Блаженный наследник Ивана Грозного

На модерации Отложенный

Федора никто к престолу не готовил. Править должен был его старший брат Иван Иванович. Сам Грозный отзывался о Федоре: «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Однако скоропостижная смерть (кстати, доказательств того, что Ивана убил Грозный нет, это творческий вымысел) Ивана Ивановича всего за три года до смерти самого Грозного не оставила Федору альтернатив. В 27 Федор венчается на царство, а на подготовку к будущему управлению у него было всего три года.

За девять лет до этого Федор женился на Ирине Федоровне Годуновой, родной сестре перспективного боярина Бориса Годунова. Этот брак для истории России был судьбоносным.

В отличие от отца и брата, Федор не унаследовал ни живости ума, ни силы, ни воли. Интересовался Федор более всего молитвой и церковными обрядами.

Историк Соловьев описывал обыкновенный день из жизни царя. Если верить этому описанию Федор Иоаннович большую часть дня уделял различным молитвам и присутствию на церковных службах, а выезжал из дворца только на богомолье.

В таких условиях образовывался вакуум власти: делами управления государства кто-то должен был заниматься. Это бремя с радостью взял на себя царский шурин Борис Годунов. Активное участие в работе брата принимала и царица Ирина.

 

Иов, первый патриарх Московский и Всея Руси

Иов, первый патриарх Московский и Всея Руси 

Когда в 1589 году был согласован вопрос о создании патриаршей кафедры в Москве, патриарха Константинопольского, прибывшего в Москву для торжественной церемонии, встречала именно Ирина.

Правление Федора это эпоха спокойного и уверенного развития и восстановления после неудач последних лет царствования Грозного.

По всей стране массово закладываются новые города: Саратов, Самара, Царицын (современный Волгоград), Старый Оскол, Ливны, Сургут, Тара, Тобольск, Обдорск, Архангельск, Белгород, Царев-Борисов, Воронеж и многие другие.

Россия уверенно выиграла Русско-шведскую войну 1590-1595, возвратив себе побережье Балтийского моря - нынешнюю Ленинградскую область, потерянную в ходе Ливонской войны.

 

Знаменитый Смоленский Кремль

Знаменитый Смоленский Кремль

Огромные пространства империи связываются дорогами, дорожное строительство начинается в сибирских владениях. В городах массово закладывают храмы и церкви, вокруг Смоленска строят большой и красивый Смоленский Кремль - важное опорное укрепление, позволяющее сдерживать натиск Речи Посполитой.

Столица тоже принаряжается, обновляется и укрепляется. Помимо завершения строительства "Белого города", на месте нынешнего Садового кольца возводится дополнительное укрепление, в Кремле впервые появляется водопровод.

 

Парсуна, изображающая Бориса I Годунова

Парсуна, изображающая Бориса I Годунова

Правда, все эти успехи связаны исключительно с деятельностью Бориса Годунова на посту фактического главы правительства при Федоре.

В народе в то время говорили: Федор царствует, Борис — правит.

Прибывавшие впервые в Москву иностранные послы и купцы с удивлением отмечали, что Федор совершенно неспособен принимать решения, мягок и расслаблен. Уже опытные гости сразу шли за решением вопросов к Борису Годунову.

Английский дипломат Джильс Флетчер отмечал, что Федор "приземист", "толстоват", "телосложения слабого", ходит неуверенно "от некоторой расслабленности в членах", "тяжел и недеятелен". Однако, Флетчер указывает, что царь всегда любезен и улыбается, будто почти смеется. В обращении любезен, тих, милостив, не воинственен, мало способен к политике и суеверен.

А король Швеции Карл IX как-то саркастично заметил:

«русские на своём языке называют его „durak“»

В народе царя действительно считали слабым умом, но неизменно отмечали его доброту, благочестие и кротость.

В "Пискаревском летописце", создававшемся во те самые времена, смерть царя описывалась, чуть ли не как конец света, сравнивая смерть царя с погасшим солнцем и упавшими звездами.

Такая оценка важна прежде всего тем, что эта летопись писалась в частном порядке и не отражала "официальную пропагандистскую позицию" власти.

Брак Федора с Ириной Годуновой не принес стране наследника. Единственный их общий ребенок — девочка, умерла в девятимесячном возрасте. Более детей у них не было.

В 1591 году при странных обстоятельствах в Угличе погибает бастард Грозного, царевич Дмитрий.

Федор остается последним прямым потомком московской ветви Рюриковичей.

А в 1598 году и сам слабый здоровьем Федор умирает.

Уникальная эпоха, когда блаженный царь, благодаря умному и толковому советнику, правил мудро и спокойно завершилась.

Со смертью Федора Иоанновича династия пресекается и Борис Годунов подстраивает свое избрание на "царство".

А страна плавно входит в турбулентность "Смутного времени