Из грязи в князи: 3 русских крестьянина, ставших миллионерами. Кто они и как им удалось разбогатеть?
Долгое время в нашей стране считалось, что жизнь русского крестьянина повсеместно была сплошной мукой без надежды на счастливое завтра. О редких умельцах, которые своим трудом пробились с самых низов в люди, в СССР старались не говорить. Но на самом деле среди крестьян хватало по-настоящему одаренных, которые смогли не только выкупить вольную, но и стать настоящими "буржуями". Упорным трудом, высоким мастерством и, конечно, не без удачи. Вашему вниманию 3 истории превращения бесправных крепостных в настоящих хозяев жизни.
1. Петр Губонин - великий "толстопуз".
Петр Губонин в буквальном смысле кайлом прорубил себе дорогу от простого каменщика до железнодорожника всея Руси. Петр Ионович родился под Москвой в 1825 году в семье крепостного крестьянина. Как и отец, Петр работал камнерезом. В этом деле Губонин освоил не только тяжелую обработку камня, но и руководство такими же трудягами. В 20 лет Петр работал десятником (прораб по-нынешнему) у купца Русанова, строившего Брестское шоссе. Губонин пользовался у работяг уважением: будучи физически крепким, он не раздавал оплеухи и даже не повышал голос на подчиненных.
Молодой камнерез блестяще выполнил ответственное задание по облицовке гранитом столичного Исаакиевского собора. На заработанные деньги в 1858 году уже в 23-летнем возрасте Петр Губонин обзавелся вольной. Знатоку каменного дела доверили построить несколько мостов для Южной железной дороги. Государство осталось довольно объектами, а Губонину стали доставаться всё более масштабные проекты строительства железных дорог. Так, в 1870-х Петр Ионович построил Балтийскую и Уральскую горнозаводскую дорогу.
Вчерашний крестьянин с сотоварищами в 1870-м основали "Волжско-Камский банк" - первый русский банк без участия иностранного фунта. От Петра Ионовича нашей стране досталось не только железнодорожное полотно. Например, его брянская лесопилка превратилась в механический завод. Его не сгубили ни революция, ни война, ни приватизация. Брянский машиностроительный завод, заложенный Петром Губониным еще в 1873 году, работает и сегодня. Это одно из старейших отечественных предприятий в своей отрасли.
Состояние Петра Ионовича Губонина оценивалось примерно в 20 миллионов рублей. Но при своем богатстве и личном знакомстве с императором промышленник не скатился до золотых унитазов, а жил скромно и щедро. Даже став миллионером, Губонин продолжал ходить в картузе и длинном сюртуке. Для него было обычным делом одарить банщика или швейцара рублем. Губонин построил больницу и школы в Брянске, духовную семинарию в Твери и еще много светских и церковных учреждений. Последние годы Петр Ионович провел в Гурзуфе, который превратил в почти европейский курорт с русскими ценами. "Толстопуз", как его называл Сергей Витте, и сам жил, и для других старался.
2. Савва Морозов - основатель одной из богатейших семей России.
Савва Морозов, пожалуй, один из самых знаменитых русских мануфактурщиков. Вот только миллионер и благодетель революционного движения не был выходцем из крестьян. Крепостным был его дед, основатель купеческой династии и по совместительству тезка - тоже Савва Морозов, родившийся в 1770 году. Начало ткацкой империи Морозовых положило удачная женитьба Саввы Васильевича. На приданое супруги в 5 золотых рублей Морозов в 1797 году открыл ткацкую мастерскую. Он уже работал на этом поприще, поэтому знал, что к чему.
Супруги трудились вместе: за единственным станком Савва работал сам, а жена помогала красить изделия. Чтобы их продавать, Морозову приходилось шагать 100 километров в Москву. Мастерская быстро росла, и к 1811 году у Морозова было 10 станков, которые приносили годовой оборот в 1200 рублей. Делу Морозовых подсобил пожар в Белокаменной в 1812 году, где пострадали многие ткацкие предприятия. Морозовская мастерская в подмосковном Орехово-Зуево быстро набирала обороты и клиентскую базу.
Интересно, что Савва Васильевич не только ткал на совесть, но и честно выполнял обязанности "сберкассы". Даже местные крестьяне оставляли у Морозова деньги на хранение. В 1821 году уже на шестом десятке Савва выкупил себя и своих детей из крепостной зависимости. Вольная составила баснословные по тем временам 17 тысяч рублей (для сравнения: корова в те годы стоила 3 рубля). С того момента дела у Саввы Васильевича пошли в гору. В 1820-1830-х у него появились ручная ткацкая фабрика в Москве, предприятия в местечке Никольском и Богородске.
Человек, за все свои 90 лет так и не обучившийся грамоте, собственным трудом без единого заграничного пенни создал в России настоящую текстильную империю. В 1847-м Морозовы освоили хлопчатобумажное производство. Еще до "хлопкового бума" с присоединением Средней Азии они обуздали технологию завтрашнего дня. Но главное, что оставил Савва Морозов - семейство достойных людей, продолживших развитие и облагораживание России. На пике состояние клана Морозовых достигало порядка 40 миллионов рублей. А всё началось с ручного труда простого русского крестьянина.
3. Платон Голубков - золотоискатель и щедрый меценат.
Платон Васильевич Голубков - очередной пример трудолюбивого выходца из самых низших социальных слоев России. Голубков родился в Костроме в 1786 году. Детство его было ужасно бедным. Грошовый календарь стал для него единственным учителем грамоты, а книги - лучшими друзьями. Любознательному юноше даже разрешали ночевать в городской библиотеке, где он зачитывался вместо сна. Выучившись, Платон Васильевич попал в астраханский порт. Вместе с купцами он избороздил всё Каспийское море, помогая им торговать и вести учет средств.
Набравшись знаний и опыта, Голубков отправился искать русский Клондайк в Сибири. На золотых приисках Платон и сколотил своё состояние. Сложно оценить количество ассигнаций под матрасом Голубкова. Но о его реальном богатстве говорят прежде всего благие дела. Например, на строительство девичьего института в Иркутске Платон Васильевич с 1841 года пожертвовал более 100 тысяч рублей. Голубков переживал о тех, кого обделила фортуна: он был попечителем приютов в родной Костроме, Красноярске, Петергофе, полмиллиона рублей выделил на помощь московским беднякам.
Не только жажда разбогатеть роднила Голубкова с американскими золотоискателями. Купца тянула романтика освоения новых земель. И чтобы хоть как-то заинтересовать товарищей по гильдии, решил сам вложиться в исследование Азии и Дальнего Востока. В 1830-1840-х Платон Васильевич издал ряд работ об английской колонизации Индии, о походах купцов в южную и среднюю Азию и взаимоотношениях с местными народами.
Голубков спонсировал исследования Русского географического общества. Так, 30 тысячами он помог этнографу Небольсину отправиться в Камчатскую экспедицию в 1851 году. На голубковские деньги общество издало карту Азии и перевело на русский язык исследования немецкого географа Риттера. Купец скончался в 1855 году. Сегодня о Платоне Голубкове известно не так много. Но история сохранила для потомков главные факты о русском золотом магнате: он радел за своё Отечество и никогда не скупился помощью для нуждающихся.
Все комментарии (15)
отвечает
Комментарий удален модератором сообщества

отвечает
Почти нет. А те которые есть, мало интересны, т.к.ничего нового не вносят в нашу жизнь...

отвечает
Настоящие сыны РУССКОГО Народа и этим все сказано, именно русского - трудолюбивого, честного, верующего Богу, щедрого и справедливого. Путинские олигархи не обладают ни одним из этих качеств

комментирует материал 19.01.2022 #
Вот, люди своё дело с нуля создали и в Россию вкладывали. А нонешние украли государственное и за границу тащат...

отвечает
Благодаря своему трудолюбию эти великие люди стали богатыми, но при этом остались ЛЮДЬМИ!

отвечает
Они стали людьми вопреки строю. Ничего не поменялось ни при коммунистах ни сейчас

отвечает
Прям все и за границу непременно? Ты где спал-то последние 15 лет?

комментирует материал 20.01.2022 #
Если мне кто то скажет, что таких людей как эти трое ныне нет, то я ему всё-равно не поверю. Просто мы их ещё не знаем, т.к. ни один из этой породы людей, в самопиаре не нуждается...

отвечает
В СССР о таких людях было известно.
Среди крепостных крестьян было много талантливых людей: и управленцев,и конюхов,и художников,и певцов,и танцоров... Но 99%из них, при этом,все равно оставались собственностью помещика.
Вот судьба таких людей на 100%зависела только от помещика:он мог согласиться на продажу крепостного,либо не соглашался ни за какие деньги и никто не мог на него повлиять.
Так что,спасибо надо сказать тем их хозяевам,которые согласились на их выкуп, или откуп,или дали "вольную" от доброты душевной...

комментирует материал 20.01.2022 #
Старообрядцы. Их община выдвинула и поддержала. Это управляющие общественным капиталом. На начальном этапе. Их было много. Община могла их и снять. С Рябушинскими именно так и произошло.

комментирует материал 20.01.2022 #
Про еврейский капитал мы тут постоянно слышим. А про старообрядческий? НИЧЕГО. А ведь он был очень активен в революции 1905-17-го.

комментирует материал 20.01.2022 #
Зажиточных старообрядческих купцов часто называли русскими Ротшильдами.

комментирует материал 20.01.2022 #
На Губонина работать- капитал не наживешь, всю-то силушку потратишь и заплакавши, пойдешь! Поговорка тех лет.

Комментировать