Условия в финских концлагерях были ужаснее, чем в немецких

Маятник изучения истории России качнулся в сторону истины. Обнародованы результаты исследований, свидетельствующие о том, что тысячи останков, которые годами выдавали за жертв сталинских репрессий, на самом деле могли принадлежать людям, замученным во время Великой Отечественной войны финскими оккупантами...

Данные сенсационных исследований, не вписывающихся в привычную картину постсоветских исторических исследований "а-ля Мемориал", обнародовал на днях российский ученый, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой и директор Института Североевропейских исследований Петрозаводского госуниверситета Юрий Килин. Его статья была опубликована в газете "Калева" - одном из самых популярных изданий Финляндии, издающемся с 1899 года.

Нужно отдать должное сотрудникам финской редакции, которые совершили исключительно редкий, как для реалий современного западного мира поступок, предоставив возможность российскому ученому рассказать о чудовищных деяниях "цивилизованных европейцев" в годы Великой Отечественной войны.

Обнародованные Юрием Килиным данные ставят под большое сомнение устоявшуюся под влиянием либерально-ориентированных историков версию того, кто был виновников смерти людей, останки которых были обнаружены в 90-е годы в урочище Сандармох (Карелия).

Массовые захоронения Сандармоха были выявлены в 1997 году экспедицией "Мемориала". Речь шла о 236 братских могилах, в которых покоились останки тысяч людей. Все они по умолчанию были объявлены жертвами репрессий из Соловецких лагерей и с Беломоро-Балтийского канала. Однако все на самом деле оказалось гораздо сложнее...

1 октября 1941 года после ожесточенных боев советские войска, уступающие силам финского агрессора, вынуждены были оставить Петрозаводск. В декабре финны захватили столицу карельского ГУЛАГа Медвежьегорск и вышли к Беломорканалу. Оккупанты моментально "оприходовали" советские пенитенциарные объекты и приспособили их для своих нужд, превратив их в концентрационные лагеря. Только теперь людей бросали в них просто по национальному признаку. Основным контингентом финских лагерей стали представители местного славянского населения, а также - советские военнопленные.

Немногие знают, но из всех концлагерей времен войны наверное самые страшные условия были именно в финских. Финны в значительно меньших масштабах практиковали "систематические" казни, но зато доводили людей до смерти пытками, голодом, тяжелой работой, антисанитарией. Кроме того, сотрудники концлагерей постоянно сами убивали заключенных даже без команды свыше. Следует отметить, что в результате самой массовой мобилизации за всю Вторую мировую войну, власти Финляндии все более ли менее адекватные кадры бросили на фронт. В тылу, в том числе и для охраны концлагерей оставляли откровенные отбросы или даже людей, не вполне нормальных. В итоге в результате "инициативного" самосуда со стороны сотрудников охраны лагерей погибло около 5% пленников, что является самым высоким показателем среди воевавших стран. Из советских военнопленных, согласно подсчетам доцента Антти Куяла, погибло порядка 22 тысяч человек - или более 34%! Захваченных же в Карелии советских разведчиков после допросов сразу казнили по команде армейского командования.

Самыми страшными, по информации исследователей, были лагеря, в которых занимались лесозаготовками. Для содержания пленных финны использовали бараки, принадлежавшие ранее системы ГУЛАГа, - вот только условия содержания и питание были гораздо хуже. Освобожденные из карельских лагерей и призванных в Красную армию бывшие заключенные оказывались в тех же бараках, только в еще куда более страшном положении. В некоторых из этих лагерей при финнах смертность достигла 100%. Рацион русского военнопленного в них официально составлял 170-240 грамм хлеба, 2 литра жидкой баланды (разведенной в воде ржаной муки), 10 - 15 грамм сахара, 30 грамм мяса или рыбы, литр кипятка в день. Но и это - "на бумаге". На практике нормы никогда не исполнялись. И без того более, чем скудный продуктовый набор отбирался охраной.

Юрий Килин:

"На высокую смертность влияли вражда и ненависть к русским, дефицит продовольствия и проблемы с психическим здоровьем охранников концлагерей. Две последние причины могут быть эвфемизмом для ненависти к русским".

Вот что говорили о пребывании советского населения в финских концлагерях, люди бывшие их узниками.

Аркадий Ярицын, Петрозаводск:

"Много лет после освобождения, да и теперь ещё иногда, как только закрою глаза, вижу перед собой ряды колючей проволоки с часовыми на вышках.

Передо мной проходят исхудалые лица женщин и измождённых мужчин, детей с потухшими глазами, одетых в тряпьё. Вижу страшную вывеску с предупреждением о расстреле. Из дома, что и сегодня стоит на улице Олонецкой в Петрозаводске, время от времени доносились страшные крики. Там истязали и пытали людей. Туда доставляли виновных в нарушении лагерного режима или тех, кого охранники считали таковыми по своему усмотрению. Новоявленные палачи, не считаясь с девической стыдливостью, не слыша детского плача, срывали со своих жертв одежду и избивали резиновыми плётками. Такому избиению мог подвергнуться каждый, ибо никто не мог предвидеть, к чему придерётся надзиратель".

Виктор Николаевич Волков:

"Из продуктов главный продукт, конечно, была мука. Но это была не мука! Это была молотая белая бумага с добавкой муки. Хлеба, коржа из неё нельзя испечь, хоть ты удавись, не получалось. Мы варили эту муку, глотали серый клейстер, который щёлкал на зубах, прилипал к нёбу. Как мы ждали весну! Скорее бы увидеть, сорвать травинку, съесть. Когда трава пошла, её тут же всю съедали, огороды были голые, чёрная земля. Первой съедали крапиву, затем клевер. От голода, от грязной травы началась дизентерия. В лагере появился врач Богоявленский. Его палка ходила по спинам тех, у кого плохо убран двор, грязно в уборной. Маму стали гонять на рытьё траншей. Рядом с кладбищем рыли, а затем возили туда мёртвых. Утром по лагерю едет телега-ящик, собирает умерших за ночь. Летом парней, которым исполнилось 15-16 лет, финны отправили на лесозаготовки. Вернулись к зиме — кожа да кости. Многие после померли от чахотки".

Что же касается массовых захоронений Сандармоха, то есть все основания полагать, что в местах захоронения бывших заключенных карельского ГУЛАГа, финны стали массово "подзахоранивать" убитых и замученных ими советских людей.

Директор института истории Петрозаводского госуниверситета Сергей Веригин:

"Я по документам смотрел — 3,5 тыс. расстрелянных. Сейчас почему-то дают цифру около 9 тыс. Скорее всего, советских военнослужащих, находившихся в финских лагерях, хоронили там же, где заключенных ББК, — в расстрельных ямах Сандармоха. Про заключенных ББК известно, а вот про советских военнопленных ничего нигде не написано(...). «Мемориал» делал упор только на расстрельных списках, они занимались заключенными ББК. Но «Мемориал» не интересовало то, что в этих же расстрельных ямах могут быть пленные советские солдаты".

Часть документов касательно деятельности концлагерей в Карелии власти Финляндии сознательно уничтожили, остальные - не горели (и, нужно понимать, и по сей день не горят) желанием демонстрировать широкой общественности. А было бы очень неплохо, если бы историки получили к ним доступ...

"Мемориала" уже заявили прессе, что в исследования историков не верят. Мол, участники войны из числа финнов утверждали, что ни о каких захоронениях даже не знали. Ну да, конечно. Сотрудники "Мемориала" у них бы еще попросили лично признаться, что они участвовали в расстрелах и пытках... Это как командование Вермахта, которое после войны с честными глазами рассказывало о том, что немецкие военные никакими зверствами на оккупированных советских территориях якобы не занимались. Тем более, Финляндия - интересная страна. В 90-е годы ее власти требовали от российского руководства выдачи советских партизан, сражавшихся с гитлеровцами, суду Финляндии для привлечения к уголовной ответственности за рейды на территорию контролируемую финскими оккупантами. Кроме того, очень многие в Хельсинки любят называть "своими" территории, которые Финляндия сначала аннексировала у России в 1918 - 1920 годах, а потом была вынуждена дважды возвращать - в 1940 и 1944. И дабы у Финляндии больше не было желания заводить эту волынку, а "западных партнеров" - ее поддерживать, им нужно постоянно напоминать правду о том, что происходило во Вторую мировую войну на самом деле.

А как сказал однажды профессор Юрий Килин:

"В постмодернистском мире ваши страдания имеют значение только в том случае, если они есть в Интернете в качестве видео на английском. Поэтому сейчас мы работаем над этим проектом, чтобы не оставить шанса любителям искажать историю".

Да и просто до правды нужно докопаться. Этого, как минимум, требует наш долг памяти перед соотечественниками, защищавшими наше будущее и погибшими от рук представителей фашистского блока, в которой входила и Финляндия. И выдавать павших от рук врага людей за "жертв сталинских репрессий" - это как-то неправильно.

Источник: http://politrussia.com/istoriya/usloviya-v-finskikh-985/

32
1931
36