Пять пуль в чеченского поэта

На модерации Отложенный

В Москве киллер хладнокровно расстрелял проректора Современной гуманитарной академии Руслана Ахтаханова 

Следственный комитет продолжает расследование убийства чеченского поэта Руслана Ахтаханова, который был застрелен в Москве в ночь на среду. По данным СК РФ, нападение произошло около 23 часов 50 минут у дома №2 по улице Беговой на севере столицы. Убийца дождался, когда проректор Современной гуманитарной академии вышел из своей машины и расстрелял его с нескольких метров. Получившего тяжелые ранения Ахтаханова киллер добил контрольным выстрелом в голову, после чего скрылся на автомобиле «Форд Фокус». Позже машину нашли сожженной на юге столицы. Выяснилось, что на «Форде» были установлены регистрационные номера, украденные в прошлую среду с другого автомобиля аналогичной модели. В сгоревшей иномарке находились пистолет ИЖ из которого, скорее всего, стреляли в Руслана Ахтаханова, глушитель и патроны.

Следственными органами СК России по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 и ч.1 ст.222 УК РФ (убийство, незаконный оборот оружия).

На месте преступления оперативники обнаружили две пули и три гильзы, а также личные вещи погибшего. Следователи изучают видеозаписи, изъятые с камер видеонаблюдения, опрашивают свидетелей, устанавливают круг общения убитого, его интересы и общественно-политические взгляды. Назначены судебно-медицинская экспертиза тела погибшего, баллистическая и другие необходимые экспертизы. Как сообщили в Следственном комитете, к расследованию преступления подключились опытные криминалисты центрального аппарата СК России.

По информации информагентств, следствие рассматривает несколько версий убийства. По одной из них Ахтаханова могли расстрелять из мести, по другой – по финансовым причинам. Не исключены и иные мотивы.

Источник «Интерфакса» в правоохранительных органах отмечает, что почерк убийц Ахтаханова похож на почерк преступников, организовавших убийство полковника российской армии Юрия Буданова: «В обоих случаях действовали по одной схеме: нападение произошло в людном освещенном месте практически в центре города, произведено несколько выстрелов в жертву, в том числе в голову, а также идентичны способы отхода с места убийства с последующим уничтожением автомобиля. Кроме того, в обоих случаях использовалось оружие марки ИЖ, а на машинах, на которых скрылись убийцы были номера, ранее украденные с автомобилей той же марки».


Руслан Ахтаханов уже много лет жил в Москве, работал проректором Современной гуманитарной академии (СГА). В 2009 году после выхода сборника стихов «Горжусь Чечней, героев подарившей миру», был принят в Союз писателей России. Во время войны на Северном Кавказе его похищали боевики, он провел в зиндане 47 дней. Вместе с ним в плену, по данным СМИ, находился полпред президента РФ в Чечне Валентин Власов. Два года назад Руслан Ахтаханов стал лауреатом премии Артема Боровика - за «Твердую интернационалистскую позицию в жизни и творчестве».

Корреспондент «СП» связался с отцом Артема, известным журналистом Генрихом Боровиком:

- К сожалению, я почти не знал Руслана Ахтаханова лично, мы встречались всего раза два, в том числе и когда он получал премию Артема. Как я помню, это была специальная премия за интернациональную позицию в жизни и творчестве. Ее присудили за стихотворение, в котором говорилось о дружбе между народами, в том числе между чеченцами и русскими, и в этом стихотворении упоминался Артем. Руслан, конечно, был достоин этой награды.

«СП»: - Он был талантливым поэтом?

- Да. Это был по-настоящему хороший глубокий поэт. И это знал не только я.

«СП»: - За что, как вы думаете, его могли убить, да еще так дерзко?

- У нас убивают каждый день. Если не в Москве, то в других городах. Если не поэтов, то, в общем, хороших людей. Здесь я могу сказать только то, что слышал на «Эхо Москвы»: Ахтаханов был очень активным сторонников Кадырова. Но, поймите, это только предположение, основанное на словах, услышанных мною по радио.

Друзья и коллеги Руслана Ахтаханова потрясены случившимся:

- Я нахожусь сейчас в республике, в Грозном. О том, что произошло в Москве, здесь узнали ночью, - рассказал «СП» Исмаил Дадалаев, президент Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений. - Мы все потрясены. Руслана я хорошо знал, в нашем Координационном совете он возглавлял комиссию по культуре. Абсолютно мирный был человек. Настоящий интеллигент. Помимо творческой деятельности, преподавал в московском Современном гуманитарном университете. В Москве, как я знаю, он живет уже где-то лет десять. У него жена и двое детей, уже взрослых, сын и дочка. Не так давно он женил сына, потом выдал замуж дочку, говорил, что теперь они с супругой остались в квартире одни.

«СП»: - Ему никто не угрожал?

- Руслан никогда не рассказывал, что у него какие-то проблемы, ничего подобного я не слышал от него. Последний раз мы виделись месяца полтора назад на заседании Координационного совета нашей ассоциации. Он докладывал о ближайших планах своей комиссии. Собирался в декабре устроить в Москве творческий вечер одного из чеченских поэтов.


Времена не выбирают - в них живут и умирают

В судьбе Руслана Ахтахтанова отразилась судьба народа всей Чечни. Рассказывает эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.

«СП»: – В опубликованном в 1994 году списке работников аппарата президента, парламента, кабинета министров, непризнанной Чеченской Республики Ичкерия значился Ахтаханов Руслан - советник президента. В СМИ также утверждается, что он был советником по экономическим вопросам у Джохара Дудаева и Аслана Масхадова. Выходит, Ахтахтанов первоначально был на стороне боевиков?

– Утверждать, что он работал на Масхадова и поддерживал его, некорректно: он входил в совет при Масхадове, который давал рекомендации президентскому аппарату о необходимости демократических реформ, которые назрели в сфере политического становления Чечни на тот момент.

Надо понимать, что те годы были временем эйфории. Люди почувствовали запах свободы. Что Ахтаханов не был советником Масхадова, я знаю на все 100 процентов. Он был сотрудником аппарата, который организовывал работу этого совета.

«СП»: – Так или иначе, все равно выходит, что первоначально он поддерживал боевиков.

– Вы поймите, что на тот момент другой администрации в республике в принципе не было. Чечня была де-факто независимым государством, даже слово «боевик» появилось в лексиконе после 1999 года. Только потом появилось правительство Доку Завгаева, но он сам располагался в двухкомнатной квартире и штаб его был всего 8 человек.

«СП»: – Это верно, что летом 1995 года Ахтахтанов участвовал в создании Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чечни и стал ее председателем? Утверждается, что она выступала за создание в Чечне независимого демократического светского государства.

– Именно так.

«СП»: – Значит, он выступал за отделение Чечни от России!

– На тот момент это был уже случившийся факт. Тогда в Чечне действовало порядка 6 партий. Они создавались по указке определенных сил или группы людей – также и их партия. Самые сильные позиции имела Исламская партия возрождения Чечни. В результате была выбрана именно та модель, за которую она выступала, и к чему это привело, мы прекрасно знаем. В то время как партия Ахтахтанова не была сторонником шариатских позиций: она хотела преобразований и реформ по типу европейских государств, потому что это были мыслящие, образованные люди, которые прекрасно понимали что к чему. Затем вследствие конфликта между Исламской партией и остальными официальная власть приняла позицию первой.

«СП»: – Хорошо. Утверждается, что с приходом к власти в Чечне пророссийской администрации Доку Завгаева партия Ахтахтанова перешла в оппозицию. Почему?

– В том то и дело, что администрация Завгаева не пришла к власти. Она пришла к власти только в Кремле. Доку Завгаев не владел ситуацией вообще, поэтому правление его заканчивалось в районе аэропорта: когда прилетал Ельцин, Завгаев его встречал, там же они пили чай, и тот улетал. Поддерживать изначально некого было! Против Доку Завгаева изначально была вся Чечня!

«СП»: – С этим разобрались. Далее: с 1996 года ДПП поддерживала администрацию Аслана Масхадова. Почему?

– На тот момент среди баллотирующихся в президенты Чечни было 4 кандидатуры, среди которых – Масхадов и Яндарбиев. В то время самым авторитетным был Масхадов – единственный человек, который, как тогда казалось, давал надежду на светлое будущее Чечни. Поэтому все политические силы сгруппировались вокруг него. Но обратите внимание: спустя полтора-два года пришло разочарование, и все они тоже пошли в оппозицию Масхадову. Не выдержав такого давления, он официально стал сторонником исламистского движения. Так он ушел в сторону радикального ислама.

«СП»: – Вам известно, почему Ахтахтанов оказался в плену у Масхадова?

– Он оказался в плену не у него. Лидером исламистского движения был Хаттаб. В какой-то момент лидеры всех политических сил были арестованы и осталось только исламистское. После этого появились и лагеря подготовки военно-диверсионных специалистов, а в Урус-Мартане располагалась его официальная штаб-квартира. В плену оказались руководители всех политических сил, не только Ахтахтанов. Напрямую убить их было невозможно: за ними стояли родственники, тейпы, поэтому он добился от них согласия, что они больше не будут вести политическую деятельность и покинут Чеченскую республику.

«СП»: – После этого он и уехал?

– Да, сразу, как оказался на свободе. Он и остальные.


Как сообщили РИА «Новости», Руслана Ахтаханова, похоронят в родовом селении Знаменское Надтеречного района Чечни. «Самолет с его телом должен прибыть в аэропорт Грозного сегодня во второй половине дня. В родовом доме Ахтахановых по чеченской традиции с самого утра открыты ворота. Перед домом погибшего с раннего утра собираются люди, которые прибывают из разных районов республики», - сказал собеседник агентства.

Страницы творчества


Двадцатый век – им поклонись смиренно…

(Памяти Зии Бажаева и Артёма Боровика)


Какие безупречные мишени -

Раскрученный эпохой журналист

И благодарность новых поколений

Чеченцев, русских... Век, им поклонись!


Два кровных брата - русский и чеченец,

Между друзьями не было войны...

На них поднявший руку отщепенец

Пусть кается грехом своей вины.


Народ мужает от такой утраты...

О, чёрных дел гремучая печать!

Лежат в могилах два духовных брата

И времени придётся отвечать


Их матерям, в достоинстве взрастившим

Своих - души гражданской сыновей...

Мы выплакали слёзы по погибшим,

Судьбу желавшим сделать нам новей...


Молчат два обездоленных народа:

Давно пора бы сердцем отрезветь...

Их будет не хватать нам год от года,

Их голоса - набатной боли медь.


Служа своей державе беззаветно,

Самих себя, увы, не сберегли...

Пусть было всё совершенно секретно,

Наступит время вскрытия улик...


Их подвиг - наша братская могила.

Снимите шапки, злые времена.

Содружество чеченца с русским - сила:

Тому порукой эти имена.

(За это стихотворение Руслан Ахтаханов был удостоен премии имени Артема Боровика).