Дело против Ливии о взрыве над Локерби было сфабриковано?

На модерации Отложенный

Примечание переводчика: мы публикуем перевод этой статьи 2007 г. о готовившемся пересмотре приговора ливийскому агенту, признанному виновным во взрыве самолёта над Локерби, в связи с вновь сделанными недавно заявлениями о вине Ливии и конкретно Муаммара Каддафи в этой тёмной истории.

 

Иллюстрация: Нино Хосе Эредиа/Gulf News

21 декабря 1988 г. самолёт авиакомпании "Pan Am" загадочным образом взорвался над Шотландией, тогда погибли 270 человек из 21 страны. Эта трагедия вызвала возмущение во всём мире. В 1991 г. обвинения во взрыве были предъявлены двум ливийцам.

Только Абдельбасет Али Мохамед Аль-Меграхи, ливийский агент, был признан виновным по этому делу коллегией из трёх судей, решение которых в значительной степени базировалось на косвенных уликах. Аль-Меграхи и ливийское правительство с самого начала настаивали на своей невиновности.

Тем не менее, после введения карательных санкций, когда были заморожены зарубежные банковские счета Ливии и в страну был запрещён импорт запчастей, необходимых для нефтяной индустрии страны, Триполи неохотно согласился заплатить 2,7 миллиардов долларов семьям жертв (10 миллионов долларов на семью) при условии, что эта выплата не будет считаться признанием вины.

В феврале 2004 г. ливийский премьер-министр сказал "Би-би-си", что его страна невиновна, но была вынуждена переплатить в качестве "цены за мир".

Аль-Меграхи в настоящее время отбывает пожизненное заключение, но ранее в этом году шотландская Комиссия по пересмотру уголовных дел постановила, что могла произойти судебная ошибка на основе потерянных или уничтоженных свидетельств.

Шотландский апелляционный суд должен заново пересмотреть это дело позднее в этом месяце и, как ожидается, отменить обвинительный приговор Аль-Меграхи как ненадёжный.

Сын ливийского лидера Саиф аль-Ислам сказал недавно, что он уверен, что Аль-Меграхи вскоре будет признан невиновным и сможет вернуться домой.

В воскресенье в разоблачительной статье Алекса Дюваля Смита в "Observer" сообщалось, что "ключевое вещественное доказательство, которое было использовано обвинением, чтобы непосредственно связать Ливию со взрывом самолёта над Локерби, как оказалось, может являться фальшивкой", также в статье говорилось о подозрениях в "международных политических махинациях и халтурной работе следователей", которые выдвинуты в отношении "британского правительства, ФБР и шотландской полиции".

В статье в "Observer" утверждается, что Ульрих Лумперт, швейцарский инженер, являвшийся "важным свидетелем", теперь признался, что он солгал о происхождении переключателя часового механизма.

Недавно Лумперт сделал заявление, скреплённое присягой, для швейцарского суда, в котором было сказано: "Я украл прототип часового механизма MST-13" и "передал его без разрешения 22 июня 1989 г. человеку, который заанимался официальным расследованием дела Локерби".

Владелец компании, которая изготовила переключатель, - доведённый до банкротства иском авиакомпании "Pan Am" - говорит, что он сказал полиции в самом начале расследования, что переключатель часового механизма не являлся одним из тех, которые его компания продавала Ливии.

Более того, он настаивает на том, что переключатель часового механизма, показанный на суде, изменился с тех пор, как он видел его первоначально в Шотландии, сказав, что за прошедшее время его детали стали выглядеть "обугленными". Он также говорит, что суд был настолько решительно настроен доказать вину Ливии, что его показания были проигнорированы.

В 2005 г. бывший шотландский начальник полиции подписал заявление, в котором он утверждал, что ЦРУ подбросило фрагменты схемной платы часового механизма, представленные на суде - что подтверждает сделанные ранее заявления бывшим агентом ЦРУ о том, что его ведомство "написало сценарий", чтобы гарантировать обвинение Ливии в этом преступлениии.

Есть также утверждения о том, что одежда, которую подрывник якобы приобрёл на Мальте, прежде чем она была обёрнута вокруг бомбы, была неповреждённой при её обнаружении, но к моменту, когда она оказалась в суде, она была разорвана в клочья.

Пожизненное тюремное заключение

Владелец магазина, продавший данный предмет одежды, заявил о том, что Аль-Меграхи никогда не был его покупателем. Вместо этого он назвал родившегося в Египте палестинца Абу Тальба - отбывающего теперь пожизненное заключение в Швеции за взрыв в синагоге.

Профессор Ганс Кёхлер, назначенный ООН наблюдателем на судебном процессе, назвал его результат "очевидной судебной ошибкой". Кёхлер неоднократно призывал провести независимое расследование, на что британское правительство по сей день отказывается дать разрешение.

Оливер Майлс, бывший британский посол в Ливии, настаивает, что "ни один суд не доберётся до правды теперь, когда у различных разведывательных служб была благоприятная возможность исказить свидетельства".

Джим Свайр, отец одной из жертв взрыва над Локерби, сказал: "Шотландское правосудие очевидно сыграло ведущую роль в одной из самых постыдных судебных ошибок в истории".

Крэг Мюррей, бывший британский посол, который ранее являлся вторым по положению человеком в Министерстве авиации и судоходства Британии с 1989 по 1992 гг., написал об одном странном случае на своём веб-сайте.

Мюррей говорит, что один его коллега рассказал ему, будучи "крайне встревоженным", о докладе разведки, в котором давалось понять, что Ливия не причастна к взрыву самолёта "Pan Am". Когда он попросил дать ему взглянуть на доклад, коллега ответил, что доклад доступен только определённым людям - что Мюррей называет "чрезвычайно странным". Ранее удобным образом был похоронен доклад ЦРУ, в котором был сделан аналогичный вывод (о непричастности Ливии).

Если Аль-Меграхи выйдет на свободу, Ливия будет оправдана и предположительно сможет потребовать обратно деньги, выплаченные в виде компенсации, вместе с восстановлением своей репутации.

Это также станет крайне затруднительным поворотом событий для Британии и США, не говоря уже об их разведывательных ведомствах, и оставит открытым вопрос о том, кто же взорвал рейс 103 авиакомпании "Pan Am". В идеальном мире Ливия также получила бы извинения от своих обвинителей, а также получила бы возможность предъявить иск о возмещении ущерба за всё, что она потеряла в результате санкций ООН.

Но в мире, где часто торжествует политическая целесообразность, апелляция по делу не имеет заранее предрешённого результата, несмотря на разоблачение сомнительных "доказательств" и подозрительных "свидетелей".

Линда С. Хеард является экспертом по ближневосточным делам. С ней можно связаться по адресу lheard@gulfnews.com. Ответ на эту статью может быть рассмотрен для публикации.

См. также:

«Изъяны» в ключевом доказательстве по делу Локерби

Обман в деле Локерби

 

Мой PS:

Девиз Моссад: Хитростью и обманом ты будешь вести войну