Я вовсе не противник евреев, я-антисионист и останусь им до тех пор, пока сионизм не будет искоренен

На модерации Отложенный

Предстоящие поездки «Всадников свободы» слабо связаны с событиями прошлых лет  и, тем не менее, занимают особую позицию в историческом наследии, открытом для различных толкований. 
    Что связывает «Всадников  свободы» прошлых лет с «Всадниками свободы» сегодня? Движение «Всадники  свободы»  в 1960-е годы в сегрегационной Америке сформировалось гражданами страны, выступавшими против политики режима апартеида, в то время как цель «Всадников свободы» в Палестине - защищать права суверенного народа в условиях иностранной военной оккупации. Тем не менее, апартеид есть апартеид, не важно, где и когда он поднимет свою уродливую голову. Чтобы понять связь между двумя движениями и пролить свет на мост исторического развития, связывающий их, нужно задать следующий вопрос – как относятся «Всадники свободы» 1960-х к борьбе палестинцев?

    Джон Льюис, сын фермеров из Алабамы, вступил в движение «Всадники свободы», когда ему было 19 лет. Он поехал в Бирмингем с группой жителей Нэшвилла, принял участие в мирной акции протеста чернокожих жителей американского города Монтгомери, потом его арестовали в Джексоне и он какое-то время просидел в тюрьме.  Вот уже 12 лет он, как демократ, представляет штат Джорджия в палате представителей. 20 января 2002 года, в разгар Второй интифады  и, по совпадению, в 20-ю годовщину демократических выборов Ясира Арафата на пост председателя Палестинского Национального совета, газета  San Fransisco Chronicle опубликовала статью Льюиса под названием «“У меня есть мечта” - мир на Ближнем Востоке. Мартин  Лютер  Кинг  и его связь с Израилем». В ней Льюис подчеркнул страстное убеждение Кинга в том, что «мир для Израиля» означает безопасность, а безопасность должна быть реальной». Далее Льюис говорит:

    «Кинг придерживался определенной точки зрения по вопросу арабо-израильского» конфликта, заявляя о «бесспорном праве государства Израиль на существование в условиях безопасности». Не случайно Кинг подчеркивал слово «безопасность» в своих заявлениях по Ближнему Востоку. Во время недавней конференции ООН по расизму, проведенной в Дурбане, ЮАР, все мы были просто шокированы нападками на евреев, Израиль и сионизм. Соединенные Штаты Америки выступили против этих злостных нападок».

    В сентябре 2001 года на конференции были предприняты попытки принять проект резолюции, осуждающей Израиль за проведение расистской политики в отношении палестинского народа, и после четырехдневных переговоров представители США, Израиля и Канады покинули конференцию. В своей статье Льюис пытается донести идею о том, что Кинг, «всегда искавший пути достижения свободы и мира… понимал, что между афроамериканцами и американскими евреями существуют особые отношения. Этот посыл был справедлив в свое время и актуален и сейчас». Точно так же, как  израильские специалисты по репутационному «отбеливанию» сионистского государства, Льюис пытается воспользоваться именем Кинга в целях защиты подвергаемого резкой критике права Израиля на «военную безопасность». И, как это не парадоксально, по его мнению, тот, кто осмелится обвинять Израиль в расизме, выступает против самого Кинга (хотя утверждение в том, что Кинг одобрял сионизм, мягко говоря, спорно). Льюис приравнивает афроамериканскую борьбу против преследований не с палестинской борьбой за самоопределение, а с историей преследования евреев, которую Израиль выгравировал на своём карающем мече.

    Генри Шварцсчайлд эмигрировал в США из Берлина в 1939 году в возрасте 14 лет. В 1950-е годы он стал одним из руководителей Антидиффамационной лиги.  В 1961 году его арестовали как представителя «Всадников свободы». Когда его освободили, Мартин Лютер Кинг написал ему: «Ваше мужество, ваша готовность сесть в тюрьму за свободу приблизили нас к светлому будущему нашей страны».

    Собственное «светлое будущее» Шварцсчайлда заставило написать его ряд статей для еврейского журнала Sh ma . С годами Шварцсчайлд стал всё более критично относиться к происходящему и, как он отметил в 1972 году, «Израиль и американские евреи верят, что в качестве ответа на претензии арабов против государства Израиль необходимо нанести  арабам поражение и лишить их притязания всяких оснований, сохранить протекторат в Газе, на Синайском полуострове и Западном берегу, настойчиво продолжать аннексию арабского Иерусалима и Голанских высот, узаконить экспроприацию арабской собственности, продолжать военный контроль на арабскими поселениями в Израиле».

    В 1975 году он написал статью под названием «Расизм, неотвратимый национальный грех», как ответ на резолюцию ООН 1975 года о приравнивании сионизма к расизму. Основываясь на опыте Льюиса в борьбе с расизмом, приобретенном во время деятельности «Всадников свободы» в Америке, Шварцсчайлд настаивает на том, что «этническое государство является по своей природе эксклюзивным в отношении других этнических групп.. Настойчивое желание этнических групп составлять большинство в своем государстве, создать свое государство по своему образу и разрешить, чтобы в нем преобладали национально-этнические ценности, по сути, является эквивалентом расизма… Еврейское государство, созданное  как решение еврейской проблемы, само стало еврейской проблемой.
Эта печальная ирония предвещает смерть сионизма».

    Через семь лет, в ответ на военные действия израильской армии в Бейруте в 1982 году, Шварцсчайлд опубликовал открытое письмо и объявил о своем уходе из Sh ma , заявив следующее: «Я отрекаюсь от государства Израиль, отказываюсь от политических связей и моральной ответственности и объявляю себя врагом Израиля. Я испытываю обеспокоенность за его жителей – евреев, арабов – за всех  представителей человечества».

    «Война в Ливане ясно показала, что получение политической власти евреями...  является трагедией  исторического масштаба… Я пришел к выводу, что цена еврейского государства для меня неприемлема и существование этого (или ему подобного) еврейского этнического религиозного национального государства является, с человеческой и нравственной точек зрения, еврейской катастрофой и подрывает ценности, лежащие в основе иудаизма и еврейской идентичности. Смертоносное военное превосходство и агрессивный расизм, присущий этому государству, глубоко омерзительны для меня. Евреи же  считают, что имеют полное право навязывать свой холокост другим, чтобы сохранить свое государство».

    Двадцать девять лет спустя его дочь Ханна, юрист из Филадельфии и правозащитница, разделяющая солидарность с Палестиной, приняла участие во второй «Флотилии свободы» на борту американского корабля « Audacity of Hope » («Дерзость надежды»). Назвав участников «Флотилии» современными «Всадниками  свободы», Ханна обозначила связь между двумя правозащитными миссиями, которые привлекли всеобщее внимание к «дерзким надеждам тысяч людей, посвятивших свое время и средства мирному движению сопротивления расизму и несправедливости… Их главным оружием станет мужество их предшественников-правозащитников, моральный гнев растущего мирового движения за свободу и справедливость в Палестине, а также надежда на лучшее будущее незаконно оккупированного народа».

    Как и  Шварцсчайлд, раввин  Дреснер был еще одним белым американцем еврейского происхождения, присоединившимся к движению «Всадники свободы» в солидарность с борьбой против угнетения. Впервые его арестовали ещё в 1947 году, когда он был еще подростком, за участие в акции протеста вместе с другими участниками сионистской молодежной организации «Хабоним» в ответ на отказ британского правительства разрешить еврейским беженцам иммигрировать в Палестину. Дреснер придерживался позиции «мягкой» либеральной критики Израиля, его арестовали за участие в марше «отказников». Он стал известным критиком политики Израиля в отношении палестинцев с начала 1980-х. Тем не менее, он выступает за реформу того, что считает "первоначально нравственным справедливым государством".

    «Я люблю Израиль», - убеждал он в одной из статей, опубликованных в мае 2011 года. « Я был здесь 36 раз . Я здесь женился Израиль много для меня значит. Но политика, которую он сейчас проводит, является саморазрушительной. В течение 68 лет я был закоренелым сионистом, но сионизм разрушает всё. Нужно менять политику аннексии земли, аннексии людей, аннексии домов и так далее…».

    Если проследить весь спектр от защиты Израиля Джона Льюиса, левого сионизма Исраэля Дреснера и, наконец, до полного отрицания Израиля как еврейского государства Хенри Шварцсчайлда, необходимо сказать также о Стоукли Кармайкле, еще одном «Всаднике свободы», переплюнувшем даже Шварцсчайлда с его глубоким презрением сионистского плана… 
    «Сионизм – это детище и защитник интересов империализма на Ближнем Востоке», - говорил он еще в 1980-е годы. «Факт остается фактом, палестинское государство принадлежит палестинскому народу. Сионизм устроил в Палестине неприкрытый терроризм…Сионизм – это расизм, по мнению ООН. Да и не нужно даже ссылаться на ООН, я и так знаю, что это расизм. Я вовсе не противник евреев, я - антисионист и останусь им до тех пор, пока сионизм не будет искоренён, так как он является несправедливой, незаконной, аморальной и расистской системой».
    Наследие «Всадников  свободы» было использовано афроамериканскими правозащитниками как для защиты американо-израильского империализма, так и для его разгрома. Еврейские  представители «Всадников  свободы» не раз призывали Израиль к благородству, но, осознав тщетность таких призывов, в конце концов, отказались от него. 
    Борьба участников движения «Всадники свободы» в Палестине является сложной, напряженной, интересной и основательной. Многое изменилось с прошлых лет по сей день. Но, несмотря на контекстуальные различия между двумя движениями, суть борьбы осталась прежней.