Чем закончатся игры власти вокруг непопулярной реформы

На модерации Отложенный

На фото: участница митинга против изменений в пенсионном законодательстве

На фото: участница митинга против изменений в пенсионном законодательстве (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

 

 

 

Материал комментируют:

Вадим Кумин

Вадим Соловьев

Леонтий Бызов

Поддержка внешнеполитического курса президента РФ Владимира Путина падает. Об этом 9 августа сообщилРБК со ссылкой на данные июльского опроса «Левады-центра» *.

Число респондентов, поддерживающих внешнюю политику хозяина Кремля, за два года снизилось с 22% до 16%, констатируют аналитики «Левады». Только 17% опрошенных заявили, что Путин защищает государственные интересы, тогда как в марте 2016 года, когда проводился предыдущий опрос, этот показатель составлял 25%. Правда, значительно выросло и число россиян, которые считают действующего президента опытным политиком — с 33% до 49%.

На вопрос «Чем вам не нравится Владимир Путин» 17% опрошенных ответили, что президент «связан с крупным капиталом». Также среди причин недовольства респонденты называли то, что Путину «чужды интересы народа» (16%) и он «связан с коррумпированными политиками» (14%).

Формально рост недовольства внешнеполитическим курсом связан с ужесточением санкций со стороны США. Напомним, недавно американские сенаторы выразили недовольство слишком мягкой (по их мнению) позицией, которую президент США Дональд Трамп занимает по отношению к РФ. 1 августа в Конгресс был внесен законопроект о новых санкциях против РФ. Его появление спровоцировало сильнейшее за четыре месяца обесценивание рубля, а также падение российского фондового рынка. Курс доллара на биржевых торгах 8 августа обновил максимум с ноября 2016 года, достигнув отметки 65,69 руб./$.

Однако эксперты уверены: ключевая причина недовольства Путиным — не санкции, а внутренняя политика. 19 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста — с 55 до 63 лет для женщин, и с 60 до 65 лет для мужчин. Это решение вызвало волну митингов протеста в крупнейших городах страны. И сдаваться люди не намерены.

Согласно данным того же «Левады-центра» *, 37% россиян сказали, что готовы лично участвовать в протестных акциях против пенсионной реформы. 71% хотели бы отмены пенсионной реформы, а 64% опрошенных отметили, что повышение возраста выхода на покой негативно скажется на их жизни.

Чтобы выпустить пар — не позволить протесту развиваться по нарастающей — Кремль для вида согласился с требованием КПРФ провести всероссийский референдум по пенсионной реформе. Но при этом власть делает все, чтобы всенародное голосование не состоялось.

27 июля Центризбирком «завернул» инициативную группу от КПРФ — потребовал изменить формулировку вопроса, выносимого на референдум. А 8 августа одобрилвопросы сразу трех инициативных групп, при том, что расхождения между ними минимальные.

Как стало известно сегодня, Мосгоризбирком зарегистрировал группу Ильи Свиридова, т.к. она стала первой, зарегистрированной региональным избиркомом в России. Для проведения референдума теперь потребуется зарегистрировать аналогичные подгруппы еще не менее чем в 42 регионах страны.

При этом законодательство запрещает городской избирательной комиссии регистрировать несколько инициативных подгрупп референдума по вопросам, схожим по смыслу. Таким образом, другим инициативным подгруппам проведения пенсионного референдума, в том числе представителям КПРФ, которые, как известно, были первыми на самом деле, в Москве в регистрации будет отказано.

По мнению аналитиков, откровенная игра с уточнением формулировок дала возможность спойлерам перехватить инициативу. Теперь, считают они, Кремль может кампанию провалить — либо на стадии регистрации инициативных подгрупп еще в 42 регионах, либо в процессе сбора необходимых 2 млн. подписей.

И возникает вопрос: как подпрыгнет градус недовольства, если Кремль провалит референдум? Столкнемся ли мы с массовыми акциями протеста?

— Кремль с референдумом попал в ситуацию, когда варианты развития событий один другого хуже, — отмечает кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — Какие хитрые вопросы не придумывай, ни при каких обстоятельствах люди не проголосуют за повышение пенсионного возраста. Просто потому, что, когда у человека что-то отнимают, ему надо где-то и прибавить. В референдуме этого нет, по сути вопрос ставится так: отнимать или нет? Конечно, любой на это скажет — не отнимать.

Социологи считают, что против пенсионной реформы выскажутся 90% голосовавших. То есть результаты референдума предрешены, в какой формулировке вопрос не задавай. Если же референдум будет проведен, и пенсионная реформа в результате будет отменена — это будет мощнейшим ударом по всей путинской конструкции.

В первую очередь, это будет ударом по правительству и «Единой России». Все видели, с каким упорством они пенсионную реформу протягивали — а тут, получается, народ их остановил.

Ну а если народ остановил, то он войдет во вкус. Ведь неслучайно у Путина такая политика: никакой слабины не давать, дашь слабину — и тебе сядут на шею. Никогда не идти на уступки общественному мнению, не реагировать на компромат, и всегда делать наоборот.

Но если сейчас поступить наоборот — отменить реформу — народ тут же припишет это себе самому и КПРФ. Рейтинг «Единой России» обвалится, рейтинг Путина продолжит снижаться, а рейтинг КПРФ будет расти.

В итоге резко возрастет политическая активность.

Потому что люди поймут: протесты — это не путь в тупик. И раз с пенсионной реформой мы добились результата, давайте и дальше протестовать. Благо поводов для недовольства — выше крыши.

«СП»: — Что будет, если референдум замылят — если он не будет проведен?

— Надо понимать, что за организацию референдума взялась КПРФ. Это не маргинальная партия, и у нее много сторонников. Причем, не только коммунистов — партия сфокусировала в себе протестные настроения.

При таком раскладе, если референдум замылят, это будет крайне невыгодно интерпретировано для власти. Поэтому результат будет тот же самый: падение рейтинга «Единой России», снижение рейтинга Путина, и рост рейтинга КПРФ. Которая, получится, единственная за народ боролась.

То есть, оба варианта — проводи референдум или замыливай — для Кремля ведут к одинаковому результату. Тому самому, которому администрация президента очень хочет воспрепятствовать.

«СП»: — Почему Кремль вообще пошел на пенсионную реформу?

— Для меня это открытый вопрос. Либо это была авантюра — реформу решили проводить, не задумываясь о последствиях, и только сейчас схватились за голову. Либо это спланированная диверсия: результат борьбы групп влияния, в ходе которой хотели подсидеть правительство — с расчетом именно на последствия. Все может быть и так, и так — в наше время оба варианта возможны.

Но мне все же представляется, что это — авантюра. Как мы знаем, правительство Медведева-Силуанова формировалось наспех. Причем предполагалось, что отвечать за экономический блок будет Андрей Белоусов, который придерживается совершенно других взглядов, в том числе на пенсионную реформу, чем Антон Силуанов. Даже, можно сказать, перпендикулярных взглядов. Но в самый последний момент Медведев настоял, что правительство будет таким, какое оно есть. Во главе экономического блока были поставлены жесткие монетаристы, которые продавили то, что давно собирались продавливать.

Как бы ни было, усиление протестной активности и дальнейшее падение рейтинга власти теперь неизбежно.

«СП»: — Насколько падение рейтинга Путина критично для всей политической системы?

— До последнего момента оно не было критичным. Рейтинг Путина — я это подробно изучал — состоит из двух частей. Это ядро сторонников Путина, которые его действительно поддерживают, и периферия — люди, которые его поддерживают постольку-поскольку, просто потому, что не видят никакой альтернативы.

Нынешнее падение рейтинга происходит потому, что сокращается ядро. Но если бы сегодня состоялись новые президентские выборы, люди все равно проголосовали бы за Путина — потому что больше не за кого. Другими словами, увеличивается периферия, ядро сокращается.

То есть, вопрос в том, как считать рейтинг. Если брать электоральный рейтинг Путина, он снижается не критично. И начнет обваливаться только тогда, когда появится серьезная альтернатива.

«СП»: — Получается, как бы не развивались события в связи с референдумом, это не приведет к глобальным обрушениям?

— Многое зависит от того, как будет развиваться политическая ситуация. Разогрев общества уже начинается, и результаты референдума — положительные или отрицательные — могут послужить поводом для дальнейшего разогрева. Если на этой волне возникнет настоящий лидер общественности — как Никол Пашинян в Армении, а не как худосочный в политическом смысле Навальный — тогда ситуация начнет резко меняться.

Лидеры протеста в российском обществе, безусловно, есть потенциально. Просто мы о них не знаем, и им надо дать повод себя проявить. Вот тогда для Кремля, я считаю, начнутся веселые времена.

— В администрации президента рассматривается несколько вариантов ситуации с референдумом, — уверен руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.

— Есть вариант, чтобы вообще не допустить проведение референдума.

«СП»: — Если Кремль сорвет референдум, что будет с протестной активностью?

— Если проект закона о повышении пенсионного возраста примут в его нынешнем виде, думаю, ситуация может выйти из-под контроля. Протестное движение в этом случае может захлестнуть Россию от Владивостока до Калининграда. На улицы выйдут уже не тысячи, а десятки тысяч — настроение у людей очень жесткое.

Но ко второму чтению в законопроект будут внесены поправки. И наиболее вероятный вариант, по которому пойдет партия власти — повысить пенсионный возраст всего на два года: и для женщин, и для мужчин.

Это даст «Единой России» поле для дальнейшего маневра.

А вот что по поводу рейтингов президента и пенсионной реформы думает политик Вадим Кумин.

— Почти все время своего правления Путину удавалось дистанцироваться от неолибералов во власти, в первую очередь в финансово-экономическом блоке правительства. Но то, что он не смог сдержать эту реформу, привело к тому, что и он стал ассоциироваться с неолиберализмом. Россияне хорошо помнят, что любая неолиберальная реформа — это обман, грабеж. Отняли советские вклады в Сбербанке, отняли собственность. Теперь в прямом смысле отнимают у людей жизнь.

Пенсионная реформа еще и проходит на неблагоприятном экономическом фоне и на дальнейшем ухудшении благосостояния трудящихся. Экономика уже пять лет находится в кризисе. Рубль по отношению к доллару девальвирован в два раза. В этом году начался стремительный рост цен на бензин. Правительство поднимает НДС с 18 до 20%, что приведет к удорожанию основных товаров и услуг. Пенсионная реформа — это последняя капля на фоне такой перманентной жизни в кризисе.