Никакого нейтралитета: в Молдове появляются настоящие пророссийские силы

На модерации Отложенный Никакого нейтралитета: в Молдове появляются настоящие пророссийские силы

В Молдове на этих выходных проходят выборы в Бельцах — втором по величине городе страны, который называют северной столицей республики. Большинство жителей Бельцов являются русскоязычными, поэтому на выборах ожидают поражения прозападной партии PAS президента страны Майи Санду.


Голосование в Бельцах — тест для пророссийских партий Молдовы: какая из них покажет лучший результат на первых значимых выборах после смены власти в стране. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, какие пророссийские силы представлены сегодня в Молдове и есть ли среди них по-настоящему пророссийские.

Если говорить о постсоветском «водоразделе» на пророссийские и прозападные силы применительно к Республике Молдова, то это будет именно тот случай, когда геополитический вектор разных партий с лихвой заменяет все существующие политические доктрины.

Правый фланг молдавской политики прочно оккупирован прозападными партиями, которые отличаются одна от другой исключительно отношением к идее присоединения Молдовы к Румынии, а точнее — месторасположением непосредственных кураторов: в Бухаресте, Берлине или Брюсселе.

Левый фланг молдавской политики традиционно занимают политические партии, у которых в названиях присутствуют соответствующие идеологические термины — Партия социалистов и Партия коммунистов. Эти термины в настоящее время являются скорее данью традиции, чем отражением политических доктрин этих партий. Тем не менее именно они традиционно считаются в Молдове пророссийскими. Так ли это?

В определенной степени левые партии Молдовы действительно ориентированы на Россию и выступают за расширение сотрудничества между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Однако назвать их однозначно пророссийскими все-таки нельзя. Достаточно вспомнить, что понятие «евроинтеграция» в Молдове происходит от введенного еще в 2002 году лидером коммунистов Владимиром Ворониным термина «евромодернизация».

Также нельзя не учитывать и то, что именно президент Воронин в июне 2005 года во время визита в Брюссель лично передал письмо генеральному секретарю НАТО с просьбой о разработке и внедрении Индивидуального плана действий партнерства Республика Молдова — НАТО. Именно при Воронине в 2006 году Высший совет безопасности Молдовы утвердил Индивидуальный план партнерства Молдова — НАТО, который предусматривает реформирование всей системы безопасности и обороны республики на принципах НАТО и перевод Национальной армии Молдовы до уровня бригады и батальона в 2010 году на стандарты Североатлантического альянса.

Но наиболее эпичным моментом, характеризующим президента Воронина, стал его отказ в 2003 году в последний момент подписать документ о принципах федерализации Молдовы, который известен как Меморандум Козака. Тем самым был заблокирован механизм, который позволял воссоединить страну, вернув в состав Молдовы пророссийское Приднестровье.

Лидер Партии социалистов Игорь Додон в период своего нахождения на посту президента Молдовы открыто декларировал стремление проводить пророссийскую политику и развивать сотрудничество между Кишиневом и Москвой. И надо признать, что получение Молдовой статуса государства — наблюдателя в ЕАЭС является его большой заслугой. Этот статус позволил стране получить ряд преференций для выхода молдавских производителей на рынки России и других государств этого экономического объединения.

Была предпринята удачная попытка расширения экономического сотрудничества Молдовы и России, однако прозападным силам удалось воспрепятствовать предпринимаемым усилиям. Ярким примером этого противодействия является срыв заключения соглашения о предоставлении Россией кредита Республике Молдова на сумму в 200 миллионов евро.



В то же время нельзя не отметить, что вышеуказанные левые партии никогда открыто не называли себя пророссийскими и не декларировали в своих программных и политических документах пророссийскую направленность. Более того, и Партия коммунистов, и Партия социалистов неизменно подчеркивали необходимость расширения сотрудничества и с Западом.

Партия социалистов выдвигала также теорию превращения Молдовы в некое подобие «моста между Востоком и Западом». При этом игнорируется тот факт, что для «строительства мостов» необходимо взаимное движение навстречу друг другу, в данном случае — со стороны Востока и Запада. Однако в современных геополитических реалиях это является недостижимой мечтой. Скорее наоборот — конфронтация между Востоком и Западом только нарастает.

Молдова, находящаяся на разломе между двумя геополитическими блоками на данный момент, должна сделать выбор в пользу одного из них. Выбор в пользу России и ЕАЭС осложняется отсутствием общей границы, явно прозападным курсом новой власти и упущенным временем.

Но при этом в Молдове существует значительная часть электората, которая, несмотря ни на что, продолжает декларировать ярко выраженные пророссийские настроения. В нынешнем году это привело к созданию политической партии «Наши» во главе с председателем Михаилом Ахремцевым, которая была официально зарегистрирована в августе. Инициативная группа по созданию партии сформировалась около года назад и с самого начала своей деятельности открыто заявила о своей пророссийской направленности.

На сегодняшний день партия «Наши» является единственным политформированием в Молдове, у которого в программных документах фигурируют развитие сотрудничества с Россией как стратегический приоритет Молдовы и необходимость придания русскому языку статуса одного из государственных в Республике Молдова. За 30 лет существования независимой Молдовы ни одна политическая партия не включала подобные положения в свои программные документы и цели.

Новая партия не пытается «сгладить углы» и придерживаться осторожных и политкорректных заявлений по внешней политике. Представители партии «Наши» пикетировали посольство Румынии после того, как посол этой страны Ионицэ назвал солдат румынской оккупационной армии «освободителями», а также когда Ионицэ позволил себе прокомментировать решения, принятые парламентом Молдовы.

«Наши» протестовали против действий представителей партии PAS, которые блокировали дорогу в день президентских выборов, чтобы помешать жителям Приднестровья принять участие в голосовании. Эта акция была проведена перед парламентом Молдовы. Наиболее заметной акцией стал протестный пикет возле Конституционного суда в тот день, когда там рассматривалось требование депутатов от проевропейских партий аннулировать Закон о функционировании языков на территории Республики Молдова, который наделял русский язык статусом языка межнационального общения на территории страны.

Учитывая сложившуюся на данный момент в стране политическую ситуацию, когда вся полнота власти находится в руках проевропейских сил, появление подобных партий можно было бы считать неожиданным. Причина в том, что та часть населения страны, которая с симпатией относится к Российской Федерации, оказалась не удовлетворенной теми усилиями по сближению с Россией, которую предпринимали на протяжении предыдущих лет представители других партий.

Есть все основания полагать, что то вынужденное отступление пророссийских сил, которое произошло в результате последних парламентских выборов, является всего лишь перегруппировкой перед грядущим наступлением. И в условиях этой перегруппировки востребованными оказываются не те, кто предается туманным рассуждениям про нейтралитет и геополитические «мосты», а те, кто ясно и недвусмысленно заявляет, на чьей он стороне.

Илья Киселёв