Кто спровоцирует следующий финансовый кризис?

Последние события на финансовых рынках дают основание определить главную проблему – это падение цен и рост доходностей американских казначейских облигаций . С начала 2018 года начались активные продажи трежерис. Их продают практически непрерывно – и при выходе сильных макроэкономических данных, и после слабой статистики. Что происходит, рассуждает главный аналитик "Телетрейд Групп" Олег Богданов
 

главный аналитик "Телетрейд Групп" Олег Богданов

Показательной в этом отношении была реакция на публикацию протоколов последнего заседания FOMC. Протоколы показали, что в ФРС нет уверенности в росте инфляции, общая тональность текста была мягче ожиданий рынка и в первые минуты реакция была понятной – резко вверх пошли фондовые индексы в США, упал американский доллар, начали расти цены на трежерис. Однако уже через 20 минут ситуация серьезно изменилась. Кто-то снова начал активно продавать казначейские облигации, доходности поднялись до максимумов за 9 лет, как следствие, резко вырос доллар и обвалились индексы в США. Все это заставляет обратиться к историям 2008 года, многие эксперты, в связи с последними событиями все чаще вспоминают этот период.

Помнится через год после кризиса я уже пытался разобраться в том, что послужило толчком к обвалам на рынке ипотечного долга, а потом и всего финансового рынка. Тогда вышла книга бывшего министра финансов США Генри Полсона "On The Brink", в которой он обвинял российское руководство в сговоре с Китаем с целью продать облигации федеральных агентств США и обрушить финансовую систему Америки. Понятно, что это взгляд политизированный и конспирологический, однако, вот о чем говорят цифры и факты.

В начале 2008 года, в январе Российский ЦБ сообщал, что по состоянию на 1 января 2008 года 37,03% от общей суммы статьи "Ценные бумаги иностранных эмитентов" (2006 год — 35,65%) составили инвестиции Банка России в облигации американских ипотечных агентств Federal Home Loan Bank, Federal National Mortgage Association, Federal Home Loan Mortgage Corporation на сумму 2,475 триллиона рублей (2006 год — 1,007 триллиона рублей), из которых 83,94% имели на отчетную дату срок до погашения менее одного года. Несмотря на банкротство инвестбанка Bear Stearns, руководство ЦБ РФ в лице господина А. Улюкаева утверждало, что эти инвестиции очень надежны - имеются гарантии американского правительства.

Статистика американского Казначейства подтверждает, что до июля 2008 года ни Россия, ни Китай не сокращали свои вложения в ипотечные облигации федеральных агентств. На начало июля 2008 года Китай держал американских активов на сумму 1 трлн. 205 млрд. долл. из них агентских облигаций: долгострочных было на 525 млрд. долл. и краткосрочных на 33 млрд.

долл. В российский пакет (222 млрд. долл) входили 62 млрд. долл. — долгосрочных агентских облигаций и 83.5 млрд. долл. краткосрочных.

С июля 2008 года начались активные продажи облигаций. В конце июля А.Улюкаев сообщил, что ЦБ РФ сократил свои вложения в корпоративные облигации ипотечных агентств США на 40%.Российский ЦБ продолжал выход из ипотечных облигаций и в августе. "Мы примерно на 40% сократили вложения в эти бумаги. Это избыточная предосторожность, на которую Центробанк как консервативный по определению институт идет. Мы понимаем, что этого риска нет, но мы должны подстраховаться", — сказал А.Улюкаев.

Несколькими днями ранее он сообщал, что объем вложений Банка России в корпоративные облигации американских ипотечных агентств составляет менее 50 млрд долл., тогда как на начало года этот объем составлял 100 млрд долл.

Данные ФРС США подтверждают резкое изменение диспозиции в американских активах со стороны нерезидентов. В 3-4 квартале 2008 года иностранцы продали облигаций федеральных агентств США более чем на 600 млрд. долл.

Что же получилось в итоге на балансах Китая и России после бурных событий лета и осени 2008 года? Снова официальные данные Казначейства США на февраль 2009 года. У Китая агентских облигаций осталось на 368 млрд. долл. — сокращение на 190 млрд. долл. Россия продала практически все, на балансе осталось данных активов на 1 млн. долл.

Продажи агентских облигаций приводили к серьезному падению цены. Спрэды между казначейскими и облигациями Fannie Mae и Freddie Mac расширялись до невиданных величин (иногда более 200 б.п.)

Понятно, что в таких условиях, когда падают базовые высоконадежные облигации ипотечного сектора, весь рынок ипотечных облигаций находился в стрессовом состоянии. Самое главное — данные облигации утратили свою ценность как залоговое обеспечение. Поэтому до небес взлетает LIBOR, поэтому недоверие к крупным держателям данных облигаций. В сентябре 2008 года перестал существовать Lehman Brothers, а в начале октября Генри Полсон уже был в Москве. О чем он просил, чего хотел — доподлинно не известно. 30 января 2009 года председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что Банк России продал все облигации американских ипотечных агентств — в международных резервах РФ их не осталось.

Это история 2008 года. Что реально происходит сейчас с облигациями Казначейства США мы не знаем. Статистика приходит лишь спустя 2 месяца. Известно лишь одно – кто-то активно продает трежерис. Вот цифры на конец 2017 года. Нерезиденты держат трежерис на 6 трлн. 310 млрд. долл. - у Китая их на 1 трлн.184 млрд. долл., у России на 102 млрд., в различных оффшорных зонах держателей где-то на 820 млрд. долл. и т.д.

На ужин на Титанике подавали: говяжий бульен Ольга, лосось отварной с огурцом и соусом муслин, филе миньен и соте из курицы..

Источник: http://www.vestifinance.ru/articles/98136

15
621
24