Почему Минин и Пожарский так мешали большевикам, что те даже убрали их памятник с Красной площади

На модерации Отложенный

В 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник двум героям Отечества – освободителям Москвы от польских интервентов: Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Разговоры о водружении монумента начались ещё в 1802 году, но только после окончания Отечественной войны 1812 года замысел был выполнен.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - герои войны 1612 года

 

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - герои войны 1612 года

Почему только двое, и почему такая надпись?

Первоначально памятник был поставлен напротив Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ), так, что Минин указывал Пожарскому рукою на Кремль. Замысел и исполнение памятника нравились тогда многим, хотя были и критические высказывания.

 

 

Вид на Красную площадь и памятник Минину и Пожарскому на рубеже XIX и XX веков

 

Вид на Красную площадь и памятник Минину и Пожарскому на рубеже XIX и XX веков

Так, Александру Сергеевичу Пушкину не нравилась надпись на монументе «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Что же получается, князь – не гражданин? Если следовать сословному делению, то Минин должен был фигурировать либо как посадский человек (мещанин, по терминологии XIX века), либо как думный дворянин (ибо царь Михаил Романов пожаловал ему этот сан), либо как избиратель царя, участник Земского собора 1613 года. Не нравилось Пушкину и отсутствие на надписи имён.

 

 

Первоначально памятник стоял на этом месте

 

Первоначально памятник стоял на этом месте

Наконец, до сих пор не совсем понятен выбор только этих двух лиц в герои освобождения Москвы, хотя, как известно, Второе ополчение формально возглавлялось находившимся в высшем сане князем Дмитрием Трубецким.

Но, несмотря на отдельные критические замечания, памятник в целом нравился русским.

«Смотри-ка, князь, какая мразь, в стенах кремлёвских завелась!»

После революции начался пересмотр привычных оценок исторических деятелей.

Возобладала тенденция рассматривать Минина и Пожарского как «вождей контрреволюции», восстановивших монархию и подавивших крестьянские восстания.

Особенно большого накала общественные страсти вокруг памятника Минину и Пожарскому достигли в 1930 году, в связи со строительством напротив памятника гранитного мавзолея Ленину и намеченным переносом памятника. Как раз в это время многие большевицкие публицисты стали призывать уничтожить памятник, расплавить его, поставить на его место памятник еврею Хозе Кокосу (дипломатическому агенту Ивана Великого) или какому-то другому деятелю.

 

 

Вид на Красную площадь после переноса памятника

 

Вид на Красную площадь после переноса памятника

Самую большую ненависть большевиков вызывали появлявшиеся тогда подпольные карикатуры, где под фигурой Минина, указывающего рукой на Кремль, было подписано: «Смотри-ка, князь, какая мразь в стенах кремлёвских завелась!» Карикатуры подразумевали воцарившихся в Кремле большевиков, а некоторые варианты имели нарочитое антисемитское исполнение (Минин держал в руке карлика с характерным носом).

Особенно витийствовал за уничтожение памятника «пролетарский поэт» Демьян Бедный.

Но 1930 год был уже не 1918-й. Секретариат ЦК ВКП(б) принял специальное постановление, в котором указывал на «недопустимость огульного охаивания России и русских». Демьяну Бедному и его единомышленникам пришлось заткнуться.

 

 

Теперь памятник стоит возле Собора Василия Блаженного

 

Теперь памятник стоит возле Собора Василия Блаженного

Решение о переносе памятника к Собору Василия Блаженного принял лично Сталин. Кстати, собор тогда тоже хотели снести. Лазарь Каганович, возглавлявший Московский горком и обком партии, на одной из моделей реконструкции Москвы убрал Покровский собор, на что Сталин, пыхтя трубкой, сказал: «Лазарь, поставь на место!»