь по сухому руслу.

Второе место для спуска в пещеры – гора Мерон на севере. Там множество карстовых пещер, и постоянно находятся новые, поэтому есть возможность проводить настоящую спелеологическую деятельность – вести топографические съемки, наносить их на карту, став первооткрывателем новых земель.

Вы сказали, что пещеру Мальхам посещать нельзя. Эта ситуация типична?

С горой Сдом есть проблема. Управление охраны природы запрещает заниматься там кейвингом. Но у горы двоякий статус. Часть ее территории находится в ведении Управления, а часть – предприятий Мертвого моря, которые не препятствуют посещениям. Так что у нее такой «серый статус».

Какие еще виды экстремального туризма существуют в Израиле?

Прежде всего, парапланеризм – это когда человек разбегается с высокого места с парашютом и начинает парить. По дороге парашют, как крыло, ловит потоки воздуха, поднимается, спускается. Это очень красиво и просто здорово! Популярные места для таких занятий – район Герцлии и Нетании, но побережьем Шарона дело не ограничивается. На Гильбоа можно заняться горным парапланеризмом, техника которого отличается от прибрежного. Сейчас мы разрабатываем логистику полетов на Мертвом море, ищем новые места для взлетов и проверяем потенциал ветров Мертвого моря в разное время суток.

Можно упомянуть и о дайвинге. Хорошо известно, что Красное море манит аквалангистов. Однако мало кто знает, что в районе Кейсарии есть подводный город, настоящий ушедший под воду музей.

По его улицам можно прогуляться с аквалангом, заплывать в рухнувшие дома, смотреть на античные колонны. Ощущение – что идешь на по дну моря, а по лабиринту.

 

В Израиле есть аэродромы, где можно заказать прогулку на маленьком самолете. Это нельзя назвать спортом, но экстрима там хоть отбавляй. Можно попробовать взять в руки штурвал, конечно, когда самолет набрал высоту, а пилот сидит рядом. Но, это скорее экстремальное развлечение.

 

На реке Иордан можно заняться рафтингом. В Израиле это, как правило, семейный вид отдыха, сплав на маленьких лодочках по спокойной воде. Но есть возможность и сплава с инструктором по более сложному маршруту. Конечно, тем, кто сплавлялся по серьезным трассам, это будет менее интересно, поскольку маршруты в Израиле короткие и не очень сложные.

Выброс адреналина происходит при столкновении с опасностью. Насколько безопасны занятия экстремальным туризмом?

Естественным образом, все, что происходит в месте, не предназначенном для пребывания в нем человека, более опасно, чем уличная прогулка. Но если взять статистику экстремального спорта, то мы увидим, что почти все трагические случаи происходят не из-за проблем со снаряжением, а из-за человеческого фактора.

Поэтому в любом экстремальном спорте самое главное – это идти с правильными людьми. Нужно отдавать себе отчет, насколько это важно, проверять «корочки» – сертификаты инструкторов и фирм. Как вы понимаете, маршруты необходимо проходить с квалифицированным инструктором. И если турист, попавший в ту или иную ситуацию впервые, ощущает себя в страшной опасности, то инструктор ее уже «приручил». И те ощущения, которые получает турист, – преувеличены. Тут еще играет роль, что мы входим в эту не предназначенную для обитания среду со специальным снаряжением. Люди расценивают саму необходимость в обмундировании как свидетельство опасности, обеспечивая себе выброс адреналина во время встречи с ней и массу хорошего настроения после.

Экстремальный туризм дороже обычного?

Безусловно, дороже, и именно из-за необходимости в специальном снаряжении. Парашюты, акваланги и даже веревки для каньонинга стоят больших денег – как сами по себе, так и из-за того, что они проходят сертификацию в признанных институтах стандартов.

Очень важно, проверяя инструктора и фирму, обратить внимание и на страховку. Нужно заранее подумать о том, что при не очень хорошем исходе – даже переломе руки и вывихе ноги – понадобится компенсация, возмещение зарплаты за пропущенные рабочие дни.

Если мы говорим о заграничных туристах, у них, как правило, есть медицинская страховка, которая не покрывает экстремальные виды спорта. Поэтому очень важно проверить, что у предоставляющей услуги в сфере экстрим-туризма фирмы была страховка и для иностранных клиентов.

Скажите, ощущения инструктора отличаются от ощущений туриста?

Очень часто туристы считают, что инструктор бесстрашный и ничего не боится. Это, конечно, не так. Он просто знает, как взять себя в руки. Как раз в таких турах вы можете научиться обуздывать страх. И тогда с вами останется ощущение, что вы его преодолели, что вы сделали нечто, чего в обычной ситуации не делаете. Это будет сопровождать вас долгие годы. Для многих это становится самым ярким впечатлением об Израиле. Об этом свидетельствуют отзывы наших гостей. Ведь впечатления о достопримечательностях, к сожалению, часто сливаются в один ряд, а о пройденном каньоне люди вспоминают годами. И им хочется вновь приехать в Израиль, чтобы ощутить нечто подобное.

Государство понимает важность этой отрасли туризма?

Хотелось бы, чтобы Израиль позиционировался не только как Святая Земля, но и как страна, где есть интересные треки и все, что нужно для экстремального туризма. К сожалению, разъяснительную работу приходится вести самим фирмам, но без государственной поддержки делать это очень сложно. Жалко, если о том, как здесь здорово заниматься экстремальным туризмом и активным отдыхом, будут знать только израильтяне.