Западная коалиция провела афганскую войну гораздо хуже советского ограниченного контингента

На модерации Отложенный

Появление в Афганистане в декабре 1979 года советских войск вызвало в Вашингтоне панику. Там решили, что СССР организует себе таким образом выход к Персидскому заливу, чтобы лишить Запад нефти. Но что в США осознали сразу, так это возможность устроить Советам свой “Вьетнам” - афганское население было настроено против местного правительства и традиционно не переносило иностранных оккупантов, в чем когда-то убедились англичане.

Советская армия, как и любая другая регулярная армия, готовилась к классической, а не к противопартизанской войне. Она собиралась противостоять НАТО на европейских равнинах, а не малочисленным отрядам в горах и пустынях Афганистана. Точно так же 15 годами ранее американцы оказались совершенно не готовы к борьбе с партизанами в джунглях Вьетнама.

Афганцы быстро получили иностранную поддержку - ее вдохновителями и организаторами стали США и Великобритания. Пакистан выступил плацдармом для приема и распределения этой помощи и для базирования боевиков, к тому же его военнослужащие также участвовали в боевых действиях. Огромный финансовый и организационный вклад в обеспечение душманов внесла Саудовская Аравия. Активнейшим участником этой коалиции стал Китай, который в тот момент считался “16-м членом НАТО” и стал главным поставщиком оружия советского образца. Западные образцы появлялись у душманов лишь в том случае, если не было советских аналогов либо их по каким-то причинам оказывалось недостаточно. То есть на самом деле не менее 90% погибших бойцов Советской армии были убиты либо китайским оружием, либо советским же, которое в гигантских количествах и почти бесплатно поставлялось в 60–70-е годы “братскому” Египту.

Советский контингент не имел возможности постоянно удерживать занятые территории - для этого просто не хватало людей, он не только по названию был очень ограниченным, и передавал их афганской армии. А та немедленно их оставляла, причем, как правило, без боя. Значительные силы распылялись по множеству гарнизонов, которые начинали оборонять сами себя. Еще более значительные силы требовались для охраны коммуникаций и проводки колонн снабжения. На активные действия почти ничего не оставалось, а пассивная оборона еще никому никогда победы не приносила. Наконец, значительная часть советской техники не подходила для войны в афганских природно-климатических условиях.

Постепенно советское командование делало выводы из происходящего. Началась модернизация бронетехники. Стала меняться тактика. В частности, пришло понимание того, что с партизанами лучше всего бороться их же методами. Соответственно все большую роль в ведении наступательных боевых действий стали играть не мотострелки, а ВДВ и спецназ. Незаменимыми их помощниками, как, впрочем, и всего ограниченного контингента, были боевые Ми-24 и многоцелевые Ми-8.

В итоге во второй половине 80-х в Афганистане сложилась ситуация стратегического пата. Советские войска не могли не то что разгромить противника, а хотя бы частично перекрыть бесконечный поток оружия и боевиков из Пакистана. С другой стороны, душманы были неспособны провести какое-то крупное наступление и захватить хотя бы даже самый отдаленный от Кабула провинциальный центр, чтобы провозгласить его своей “столицей”.

14 апреля 1988 года были подписаны соглашения, по которым советские войска до февраля 1989-го полностью выводились из Афганистана, а Пакистан и США прекращали поддержку душманов. Москва выполнила свою часть соглашений полностью, Исламабад и Вашингтон даже не имитировали их выполнение, а Лондон, Эр-Рияд и Пекин как бы вообще оказались “ни при делах”. То есть это была полная и безоговорочная капитуляция СССР. Общие потери СССР убитыми составили 13 833 человека, с учетом других силовых ведомств – 14 453. Официальные потери в технике – 147 танков, 1315 БРДМ, БМП и БТР, 433 орудия и миномета, 118 самолетов и 333 вертолета.

В 1995-м году пакистанская разведка на саудовские деньги при полном согласии США создала в Афганистане движение талибов, которые в июне 1996 года взяли Кабул. Это стало первым шагом к следующей войне. Она, уже американская, началась в Афганистане после 11 сентября 2001 года. Квалифицированные как нападение на США теракты позволили задействовать 5-ю статью договора НАТО.

Главными противниками международной коалиции в Афганистане были талибы - не менее 50 тысяч активных боевиков, контролировавшие 90% афганской территории. Оставшуюся часть удерживала группировка, известная как Северный альянс, которой руководил Ахмад Шах Масуд, некогда один из главных полевых командиров антисоветских сил, а затем ближайший союзник РФ, которая вместе с Узбекистаном и Ираном в 90-е годы поддерживала Северный альянс против талибов.

При этом вооружение как Северного альянса, так и талибов было крайне примитивным. Талибы получали некоторое количество оружия из Пакистана, Северный альянс – из РФ, Ирана и Узбекистана. После начала западной операции все изменилось, теперь важнейшим фактором стало колоссальное техническое превосходство США и их союзников.

Война началась вечером 7 октября 2001 года с традиционных для США и НАТО массированных авиационно-ракетных ударов по позициям противника. Уже к концу года США и их союзники установили полный контроль над Афганистаном. Тогда их потери составили всего 12 человек, причем все они считались небоевыми. А война перешла в противопартизанскую фазу, которую принято сравнивать с советской афганской кампанией.

Сравнение это, однако, некорректно по ряду причин. Главная в том, что в 80-е годы антисоветские силы в Афганистане получали широчайшую поддержку со стороны коалиции в составе США, Великобритании, Саудовской Аравии, Пакистана и Китая. За талибами после 2001-го не было никого. Соответственно сравнение противников неправомерно, талибы в этом смысле на порядок слабее душманов, притом что советским войскам в то время даже не снились разведывательные и боевые беспилотники или высокоточные боеприпасы, которые сейчас есть у войск США и НАТО.

Вторая причина некорректности сравнения в том, что 40-я армия воевала в Афганистане “по полной программе”, в том числе на земле. Антиталибская коалиция всячески избегала “контактных” действий. Европейские контингенты всю войну отсиживались на своих базах, покидая их лишь по острой необходимости. Англосаксы воевали активнее, но все равно несопоставимо с советской армией. Плюс проблема снабжения, крайне сложная в условиях горно-пустынного бездорожья. 40-я армия решала ее своими силами, именно на охрану колонн и коммуникаций приходилась значительная часть потерь советских войск. Западная коалиция полностью свалила этот вопрос на ЧВК. Уничтожение талибами грузовиков на территории Пакистана или самого Афганистана становилось лишь финансовой проблемой, но не военными потерями. Потери ЧВК вообще никто нигде не учитывает.

Именно с учетом того, что талибы в течение всей войны не имели никакой внешней поддержки и тем более собственного ВПК, а технологический разрыв между воюющими сторонами был просто космическим, можно сказать: западная коалиция провела свою афганскую войну гораздо хуже советского ограниченного контингента. Талибы в отличие от душманов почти не воевали, тем не менее, потеряв в начале войны почти все, сегодня они контролируют значительную часть страны. Афганская война, как и ливийская в 2011-м, показала, что сегодняшнее НАТО из-за гипертрофированной боязни потерь не может вести никакую войну, а попытка избежать потерь с помощью “высокоточности” и “высокотехнологичности” делает ведение войны невозможным уже по финансовым соображениям.

В 2014 году коалиция официально завершила войну в Афганистане и с 2015-го начала новую миссию по поддержке и обучению национальных сил. К середине 2018 года США потеряли 2372 человека убитыми, коалиция в целом – 3458 человек. Можно отметить, что страны бывшего СССР, которые в 80-е так рвались на свободу, в частности, из-за войны в Афганистане, суммарно потеряли 46 человек уже на новой войне там же. Страны же Варшавского договора Москва воевать в Афганистане не заставляла. А вот под руководством Вашингтона они потеряли там суммарно 94 военнослужащих.

В настоящее время единственная задача Вашингтона в Афганистане – уйти, не потеряв лица. Для этого в Катаре американцы активно ведут переговоры о сдаче страны талибам с условием, что те не начнут снова любить “Аль-Каиду”. Вполне возможно, что договорятся.