Хватит врать!

На модерации Отложенный

«Хватит врать!» BadComedian — о деньгах, лжи в кино и добровольной самоизоляции

Опытный эксперт по самоизоляции Евгений Баженов, известный как блогер BadComedian, редко дает интервью и почти не выходит из дома. В прошлом году его имя звучало едва ли не чаще, чем слово «обнуление» в марте 2020-го. Мы поговорили с ним.

В 2019 году на Евгения Баженова «рухнул» иск на 1 млн руб. от кинокомпании Kinodanz за обзор фильма «За гранью реальности». В Kinodanz заявили о нарушении авторских прав: мол, блогер превысил допустимый лимит цитирования видеоматериала. Общественность встрепенулась — Баженову пытаются заткнуть рот. За BadComedian вступились люди с большим медийным весом: от Сергея Минаева и Ксении Собчак до Александра Роднянского и Федора Бондарчука, чье «Притяжение» Баженов не то чтобы хвалил. Иск отозвали.

В октябре 2019-го — второй удар: BadComedian отменил премию «Михалоскар» — шуточный «анти-Оскар» за самые сомнительные достижения отечественного кинопрома, который должен был состояться в минувшем феврале. У Баженова возникли финансовые претензии к организаторам, компании OutCon.

Главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович встретился с Евгением Баженовым, обычно сторонящимся внимания прессы, ког­да скандалы были уже позади, а на его канале вышел первый в этом году обзор — на «Терминатор: Темные судьбы», не понятый некоторыми поклонниками из-за притянутых за уши, по их мнению, претензий.

— Я с довольно большим удивлением для себя обнаружил, что вашему каналу уже девять лет, в 2011 году вы его запустили. Не надоело?

— Нет, потому что материал все время меняется, кинематограф меняется, мы меняемся — поэтому вообще не надоедает. Наоборот, с еще большим усердием и злобой подхожу ко всему этому.

— В то время как многие ютьюберы старой волны вышли в тираж и появились новые, вы по-прежнему очень популярный персонаж. Наверное, один из двух-трех ключевых героев сегодняшнего YouTube. Я хочу про вашу популярность поговорить немного, про ваше к ней отношение. Как вы ее ощущаете?

— Ну я ощущал ее, когда ездил в стендап-туры. Видел людей и понимал, что это огромная аудитория. Не цифры на YouTube, а реальные люди, огромная толпа, которая знает тебя и пришла посмотреть только на тебя. В целом я, наверное, больше никак не сталкиваюсь [с популярностью], потому что и на улицу-то не выхожу. А если выхожу, то да, бывают некоторые сложности: в кино сходить, еще что-то сделать. Люди действительно узнают. Но в остальном я никак больше не сталкиваюсь с этим.

— То есть вы правда на улицу практически не выходите?

— Нет, я выхожу, естественно, выезжаю, обычно куда-то утром, но по большому счету да, у меня нет какой-то там социальной жизни, скажем так.

— Это потому, что вы интроверт, или просто такие условия сделки с дьяволом?

— Да нет, я просто сижу, работаю. Но на премьеры или еще куда-то там погулять — это…

— … неинтересно?

— Это и тяжело, и в целом я могу поработать, почитать. Зачем гулять? То есть если развеяться хочется, дойду до леса и погуляю с собакой.

— Вы же маркетолог по образованию, насколько я знаю?

— Да.

— Тогда сейчас будет вопрос маркетологу. Очень модно сегодня говорить про идею личного бренда. Вот есть люди-бренды, которые создали сами себя: они сами себе компания. Вы таким брендом себя ощущаете?

— Я не ощущаю себя брендом, но по факту им являюсь. Потому что все-таки логотип, имя, еще что-то — все это отражается в новостных лентах, везде это отражается, хочешь не хочешь. Поэтому, да, видимо, оно (имя. — «РБК Стиль») — бренд.

— Вы же очень влиятельный человек. Как ни крути, влияете и на киноиндустрию, и на свою аудиторию. Трудно с этим спорить...

— Ну я делаю обзоры уже после премьер…

 

© ОЛЬГА ТУПОНОГОВА-ВОЛКОВА

 

— Тем не менее мы знаем примеры того, как реагируют на ваши видео индустрия и зрители. Мой вопрос вот в чем: вам вообще нравится оказывать влияние на людей, ощущать нечто вроде власти?

— Естественно, я стараюсь направлять аудиторию, точнее, даже не направлять, а показывать ситуации, когда происходит что-то из ряда вон: вот смотрите, эти люди такие вот сволочи. В остальном в киносфере, наверное, хочется влиять тогда, когда появляется какая-то несправедливость, как было с «Движением вверх». Когда сыну Кондрашина (советского баскетбольного тренера Владимира Кондрашина, ставшего в картине прототипом образа Владимира Гаранжина. — «РБК Стиль») и женам некоторых баскетболистов не дали слова, на них наплевали. Тут, безусловно, хочется обратить внимание аудитории. Но не сказать: «Давайте травить все!» Нет, хочется сказать: «Ребята, посмотрите, вот такая несправедливость, надо обращать на подобное внимание, потому что обидно за происходящее». А в целом использовать власть — затравить или еще что-то — не дай бог. И не хотелось бы, чтобы это получалось. Безусловно, есть часть аудитории, которая, возможно, загорается от каких-то событий — идет искать справедливость, избивать кого-то. Я надеюсь, что такого не будет.

А в остальном обращать внимание на ситуации, на проблемы, конечно, нужно.

— Еще про аудиторию. Она у вас невероятно преданная. И кажется, что секрет ее преданности в том, что вы абсолютный бессребреник и не продаете рекламу у себя на канале...

— Ну технически у меня в ссылках есть упоминания Sony, потому что они мне дают камеру. Хотя я даже их камеру в обзоре до сих пор не показал — я на нее все снимаю. Но упомянул, прорекламировал. Так что технически есть реклама. Я никогда не говорил, что я против всей [рекламы]… Я против плохой рекламы.

— То есть: а) вы не за бабло и б) вы такой немножко Навальный от кино, воинствующий борец с несправедливостью?

— Я бы не сказал, что такая борьба к чему-то приводит, и поэтому нельзя назвать это борьбой. Здесь нет цели победить — здесь победить нельзя. Хотелось бы верить, что борьба приводит к чему-то, а у меня не приведет, потому что у ребят бизнес, они зарабатывают. Давайте просто покажем на них пальцем и скажем: вот как они делают. И только.

— По поводу денег. Вы по-прежнему не хотите зарабатывать? Могли бы быть рублевым миллионером как минимум.

— У меня донаты есть, и люди очень хорошо донатят. Еще на канале у меня есть монетизация. Поэтому все хорошо. И наглеть — вставлять еще рекламу? Ну что я с этими деньгами делать буду?

— Но вы зарабатываете же совсем не те деньги, что ваши коллеги уровня, скажем, Юрия Дудя...

— Да, но я опять же не понимаю... Ну вот есть такое количество денег... Не знаю, Дудю донатят ли…

— Ну мы все понимаем, на чем зарабатывают такие блогеры, как Дудь.

— [Если делать] часовые ролики — там и монетизация будет замечательная. Но опять же, я не особо понимаю… Если захочу, вот прямо очень захочу достаточно денег, поеду в тур.

— В стендап-тур, вы имеете в виду?

— Да. Напишу какую-то программу, поеду в тур и заработаю денег. Но у меня нет графика выступлений, я не знаю, когда буду выступать. Вот как искренне захочу, поеду и заработаю денег.

— То есть у вас нет агента или менеджера, который это все организовывает?

— Да, я в одиночном плавании, скажем так.

— А были попытки кого-то нанять — человека, который будет всем рулить?

— Да. Было несколько человек — эксперимент признан неудачным. Поэтому пока никаких менеджеров, и я думаю, что не стоит.

— Не сошлись характерами?

— Ну там большое количество историй, включая «Михалоскар», просто миллион раз про это уже говорил...

— Раз уж вы упомянули «Михалоскар». Он должен был случиться в феврале этого года...

— Уже случился! Нет! Нет, я шучу, не случился — поэтому и не случился (из-за финансовых разногласий с подрядчиком. — «РБК Стиль»).

— А что в итоге с премией? Все, похоронили идею?

— Ну, опять же — как загорится, появится у меня желание, можно будет сделать. Сейчас в связи с тем, что вот эти события произошли, не очень приятные, желания делать пока нет.

— Я хочу немного назад вернуться — к разговору о том, что вы сидите дома и никуда не ходите.

— Да.

— Расскажите, как вы вообще живете? Что вам интересно? На чем, в конце концов, вы ездите (когда ездите)? Какой вы в жизни?

— Я просыпаюсь, ем, смотрю что-нибудь в YouTube. Сажусь работать. Периодически прерываюсь. Схема такая: надо поработать час, отдохнуть минут 15. Понятно, перед тем как начинается совсем суровая работа — перед съемкой обзоров, — все немножко расхлябанно, а потом вот по этому графику. Вечером награда за все — просмотр фильма.

— Вы каждый день кино смотрите?

— Да. Я люблю кино и до сих пор смотрю его с удовольствием. Правда, по большей части это триллеры и ужастики.

— То есть реально каждый день?!

— Стараюсь. Но когда близится съемка обзора, там уже никакого кино, ничего вообще нет — только вот делать, делать, делать, пока не выложу [видео].

— Вы водите автомобиль?

— Да.

— На чем ездите?

— На «Фольксвагене».

— Это демократично.

— На старом, 2013 года, поэтому все нормально. (Смеется.)

— Сколько человек у вас сейчас в команде?

— Да когда как, но костяк — это я, человек, который делает эффекты, всегда есть человек, который делает превью к ролику. У меня два постоянных оператора, могу одного позвать, могу двоих.

— Сколько в среднем стоит ваш ролик в настоящее время, в 2020 году?

— Например, обзор «Терминатора» — нам на четверых билеты до Ростова-на-Дону и обратно, еда, эффекты, превью, еще что-то — обошелся чуть больше 100 тыс. руб.

Обзор «Терминатора» — нам на четверых билеты до Ростова-на-Дону и обратно, еда, эффекты, превью, еще что-то — обошелся чуть больше 100 тыс. руб.

 

 

— Кстати, по поводу «Терминатора», раз уж вы про него сказали. Мои друзья-синефилы прямо чихвостят вас за этот обзор. Им фильм кажется отличным. Почему же все-таки он вам так не понравился?